РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕССОЛИВАНИЯ УГЛЕЙ

Гончар Е.Н., Сергеев П.В.


Источник: http://masters.donntu.ru/2007/fema/ryabchuk/library/bibl/05.htm


В ДНТУ разработана новая технология переработки соленых углей Западного Донбасса. Основная идея предлагаемого способа обессоливания состоит в сочетании процессов “водная промывка - масляная агломерация угля”. В качестве агломерирующего агента применяют аполярные реагенты нефтяного происхождения, каменно-угольные смолы или вторичные масла. Технологическая схема включает двухстадиальное дробление исходного угля с предварительным грохочением на каждой из стадий до крупности 3-0 мм.

Ключевым отличием является дробная подача реагента в про-цесс. Сначала подача аполярного реагента в количестве 0,3-0,5% на сухую массу угля осуществляется в питание молотковой дробилки второй стадии дробления. Это обусловлено тем фактом, что интенсивность химических взаимодействий на границе “уголь-реагент” максимальна в случае механохимической активации соленого угля дроблением в присутствии реагента.

Измельченный уголь промывается в контактных чанах или в процессе гидротранспорта. После обессоливания уголь агломерируется путем перемешивания в турбулентном потоке гидросмеси с добавкой реагента в количестве 5-7% от угля. При гидротранспорте соленого угля вторая порция реагента по-дается в углепровод в точке удаленной на 50 км. от головного терми-нала магистральной гидротранспортной системы и процесс агломерации производится непосредственно в углепроводе, что суще-ственно упрощает весь технологический комплекс.

Рациональное количество реагента (первой и второй порции) установлено эмпирически исходя, соответственно, из критериев дос-тижения требуемой степени обессоливания водной промывкой час-тично омасленного угля и обеспечения удовлетворительной агломерирующей способности соленого угля.

Угольный агломерат после обезвоживания фильтрованием (при гидротранспорте на центрифугах и фильтрах) подвергается эжектированию при скорости воздуха на срезе сопла эжектора не ме-нее 100 м/с. Применение этого высокоэффективного способа механи-ческого обезвоживания угля вместо термической сушки становится возможным в результате окомкования тонких угольных фракций в агломераты.

Испытания новой технологии на соленых углях марки “Г” Но-вомосковского месторождения Западного Донбасса, проведенные на совместной стендовой установке ДНТУ и НПО “Хаймек”, показали ее высокую эффективность. Разработка ДНТУ обеспечивает получение кондиционного обессоленного угля (при снижении содержания Na2O c 0,7-0,8% до 0,25-0,30 %) влажностью 8-10%, пригодного для сжига-ния на ТЭС. Калорийность агломерированного угля повышается на 200-230 ккал/ кг за счет применения органического реагента-связующего. При этом существенно упрощается технологическая схема обезвоживания угля и уменьшается количество оборудования.

Получаемое по новой технологии агломерированное угольное топливо может также служить основой для приготовления водоугольных, углемасляных и водо-угле-масляных топливных суспензий.

Література

  1. Никитин И.Н. Разработка флокуляционно-флотационного способа обогащения угольных шламов с применением латексного флокулянта. – Автореф.диссерт. на соиск.уч. степ.канд.техн.наук.-Люберцы: ИОТТ,1986.- 16 с.
  2. Афанасенко Л.Я. Исследование характеристик и свойств засоленных углей Донбасса и их изменений при термической обработке. Автореф. дисю на соискание ученой степени канд. техн. наукю: 05.17.07/Харю политехню институт. - Харьков, 1990. - 20с.
  3. Симонова В.В. Исследование состава, структуры и свойств соленых углей Западного Донбасса. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. хим. наук: 05.17.07/ Донецк Ин-т Физ.-орг. хим. и углехим. НАН Украины. - Донецк, 1992. - 121 с.
  4. Гоу М.Коррозионные действия примесей, содержащихся в топливе// Энергетика за рубежом. - M: 1965. - с.33.