Источник: Інженерна освіта у розвитку сучасного суспільства - 2011 / Тези доповідей і повідомлень Міжнародної науково-рактичної конференції. - Донецьк, ДонНТУ - 2011, с. 123-126.
В технических вузах уделяется мало внимания гуманитарным дисциплинам. да и студенты таких вузов уделяют этим предметам недостаточно внимания, большинство пытается заучить предметы исключительно по специальности, даже не разобравшись что к чему. Хотя именно гуманитарные науки стремятся к постижению смысла и сущности техники, а не техника пытается освоить сферу общественной жизни.
Для студентов технического вуза наиболее актуальна философия техники - которая уже вылилась в самостоятельную область научного исследования, так как большинство предметов связаны с точными науками для разработки технических проектов, но они часто разрознены и не имеют общей перспективы. Таковую и предлагает философия техники.
Ниже имеет смысл привести аргументы в пользу того, что философия техники должна преподаваться в технических вузах.
1.Технические науки возникали в качестве прикладных областей исследования естественных наук, используя знания этих наук. Но у них исходные теоретические схемы, заимствованные из естествознания, были подвергнуты значительной модификации в результате их приспособления к решению конкретных инженерных задач. Нет оснований считать одни науки более важными и значимыми, чем другие. Все зависит от точки отсчета. Сегодня все большее число философов техники придерживаются той точки зрения, что технические и естественные науки должны рассматриваться как равноправные научные дисциплины [1, с. 187, 189].
Технические науки тесно связаны с естественными науками и в генетическом аспекте, и в процессе их функционирования. Из естественных наук были транслированы первые исходные теоретические положения технических наук, способы представления объектов исследования и основные понятия, а также заимствованы идеал самой научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, построение идеальных моделей [1, с. 191].
Исследование соотношения и взаимосвязи естественных и технических наук направлено также на то, чтобы обосновать возможность использования при анализе технических наук методологических средств, развитых в философии науки в процессе исследования естествознания. В большинстве работ философов техники, посвященных исследованию технических наук, анализируются в основном связи, сходства и различия физической и классической технической теорий [1, с. 193].
Сейчас тесно переплетены ученные, создающие технику, и инженеры, работающие как ученные. Поэтому та точка зрения, что фундаментальная наука генерирует все знания, которые затем просто применяется инженером на практике, не соответствует реальному положению дел в современной технике. Технические науки представляют собой самостоятельные научные дисциплины наряду с общественными, математическими и естественными науками [1, с. 197]. Поэтому образованный инженер должен знать в достаточной мере все эти науки, и связи между ними.
Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение ее оказывается невозможным без насыщения ее наукой. Именно двойственная ориентация технического работника - с одной стороны на научные исследования естественных, природных явлений, а с другой – на производство или воспроизведение своего замысла человека-творца, заставляет взглянуть на свое изделие иначе, чем это делают и ремесленник, и ученый-естествоиспытатель.
Установление тесной связи технических знаний с математическими и естественнонаучными методами делает их теоретическими техническими знаниями, основанными не на гипотетико-дедуктивном, а на проективно-прагматическом подходе, при котором место идеализированной абстракции занимает общая схема действия, цель которой достичь определенной оптимизации [1, с. 197]. Именно для оптимизации человек и создал технику. Техника здорово помогает нам в быту, позволяет быть более коммуникабельными.
2.В наши дни общество очень привязано к комфорту, что обеспечивают современные технологии и техника. Трудно представить себе мир без технических достижений. Плохо только то, что техника делает человека «своим рабом», растет его зависимость от созданной им техники, опасность возникновения техногенных катастроф и природных катаклизмов, вызванных вмешательством человека, а также непредсказуемый риск, сопряженный с использованием современной техники и технологий.
К тому же мир начинает жить по принципу купли-продажи, навязанному рекламой. Кто-то решает, что мы каждый месяц должны менять телефон на более тонкий, старенькую машину на новую с раздельным подогревом сидений, и т.д. Нужно всегда задумываться, для чего мы живем, согласны ли мы два месяца работы потратить на какую-либо вещь? Проще говоря, современная техника и технологии в альянсе с рынком, который нацелен на манипуляцию человеческими желаниями, как раз и усиливают рабство человека. Ученый обязан постоянно анализировать свою научную деятельность и собственные конкретные действия соотносить с общественным организмом, в интересах которого в конечном счете действуют и наука, и техника.
3. Раньше считалось, что инженер несет ответственность только перед работодателем, однако с 1960г. эта позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь технические умы отвечают перед обществом в целом. Профессиональные технические общества выработали новые этические кодексы, подтверждающие приоритет общественного блага [2, с.79].Тем не менее велись и ведутся серьезные дискуссии в инженерной среде о необходимости разрабатывать принципы профессионального поведения и этику социальной ответственности, поскольку технологическая власть крепнет. Существует мнение, что есть три формы в которых может осуществляться ответственность технического работника за использование техники и за ее результаты. Первая – это индивиды в повседневной практике их работы, вторая – это группы в технических обществах и третья – вынесение вопросов, ранее бывших компетенцией только специалистов на публичное обсуждение в связи с угрожающими проблемами, вырастающими из деструктивных применений техники [2, с.107]. Сейчас инженерные работники начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. В технической среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Высококвалифицированный перспективный работник все больше отходит от технического производства: ему приходится посвящать себя задачам управления и ответственности, что приносит ему более высокий престиж и соответственно доход. Такая форма деятельности может быть успешно осуществлена, когда в планы его обучения включаются междисциплинарные общественно-научные курсы. В них должны подчеркиваться значимость представлений о социальных ценностях, способность гуманной ориентации, когда речь идет о благе общества [3, с. 20, 121 ].
Многофункциональную социальную философию техники можно создать лишь с одновременной разработкой социологии техники и самой технической интеллигенции. Социология техники без технической интеллигенции была бы пустой. Для того, чтобы философия техники стала ближе к практике нужны критические коррективы, которые могли бы внести философы [3, с. 21 ]. Да и каждый человек должен иметь свой философский взгляд на происходящее.
За последние три столетия под влиянием технического прогресса, а также той огромной мощи, которой он наделил человека, получили развитие не только отдельные аспекты, имеющие отношение к профессиям, но и вся область этики расширилась и стала включать отношения между человеком и остальным миром. Техника и человек неразделимы. Способность делать орудия и сделала его человеком, поэтому история и философия не могут обойти вопрос о сущности техники. Наука и техника принесли человеку не только преимущества, но и беды, которые порождают проблемы этики ученных и инженеров, их социальной ответственности перед обществом, человечеством и отдельными индивидами [2, с.5].
В техническом вузе необходимо изучать философию, так как инженер и он же как представитель технических наук – это не только грамотный человек-функция, но прежде всего и член общества, семьянин, в его обязанности входит воспитывать детей, и от того как он с ними справится наше будущее зависит больше, чем от решения интегральной задачи. Поэтому стоит задуматься, на что лучше потратить отведенное время: на усовершенствование моральных качеств или функциональных возможностей? Что зависит от этого выбора и кто останется в выигрыше?