UKR ENG ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ | ||||||||||||||||||||||||||||
Полий Даниил Васильевич
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
2 Цель работы и задачи исследования 3 Обзор исторических этапов развития земельных отношений в Украине 4 Судебные проблемы рассмотрения земельных споров и подсудность рассмотрения дел судами |
|||||||||||||||||||||||||||
Актуальность исследования проблем судебного рассмотрения земельных споров обусловлена ежегодным возрастанием дел, возникающих при разрешении споров в сфере земельных отношений. Цель работы. Рассмотрение и анализ судебных ошибок земельных споров. Задачи. 1. Проанализировать структуру и выделить ошибки рассмотренных земельных споров. 2. Рассмотреть исторические этапы развития земельных отношений в Украине. 3. Выявить пробелы и недостатки в законодательстве Украины, регламентирующее судебное разрешение земельных споров. 4. Выполнить классификацию земельных споров. 5. Создать базу данных, позволяющую структурировать судебные проблемы и ошибки, допущенные при рассмотрении определенных видов споров. Исследование судебных ошибок земельных споров невозможно без представления об этапах развития земельных правоотношений в Украине, в частности, земельных споров. С древнейших времен и вплоть до IX века споров о земле не существовало. Это обуславливалось наличием огромного количества неосвоенных земель и отсутствием права частной собственности на землю. [1] Первоисточником становления права собственности на землю можно считать Русскую Правду – свод законов Киевской Руси. Несмотря на то, что гарантий частного землевладения установлено не было, при регулировании имущественных споров, земля стала выступать одним из главных объектов права собственности. [2] Основными спорами в то время были споры о нарушениях, касающихся нарушений права собственности на землю. Со второй половины XIV века до 1991 года правовой статус украинских земель определялся законодательством стран, господствующих на территории современной Украины. С середины XIV века до середины 50-х годов XVII века бòльшая часть Украины была под властью Польско-Литовского княжества. В соответствии с Польско-Литовским законодательством в Украине действовало несколько видов судов, подсудность дел которых определялась собственником земли. После создания Речи Посполитой структура землевладения в Украине изменилась в пользу крупных землевладельцев. Мелкие и средние землевладельцы были практически вытеснены. Ввиду того, что крупные землевладельцы были на государственной службе – все земельные споры данного периода решались в их пользу. Процесс вхождения Украины под протекторат России ознаменовался активным перераспределением земли. Права собственности, межевания земель, защита прав пользования землей устанавливались «Генеральним слідством про маєтності» (1729-1730 гг), а также кодексом «Права, по которым судится малороссийский народ». В частности, «Генеральним слідством про маєтності» устанавливались шесть категорий земель, среди которых были выделены в отдельную категорию спорные земли. [3] Генеральное межевание, инициированное в 1754 году повлекла за собой возрастание земельных споров, в частности – споров о размежевании земель. Разрешались они специальными межевыми судами, которые были созданы из подкоморных судов. [4] Попытка реформирования системы разрешения земельных споров была предпринята после реформы 1861 года. Первой инстанцией для решения споров являлись мировые посредники. «Положением о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» регламентировалось: порядок назначения мировых посредников на должность, компетенция, процедура разрешения спора и его обжалования. Мировые посредники назначались из числа дворян, что не способствовало доверию крестьян к первой инстанции и убеждению, что посредники защищают интересы помещиков. Обжаловать решение мирового посредника можно было во второй инстанции – уездных съездах, в чьей компетенции также было утверждение уставных грамот на землю. Третьей и последней инстанцией обжалования являлось губернское по крестьянским делам присутствие. [5] Этап становления государственности 1917-1920 гг характеризовался нестабильностью власти в Украине, а земельные споры разрешались по законодательству Центральной Рады, Директории. Победа советской власти ознаменовала принципиально новый этап землевладения. В период НЭПа правовое регулирование разрешения земельных споров производилось советским законодательством. Советская политика в отношении земли закреплялась Земельным кодексом УССР, принятым в 1922 году, положения которого детализировались в частности Законом «О порядке рассмотрения земельных споров» от 24 мая 1922 года. В соответствии с этим законом создавались земельные суды – земельные комиссии. Разрешение земельных споров производилось в соответствующих волостных, уездных, губернских земельных комиссиях. Вмешательство в эти споры, либо их разрешение другими органами исключалось. Контроль земельных комиссий осуществляла Особая Коллегия Высшего Контроля по земельным спорам. Фактически, земельные комиссии выполняли функции специализированных судебных органов с элементами административных положений. Эти органы рассматривали все без исключения земельные дела независимо от их характера и субъектного состава. [6] Курс на всеобщую коллективизацию и принятые в 1928 году «Общие положения о землепользовании и землеустройстве» способствовал развитию новых общественных отношений в селе. Это повлияло на то, что в 1930 году земельные комиссии прекратили свою деятельность. Ликвидация земельных комиссий поспособствовала более четкому разделению земельных споров на те, которые решались исключительно в судебном порядке, и те, которые решались в административном порядке. Создание новых районных, областных, краевых и республиканских земельных комиссий было призвано обеспечить устойчивое землепользование и охрану земель. Также, было более четко прописан регламент и сроки рассмотрения споров. Главное отличие новых земельных комиссий от действовавших в 1921-1930 гг являлось то, что новые комиссии были призваны не только разрешать земельные споры, а и выполнять контроль использования колхозных земель. Однако, с расширением административной юрисдикции органов, разрешавших земельные споры, новые комиссии были ликвидированы в 1939 году. Земельным кодексом УССР 1970 года детально закреплялась процедура административного решения земельных споров. Судебное рассмотрение дела предполагалось лишь при споре между совладельцами индивидуальных жилых домов. Политические процессы конца 80-х годов обусловили переход к новым формам землевладения. Принятые в 1990 году в новой редакции Основы законодательства СССР и союзных республик о земле закреплял принципиально новых положений. Так, отменялась исключительная государственная собственность на землю, признавалась частная собственность, земля могла сдаваться в платную аренду. Также, устанавливалось, что имущественные споры, связанные с землей разрешаются судом или государственным арбитражем. С распадом СССР и обретением Украиной независимости земельные отношения претерпели радикальные изменения. Введение земельной реформы, введение рыночных отношений в землевладении вызвало необходимость нового подхода к построению вертикали органов, рассматривающих земельные споры. Таблица 3.1 - Краткий исторический обзор этапов развития земельных отношений в Украине.
На сегодняшний день, в научной литературе существует несколько различных определений спора, как правового конфликта. Свое мнение насчет формулировок высказывали такие ученые и научные деятели, как Гуревский В.К., Решетников В.И., Иконицкая И.О., Ерофеев Б.В. Наиболее точным и современным определением является следующее: земельные споры - это особый вид правовых отношений, в основе которых находятся разногласия субъектов, проявляющиеся в процессе возникновения, реализации, изменения или прекращения земельных прав, их охраны (защиты), в связи с нарушением прав и законных интересов (или их признанию) собственников земельных участков, землепользователей, в том числе и арендаторов земельных участков и других субъектов земельных правоотношений. Большинство земельных споров разрешается в судебном порядке хозяйственным или административным судами, что обусловлено нормами законодательства Украины. К проблемам судебного рассмотрения земельных споров можно отнести подведомственность дел судам. Постановлением Пленума ВСУ № 2 от 19.03.10 (которым существенно изменено постановление «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» № 7 от 16.04.2010 была предпринята попытка разграничить юрисдикцию судов в вопросе рассмотрения земельных споров. Исходя из постановления, можно выделить следующую подведомственность:
Таблица 4.1 - Подведомственность земельных споров
Следует отметить, что решение земельных споров было изъято из компетенции третейских судов. Такая кардинальная мера была вызвана многочисленными злоупотреблениями в деятельности третейских судов при рассмотрении споров. Используя пробелы в законодательстве, а также то, что решение негосударственного суда нельзя обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях, третейские суды использовались в рейдерских схемах, как инструмент для "легализации" незаконных договоров об отчуждении земельных участков сельскохозяйственного назначения, объектов самовольного и незавершенного строительства. Кроме того, довольно частыми были случаи принятия третейскими судами решений с нарушением прав лиц, которые вообще не принимали участия в третейском рассмотрении. Также, к проблемам судебных правоотношений можно отнести проблемы, с которыми столкнулись судьи при рассмотрении земельных споров, а именно: отсутствие практики разрешения земельных споров, недостаточная компетенция в области земельного права, неполнота и неурегулированность земельного законодательства, а также низкая правовая культура украинского общества. 5 Структура судебных дел, рассмотренных Актуальность данного исследования обусловлена ежегодным возрастанием количества рассмотренных судами дел, возникающих при разрешении споров в сфере земельных правоотношений. Так, на протяжении 2008 года рассмотрено 5237 дел, что на 14% больше, чем в 2007 году (4482 дела); их количество, по сравнению с 2006 годом (4063 дела),также увеличилось на 10%.
Рисунок 5.1 - Количество рассмотренных судами земельных споров Gif-анимация создана в программе Adobe Photoshop. Содержит 4 кадра. Объем анимации - 28 kb
Структура рассмотренных дел выглядит следующим образом: • о предоставлении земельных участков в пользование, в том числе в аренду, -4440; • о самовольное занятие земельных участков - 3469; • о приобретении и реализации права собственности на земельные участки - 867; • о прекращении прав и изъятия земельных участков - 990; • об установлении земельного сервитута - 125; • о застройке земельного участка государственной собственности - 66; • об использовании земель охранных зон - 54; • о защите прав иностранного инвестора - 7; • о распоряжении земельными участками, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации - 21.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|