Образование в условиях информационного общества


Мельник В.Н., Муза Д.Е.


Донецкий национальный технический университет


Источник: Инженерное образование в развитии современного общества - 30 мая - 01 июня 2011 / Материалы международной научно-практической конференции. - Донецк, ДонНТУ - 2011, находится в печати.


Как известно, XXI век считается веком информации, то есть столетием информационного общества. Очевидно, что для общества, живущего в этот период, наибольший интерес представляет собой получение, сбор и хранение наиболее востребованной либо редкой информации. Качество информации носит характер решения прикладных задач. В этих условиях и возникает человек узкоспециализированный, воспитанный, как человек-функция, то есть направленный на решение конкретной задачи, не выходящей за рамки его ограниченной компетентности. В этом узком кругозоре человек теряется, как личность.

Совокупность наук и знания, направленных на образование личности человека все более приобретает информативный характер, характер накопления, сбора информации, а не способности самостоятельно мыслить, трезво оценивать обстановку и умения рассуждать. Ученик превращается, по сути, в некую систему накопления и хранения отсортированной информации. Как я понимаю, образование представляет собой духовно-нравственное развитие человека. Понятие и восприятие человека в мире -«Я в мире», важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром, нацеленность на помощь другим.

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение ,интернет, значительное число пользователей работает с использованием сотовой и других сетей. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсивно продвигается вперед, завершается этап неуправляемой информатизации. Управляемая составляющая, которая реализовывалась в основном в образовании, в промышленности и в административном управлении, оказалась явно недостаточной из-за малых финансовых средств, но в целом современный уровень информатизации позволяет констатировать, что начало следующего века станет точкой перехода из века энергетики в век информатики, как это прогнозировал Норберт Винер. Использование волоконно-оптических линий и сетей кабельного телевидения позволяет на одной и той же базе обеспечить передачу речи, видеосигнала, данных, служебной информации и тем самым обеспечить вхождение каждого пользователя как в российское, так и в мировое информационное пространство, а также обычную, на сегодняшний день, работу учащихся на домашнем компьютере. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д. [1]

Уже в настоящее время вхождение пользователя в мировую сеть позволяет получить огромные объемы информации, которая может быть предназначена и для идеологической обработки. Необходимо воспитывать корректное отношение к получаемой информации. Информационное пространство русского образования должно отвечать национальным интересам и базироваться на традициях отечественной культуры. Повсеместное использование зарубежной компьютерной техники сопровождается планомерным информационным идеологическим воздействием на пользователей. Можно пойти по пути зашиты от чуждой нам информации, создавая соответствующие методы и средства, но особое внимание нужно обратить на информационную культуру педагога, воспитателя, учителя школы и преподавателя ВУЗа. Уровень информационной подготовки учителя нередко отстает от уровня ученика, работающего на домашнем компьютере, подключенном к сети.[3,4]

Проблема развития интеллекта учащихся не может быть решена только средствами информатики, но проблема развития науки об образовании должна разрешаться с учетом перехода в информационное общество, в котором будет сформирована инфоноосфера личности, а поэтому развитие интеллектуальных способностей личности даже в настоящее время тесно смыкается с проблемой информатизации образования. [1]

Возможности информатизации образования определяются современными достижениями информатики и методологией их использования в образовании. Можно выделить три уровня информатики:

физический - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;

логический - информационные технологии;

прикладной - пользовательские информационные системы. [1]

Однако обучающееся подрастающее поколение нужно готовить к жестким условиям конкуренции, необходимости технологического перевооружения страны, к переходу промышленности в постиндустриальный этап развития, дающий возможность выхода из сырьевой зависимости. Для этого необходимо сохранить многостороннее образование, привнеся в него пункты, позволяющие соотносить его с международными стандартами, а не сжигать все мосты с многовековыми традициями отечественной педагогики. [2]

Мы стоим на пороге потери образовании, как такового, перехода в обмен информацией, причем, зачастую абсолютно нам не нужной и не полезной, что позволяет нам терять самое дорогое: время и силы, которые мы могли бы потратить для рождения гениальных идей, на самореализацию и понятия истинных духовных ценностей. Человек начинает терять самого себя, что страшит меня более всего. С помощью всего этого человек не образует себя, а наоборот, дробит себя на части- не может собрать себя воедино. Я считаю, что прежде всего нам необходимо научиться работать с поступающей информацией, отсеивая ненужное, брать самое необходимое, в чем уверен, не забывать ее тщательно анализировать, а также учиться думать…

Образование состоит из многих аспектов, но все они направлены на то, чтобы узнать цель своей жизни, принцип мироздания, увидеть себя в этом мире…Однако, человек, занимающийся самообразованием не должен быть индивидуалистом, думающим исключительно о себе. Кроме личностного роста ему необходимо участвовать во всех социальных процессах, улучшать жизнь общества, работать на благо окружающих его людей. Такая соционаправленная личность станет достоянием общества, так как ее знания- социальный капитал. Остается только надеяться, что общество будет состоять именно из таких людей.