Право на охрану здоровья в Конституциях Украины и других европейских стран


Мельник В.Н., Тюльченко И.К.


Донецкий национальный технический университет


Источник: Соціально-економічний і політичний розвиток України: історичний досвід і сучасність - 2009 / Матеріали регіональної міжвузівської наукової конференції викладачів та студентів. - Донецьк, ДонНТУ - 2009, с. 85-87.


Право на охрану здоровья – это природное и неотъемлемое право каждого гражданина, которое относится к социально- экономическому праву. Оно признается даже теми странами, в конституциях которых не было закреплено. Сейчас право на охрану здоровья является составной частью национального права почти всех европейских государств.

Право граждан на медицинское страхование закреплено в конституциях Болгарии и Хорватии. В конституциях Албании, Литвы и Латвии государство защищает здоровье человека и гарантирует право каждого на основную медицинскую помощь или медицинское обслуживание. Право на максимально-возможный уровень физического и духовного здоровья закреплено и в Конституции Венгрии. В Конституции Швейцарии также предусмотрено, что Конфедерация гарантирует охрану здоровья.

Право граждан на охрану здоровья конкретно определено и в конституциях Польши, Словении, Словакии, Румынии, Эстонии, Сербии, Черногории, конкретно определено право граждан на охрану здоровья. Практически во всех этих странах конституционно гарантировано и право на бесплатное медицинское обслуживание предусмотрено на основе общественного страхования, в Словакии- на основе медицинского страхования, а в Сербии- на основе участия в обязательных страховых схемах.

В таких европейских странах, как Австрия, Германия, Лихтенштейн, право граждан на охрану здоровья конституционно не закреплено, но некоторыми статьями этих конституций предусмотрено осуществление государством законодательных и исполнительных действий, касающихся системы охраны здоровья и ее учреждений

На международном уровне право на охрану здоровья гарантировано «Общей декларацией прав человека», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Согласно ст.3 Конституции Украины здоровье человека - одна из наивысших ценностей государства. Статьей 49 Конституции установлено, что в Украине каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.

То есть в Конституции Украины и в других законодательных и нормативно-правовых актах предусмотрено обеспечение государством, через финансирование социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Таким образом, всем гражданам Украины гарантированы равные возможности в получении ими бесплатной медицинской помощи в государственных и коммунальных заведениях охраны здоровья, независимо от их положения или материального достатка.

На сегодня в большинстве стран Европейского Союза, конституциями которых гарантируется охрана здоровья граждан, не существует лишь бюджетной или только страховой модели финансирования отрасли охраны здоровья. Государство или ее организации обязательно принимают участие в финансировании услуг по охране здоровья, и, как правило, вклады в социальное страхование дополняются бюджетными ассигнованиями. Например, в Конституцию Германии не включено право на охрану здоровья, в то же время, хозяйственное обеспечение больниц, а также борьба с эпидемическими заболеваниями отнесено к компетенции федерального законодательства.

Наше государство создает условия для эффективного и доступного всем гражданам медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях охрана здоровья и медицинская помощь предоставляются бесплатно; существующая сеть таких заведений не может быть сокращена.

Те государства, которые в своих конституциях провозглашают право граждан на бесплатную медицинскую помощь, четко определяют и источники покрытия затрат на ее оказание и устанавливают, что объем помощи регулируется специальным законодательством. Это свидетельствует о том, что общество и государство ответственны перед своими гражданами за состояние здоровья, сохранение генофонда и обеспечивают приоритетность охраны здоровья в деятельности государства, улучшение условий работы, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медицинской помощи и обеспечение здорового образа жизни.

В современной медицине не только ведутся поиски новых средств и методов обследования, лечения и реабилитации пациентов, но и реорганизуется сама система медицинской помощи. На сегодняшний день ситуация такова: государство не может в полной мере обеспечить бесплатное лечение населения, которое в свою очередь обязано самостоятельно оплачивать свое здоровье. В ряде стран накоплен опыт страховой медицины, главная тенденция которой следующая: богатый платит за бедного, а в результате и тот и другой поучают медицинскую помощь в полном объеме и по закону.

На данный момент некоторые ученые предлагают внести изменения в статью 49 Конституции Украины в главе о предоставлении бесплатной медицинской помощи только за деньги, выделенные местными бюджетами, однако это ограничит права граждан в защиту, улучшение и укрепление здоровья.

Право граждан на охрану здоровья законодательно закреплено и в других нормативно-правовых актах Украины. Статьей 283 Гражданского кодекса гарантировано, что физическое лицо имеет право на охрану здоровья, которая обеспечивается системной деятельностью государственных и других организаций, предусмотренной Конституцией Украины и законом. Статьей 284 ГК установлено право физического лица на оказание ему медицинской помощи. Статьей 4 Основы законодательства Украины по охране здоровья среди основных принципов определено «равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в отрасли охраны здоровья».

В целом, с целью обеспечения полноценной реализации прав граждан на охрану здоровья в Украине, согласно европейским стандартам, представителям законодательной власти при разработке перспективного законодательства необходимо руководствоваться такими общепризнанными принципами, как конституционное развитие законодательства согласно конституционным нормам, верховенство законов среди других нормативно-правовых актов, динамичность, комплексность и своевременность законодательного процесса. Необходимо увеличить финансирование отраслей здравоохранения, правильно организовать сеть лечебных учреждений, рационально использовать кадровые и материальные ресурсы. Лишь тогда, когда законодательный процесс, касающийся финансирования отрасли охраны здоровья, поставит себе целью решение интересов человека, связанных с необходимостью улучшения и укрепления его здоровья, как конечной цели социального и экономического развития государства, граждане Украины смогут в полной мере реализовать конституционное право на охрану здоровья.