ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И. П. САВЧЕНКО, Е. В. МОКРЫЙ, И. И. САВЧЕНКО
Донецкий национальный технический университет


Источник: Уголь Украины, №7, 2007 – С 67-70.


Состояние охраны труда в угольной промышленности Украины, несмотря на комплекс мер, предпринимаемых правительством и министерством, остается критическим. Промышленность, требующая в силу специфики своей деятельности жесткой производственной и технологической дисциплины, неукоснительного соблюдения Правил безопасности, продолжает наращивать негативные тенденции. За 6 мес. 2000 г. в отрасли погибло 205 чел. Анализ обстоятельств и причин смертельного травматизма и аварий свидетельствует о том, что на предприятиях ослаблен контроль за ведением работ. Низкий уровень безопасности и противоаварийной защиты шахт обусловлен неудовлетворительным состоянием основных производственных фондов, недостаточным финансированием для их обновления, отсутствием управления безопасностью, снижением государственного надзора и общественного контроля за состоянием охраны труда.

На фоне возрастающих производственных рисков, увеличения количества травм и аварий профилактическая работа по охране труда, проводимая техническими инспекторами труда профсоюза, как и объем выполняемой ими работы по защите прав и интересов трудящихся, заметно снизились. Этому послужило прежде всего сокращение штата, а затем и прекращение финансирования технических инспекторов труда за счет средств соцстраха. Если в 1993 г. в угольной промышленности было 188 технических инспекторов труда, то на 01.01.2000 г. их осталось 45, или 24%.

Комиссиям по рассмотрению трудовых споров, судам дано 559 заключений о подтверждении небезопасных производственных ситуаций, о необоснованных отказах в составлении актов формы Н-1, о нарушениях прав потерпевших на возмещение ущерба и др. По требованиям технических инспекторов труда в 829 случаях после обращения потерпевших изменены записи в актах формы Н-1, уточнены главные причины несчастных случаев, отменены необоснованные обвинения потерпевших, предложены более конкретные меры по предупреждению подобных случаев. И все же это всего лишь четвертая часть выполняемой ранее техническими инспекторами труда работы.

После передачи в 1994 г. надзорных функций по охране труда государству ЦК профсоюза сосредоточил свои усилия на обеспечении контроля за созданием собственником здоровых и безопасных условий труда, соблюдением им требований законодательства, однако возможности эффективности такого контроля резко снизились, поскольку технический инспектор должен обслуживать от 5 до 15 шахт, не говоря уже о предприятиях и организациях отрасли.

Исходя из создавшейся обстановки, главной задачей профсоюза стала защита прав и интересов работников по всем вопросам охраны труда, а именно: при разработке новых и пересмотре действующих законодательных и других нормативных актов, участии в работе комиссий по приемке объектов в эксплуатацию, при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний, аттестации рабочих мест, подготовке и контроле реализации коллективных договоров и отраслевого соглашения. Надо признать, что объем указанной работы возрастает, а на профилактику по предупреждению травматизма возможностей у профсоюза практически нет.

На протяжении последних лет ЦК профсоюза целенаправленно ставит вопрос перед правительством и министерством о необходимости достаточного финансирования отрасли. Такие решения.

Проблемы охраны труда в угольной промышленности как отчисление 2% от стоимости реализованной продукции на охрану труда, целевое выделение денег из резерва Кабинета Министров на средства защиты шахтеров, не разрешили проблему. Не приняты во внимание предупреждения и требования профсоюза о преждевременности реформирования государственного надзора и общественного контроля за состоянием охраны труда.

Проблема охраны труда в угольной промышленности вышла на первое место. Материальные убытки от аварий и травматизма уже превышают бюджетное финансирование.

Выражая серьезную озабоченность ухудшающейся ситуацией с обеспечением безопасности жизнедеятельности предприятий угольной промышленности Украины ЦК профсоюза настаивает, чтобы правительство, Минтопэнергетики и Верховная Рада приняли безотлагательные решения и действенные меры по повышению безопасности на шахтах. В числе приоритетных направлений должны быть:

1. реальное увеличение государственных средств на реструктуризацию и обновление основных фондов производства;

2. ежегодное выделение средств для выполнения мероприятий по предупреждению аварий, несчастных случаев и профзаболеваний в размере не менее 15% сумм, выплачиваемых на возмещение ущерба потерпевшим; создание эффективной системы управления охраной труда и полноценных ее служб;

3. повышение квалификации и ответственности руководителей шахт за обеспечение безопасных условий работы и возобновление переподготовки кадров.

Кабинету Министров Украины, по нашему мнению, необходимо: решить вопрос финансового обеспечения отраслевой Комплексной программы мер по максимальному устранению факторов вредного воздействия производства на работников промышленности; выйти с ходатайством в Международную организацию труда о проведении проекта по вопросам безопасной отработки лав на одной из шахт ЦРД; внести предложения в Верховную Раду о дополнении в ст. 48 Закона Украины «Об охране труда», дающего представителю профсоюза (техническому инспектору труда) право приостановки работ на объектах, где возникла ситуация, опасная для жизни и здоровья работника; отменить решение о прекращении финансирования технических инспекторов труда за счет средств Фонда соцстраха.

Министерству топлива и энергетики следовало бы подать в Кабинет Министров следующие предложения:

1. о возобновлении совместно с Министерством образования централизованного обучения, подготовки и переподготовки руководителей, специалистов и работников отрасли;

2. о внесении в Верховную Раду на ратификацию Конвенцию МОТ «О безопасности и гигиене труда на шахтах» от 23.06.95 г. № 176;

3. о внесении совместно с Министерством охраны здоровья в законодательство изменений порядка вывода и трудоустройства лиц, признанных комиссиями при медосмотрах не пригодными по состоянию здоровья для работы в подземных условиях.