Уровень травматизма в угольных отраслях России и Украины

Перевод с английского: Лындина И.Г.


Источник: Proc. 2003 Winter Simulation Conf., New Orleans, LA, 2003.


Вентиляций

Угольная шахта представляет собой сложную производственную сферу с опасными условиями труда, где внезапные изменения геологической обстановки, неправильные действия и несоблюдение требований Правил безопасности даже одним человеком могут привести к катастрофическим последствиям с многочисленными человеческими жертвами. Опасность работы в шахтах и гибель людей сделали необходимым разработку специальных мероприятий по охране труда и принятие законодательных актов.

Первые законодательные положения по охране труда в шахтах России изложены в «Регламенте» Петра I (1722 г.), первые горные Правила безопасности появились в России в 1882 г.

В Украине 24 ноября 1992 г. был принят закон «Об охране труда», а 21 ноября 2002 г. этот закон принят в новой редакции. В соответствии с этим законом создан Национальный научно-исследовательский институт (ННИИОТ) для координации и решения научных проблем в области охраны труда.

Контроль за состоянием техники безопасности в Украине осуществляют Госнадзорохрантруда и профилактическая служба ГВГСС.

И в России, и в Украине проводят определенную работу по улучшению условий труда горняков, но аварийность и травматизм все-таки прогрессируют. В России коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом (чел./1 млн.т добычи угля) в 2003 г. составил 0.42, в Украине — 2.7. В 1989 г. в СССР значение этого показателя составляло 0.89, на шахтах ФРГ — 0.54. Самый высокий уровень травматизма отмечен на шахтах Китая, где ежегодно погибает 5.5–6 чел. на 1 млн.т добычи угля. Наиболее низкий уровень травматизма в шахтах в последние годы наблюдается в США, где показатель травматизма со смертельным исходом составляет в среднем 0.06 случая на 1 млн.т добычи угля.

Однако следует отметить, что коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом, рассчитываемый по объему добычи (чел./1млн.т добычи угля) не в полной мере отражает истинное положение по травматизму в отрасли. Статистические данные показывают, что уровень травматизма следует определять по коэффициенту частоты травматизма со смертельным исходом, рассчитываемому по численности промышленно-производственного персонала (ППП) (чел./100 тыс. чел.).

Групповые несчастные случаи со смертельным исходом происходят в шахтах и обусловлены, в основном, организационными причинами (человеческий фактор), выражающимися в нарушениях требований ПБ в условиях снижения уровней технологической и производственной дисциплины. Достаточно отметить, что до 7% несчастных случаев со смертельным исходом происходит в результате алкогольного опьянения пострадавших.

Высокий уровень травматизма в отрасли обусловлен и значительным износом основных фондов. Так, в 2001 г. в целом по отрасли износ фондов основного вида деятельности составил 47.2%, в том числе здания и сооружения Высокий уровень травматизма в отрасли обусловлен и значительным износом основных фондов. Так, в 2001 г. в целом по отрасли износ фондов основного вида деятельности составил 47.2%, в том числе здания и сооружения Высокий уровень травматизма в отрасли обусловлен и значительным износом основных фондов. Так, в 2001 г. в целом по отрасли износ фондов основного вида деятельности составил 47.2%, в том числе здания и сооружения — 37%, машины и оборудование — 37%, машины и оборудование — 37%, машины и оборудование — 57.3%.

Остается значительной профессиональная заболеваемость шахтеров, т.к. отсутствуют правовые и экономические стимулы за снижение профессиональных заболеваний. Отношение к трудовым ресурсам такое же, как к угольным — они кажутся неисчерпаемыми. Более того, отношения работодателей и наемных работников сейчас таковы, что наемные работники сами отказываются от прохождения медосмотров, боясь потерять работу.В результате удельный вес угольной отрасли в общем количестве профессиональных заболеваний по всем отраслям достигает 85–90%.

Также как и в России, в Украине увеличение уровня смертельного травматизма обуславливается организационными причинами (человеческий фактор), выражающимися в нарушениях требований ПБ, износа горно-шахтного оборудования, низкой требовательности контролирующих органов и др.

Из оставшихся в отрасли 163 шахт, отрабатывающих угольные пласты при средней глубине разработки 720 м, 32 шахты добывают уголь на глубине 1000–1400 м. По характерным особенностям, усложняющим ведение горных работ, шахты распределены следующим образом: 90% — газовые (по метану); 60% — опасные по взрыву угольной пыли; 45% — разрабатывают пласты угля, склонного к газодинамическим явлениям; 25% — опасные по самовозгоранию угля. В Донбассе, кроме отдельных шахт Ровеньковско-Антрацитовского региона, безопасных угледобывающих предприятий нет.

Отсутствие финансовых средств не позволяет обновлять оборудование основных производственных фондов, 80% которых по сведениям Госнадзорохрантруда (2001 г.) физически изношены и не отвечают требованиям безопасности. По материалам Госуглепрома Украины на период 2002 г. срочной замене подлежало: 513 шахтных подъемных машин (из них 415 — отработавших 1.5–2-х кратный расчетный ресурс), 353 вентилятора главного проветривания (фактически отработавших по 20–30 лет при сроках службы по ГОСТ-14 — 20 лет), 1560 водоотливных установок, 18 тыс.т подъемных канатов.

За 1994–2003 гг. в России добыто 2572 млн. т угля, при этом смертельно травмировано 1822 чел., коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом, рассчитанный на 1 млн.т добычи угля, составил в среднем 1.41; коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом, рассчитанный на 100 тыс. ППП, составил в среднем 52.7.

В Украине за 1994–2003 гг. добыча составила 808 млн. т угля, смертельно травмировано 3120 чел., коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом, рассчитанный на 1 млн. т добычи угля, составил в среднем 2.59; коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом, рассчитанный на 100 тыс. ППП, составил в среднем 64.9.

В создании аварийных ситуаций, приводящих к несчастным случаям, решающую роль, за редким исключением, играет человеческий фактор на разных уровнях управленческой и исполнительной функций производства. Наряду с этим, в последние годы в угольных отраслях обеих стран рельефно проявляется дефицит профессионализма, знаний и опыта кадров практически на всех уровнях управления угольным производством. Технический руководитель должен обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями горного дела, в совершенстве знать физико-технические и горно-технологические свойства горных пород, физические свойства угля и др. Такой объем знаний может быть достигнут в сочетании теории и практики.

В шахте должны работать только профессионально грамотные, физически крепкие и прошедшие профотбор специалисты, психофункциональное состояние здоровья которых соответствует требованиям повышенной опасности угольного производства с высоким уровнем риска.

Известно, что работа под землей также опасна, как и работа под водой и в космосе. Однако в течение последнего десятилетия шахтеры России и Украины за свой тяжелый и опасный труд получают нищенскую зарплату, которая не обеспечивает нормальную жизнь, активный отдых и безопасную работу. Нищенской является и пенсия шахтеров. В результате — потеря престижности профессии горняка и дефицит кадров в угольных отраслях обеих стран.

Снижение уровня травматизма в угольном производстве, по-нашему мнению, можно осуществить и увеличением уровня заработной платы шахтеров, и увеличением штрафных санкций за нарушения требований ПБ по охране труда, доведя их до уровней зарплаты и штрафных санкций в передовых угледобывающих странах Европы и США.

В учебных заведениях России и Украины целесообразно ввести изучение предмета «Горная деонтология» — науки о долге и должном.

Литература

  1. Charlie Russel. Overview of Microsoft Windows Compute Cluster Server 2003.