Святогорск — жемчужина Донбасса
Введение
Я очень люблю путешествовать! Путешествие — это всегда смена настроения, эмоций, обстановки. Новые пейзажи, новые люди, новые впечатления, другие улицы и дома, даже солнце и небо другие! Все такое необычное, захватывающее, восхитительное! В каждом городе находишь что-то чарующее, оно вспоминается потом, когда перебираешь брошюрки, открытки, карты, сохраненные как память о поездке. Я посетила не много мест, но о каждом остались очень яркие воспоминания.
Город Львов запомнился своим множеством памятников культуры. Центральным пунктом этого города является ратуша, откуда открывается необыкновенный вид. В Карпатах больше всего впечатлила гора Тростян, которая имеет высоту в 1234 м над уровнем моря. Путь на верх проложен самой длинной канатной дорогой на Украине (2700 м), который занимает 23 минуты. Во время подъема можно спокойно обозревать невероятную красоту заснеженных Карпатских гор. Вне всякой конкуренции остаются живописные места Крыма. Уникальная природа, горы, море, солнце, прекрасные дворцы, чарующие парки, необыкновенные панорамы.
Все это замечательно, но для меня остается и всегда будет оставаться самым любим то место, где отдыхаешь не только телом, но и душой; где насущные проблемы, которые казались огромными, вмиг становятся ничтожными; где получаешь необыкновенную радость, и появляется неутолимое желание дарить ее людям; где необыкновенная красота природы гармонирует с духовным богатством. Свято-Успенская Святогорская Лавра является духовным центром Донбасса и всей Восточной Украины. Многовековая история монашеской обители дала миру множество святых, а также уникальный историко-архитектурный комплекс, сочетающий естественные природные элементы и творение рук человеческих.
Святогорск воспевали в своих стихотворениях многие писатели и поэты классической литературы. И немало современных поэтов пишут стихи о Святогорске. Также много художников отдают предпочтение пейзажам святых мест и побережью Северского Донца, на котором расположилась Лавра.
Рисунок 1 – Святогорская Лавра (вид с набережной). Художник Виктор Бабкин
Святогорская Лавра
Да, на Руси святых не счесть
Тем и стоит еще держава
Не газ богатство и не нефть
Монахи, старцы – наша слава.
Надежда Семенчукова
История этой древней обители уходит вглубь веков. С момента основания и до наших времен Святогорский монастырь, а с 2004 года – Лавра, находится под покровом Пресвятой Богородицы. Свято-Успенская Святогорская Лавра, как и многие монастыри Православной Церкви, претерпевали периоды рассвета и упадка. Так, в XVIII веке обитель была упразднена и получила статус пустыни, а в XIX веке вновь возродилась и процветала до 1922 года, когда безбожная власть закрыла монастырь, а монахов отправили в тюрьмы. Но все эти испытания Святогорская Лавра мужественно перенесла. В конце XX века обитель снова стала возрождаться, зазвенели церковные колокола, зазвучала в Лаврских храмах молитва.
В 1992 году была вновь открыта Святогорская обитель. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры – «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора. Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).
Много пережито, много совершилось. Возродилось богослужение и монашеское пение, реставрируются храмы и корпуса, открыт после 70-летнего запустения Свято-Успенский собор – украшение обители. В 1992 году, 4 октября, крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыня - Святогорская икона Божией Матери. Другое, не менее важное как для монастыря, так и для всей Украины, событие произошло 24 августа 1995 года: Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский Чудотворец.
Центральное место в жизни любого монастыря занимает богослужение, так как молитва - это первая обязанность монаха.
«У монаха два крыла: молитва и труд физический. Одно крыло оторви – это будет уже калека, а не монах. Поэтому монахи всегда были молитвенниками, и великими тружениками. Молитва считается трудом из трудов. Кто не научился трудиться физически. Тот никогда не научится молиться. И все эти храмы, которые мы видим, – есть плод усилий монахов, которые подвизались на этом святом месте во все века» Епископ Арсений.
В настоящее время число братии составляет более 100 человек, с каждым годом оно увеличивается. Они неленостно исполняют самые различные послушания: трудятся в столярной, пошивочной мастерских, кузне, пекарне, пасеке, огородах, в саду, на просфорне, братской и паломнической трапезах, в гаражах, экскурсоводами и на других послушаниях.
В 1997 году в обители вновь зазвонили колокола. На 5 монастырских колокольнях собрано 54 колокола, самый большой из них весом более 6 тонн.
В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский Владимир в сослужении пяти архиереев совершил его освящение.
В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория "Святые Горы" жилые и хозяйственные строения.
На своем очередном заседании, которое проходило 9 марта 2004 г. в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Священный Синод заслушал доклад Высокопреосвященного Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, управляющего Горловской епархией, относительно возможности предоставления Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры. Учитывая древность обители, ее историческую роль, многочисленные просьбы православных верующих Донбасса, а также активное возрождение монастыря и его благотворное влияние на духовную жизнь региона и страны в целом, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение предоставить Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии статус Лавры. Отныне он именуется Свято-Успенской Святогорской Лаврой.
Стоит отметить, что присвоение монастырю этого высокого статуса - событие исключительное. Так, в масштабах Русской Православной Церкви последний раз оно имело место сто семьдесят лет назад - в 1833 г., когда Почаево-Успенский монастырь был удостоен столь высокой чести. Свято-Успенская Святогорская Лавра - пятая по счету после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой (г. Сергиев Посад Московской области), Александро-Невской (г. Санкт-Петербург) и Почаево-Успенской.
Достопримечательности Святогорской Лавры
Речка, роща, купола,
Облака над куполами.
И звонят колокола
Над былинными горами.
Сергей Волохов
Рисунок 2 – Панорама Святогорской Лавры
Николаевская церковь
Справа на меловом утесе, словно нависшем над излучиной реки, вырастая словно из его утробы, возвышается белая Николаевская церковь-памятник украинского зодчества 17 века. Она словно парит над окружающим пространством, композиционно дополняя живописный природный ландшафт Святогорья. Храм, увенчанный тремя разновеликими главами, бесстолповый, однонефный, частично перестроенный во второй половине ХIХ века, с добавлением южного предела и западной главки. Он как бы органически завершает меловую гряду, вырастая из ее плоти. Постройка храма своими корнями уходит в древние времена, храня легенду о его появлении. В 17-18 веках церковь служила не только храмом, но и крепостью в которой держали оборону сторожа и монашествующие, ведя огонь из окон-бойниц. С мая 1996 года в храме проводится молебен, который посещают многие паломствующие и туристы, а ежегодно 22 мая, в день памяти святителя Николая от главного Собора к церкви на скале, совершается крестный ход с пением. Затем в Андреевской часовни служится молебен, а в Николаевской церкви помазывают миром от мощей святителя.
Пещерный комплекс Святогорской Лавры.
Но наиболее древним памятником сооружений Лавры являются пещеры меловой скалы, вырубленные руками неизвестных подвижников и представляющие из себя сложный лабиринт подземных ходов-сообщений, церквей и никрополя. В течении почти километрового пути привлекают внимание, вырубленные в меловой породе и местами укрепленные, небольшие углубления для икон, арочные ниши и довольно просторные меловые церкви. В середине ХIХ века пещеры были восстановлены иноками Святогорского монастыря для прохождения. Как раньше так и сейчас, вход в пещерные сооружения начинается в пещернике-нижнем павильоне паломников, где войдя в довольно просторный подземный ход, вырубленный в меловой породе, попадаешь в атмосферу чистоты и покоя. Пройдя крутым маршрутом со многочисленными поворотами, вы попадаете на смотровую площадку у Николаевского храма, оставив за спиной более чем пятивековую историю Святогорья.
Всехсвятский скит - одна из жемчужин Святогорья.
К юго-востоку от Святогорской Лавры распологается удивительный по своей красоте деревянный скит Всех святых, все это время привлекающего внимание паломников, туристов и гостей города. В дореволюционное время на этом месте стоял Всехсвятский храм, освященный в 1912 году. Рядом с храмом как тогда, так и сейчас располагалось монашеское кладбище, весьма ухоженное, с могильными лампадками. После закрытия монастыря весной 1922 года в 1931 году храм был закрыт, а в 1947 г взорван. Кладбище запустело, могилы были поруганы и осквернены. В 2000 году было начато строительство нового храма и других сооружений скита. И уже через два года храм был построен, а за алтарем были погребены первые почившие иноки. Святые ворота, храмы кельи, трапезная были собраны умельцами по дереву из массивных сосновых бревен и украшены резьбой в традициях древнерусского деревянного зодчества 16-17 веков. Сейчас здесь проживает более 10 человек братии, а по воскресным дням служится литургия с древним песнопением на распев. При ските имеется монастырское хозяйство: сад на 600 корней, пасека на 100 ульев, виноградник, два пруда, огород и коровник. Со всех сторон скит окружен полями, где братией выращиваются различные полевые и огородные культуры.
Место захоронения затворника святого Иоанна Святогорского
К югу от Святогорской Лавры, за горой Фавор, на территории бывшего больничного хутора, на сегодня не сохранившегося, в августе 1867 году был погребен Святогорский затворник, иеромонах Иоанн, проживший 17 лет в пещерах меловой скалы. Сейчас это место посещаемое многими паломниками и гостями города. Деревянный крест с гробничкой, ухоженные клумбы, ряд скамеек - все способствует душевному покою, придавая этому месту особый колорит. Вблизи места захоронения всегда много народа, но тихо и спокойно.
Подземная церковь пр. Антония и Феодосия - зимний храм Святогорской Лавры
Спускаясь по бетонной дороге к нижнему комплексу Святогорской Лавры мы проходим подземную церковь пр.Антония и Феодосия-третьего подземного храма Лавры, находящегося вне пределов меловой скалы. Это помещение крестообразной формы, ископанной в лессовой породе. Храм имеет два небольших придела и система сообщающихся ходов. Найденный и обустроенный в 1844году храм был дополнен наружной входной частью, сейчас полностью восстановленной вместе с подземным храмом, у которого до 20-х годов ХХ столетия были погребены меценаты Святогорской обители: атаман войска Донского М.И.Платов, А.Б.Галицин ,многие известные купцы и дворяне. К настоящему времени кладбище не сохранилось.
Покровская церковь с колокольней - пещерный храм Святогорской Лавры
При формировании архитектурного ансамбля середины ХIХ века были использованы проектные разработки известного российского архитектора, автора храма Христа Спасителя и Кремлевского Дворца а Москве, К.Тона. К числу его выдающихся работ можно отнести и построенную в 1850 году Покровсую церковь с колокольней, построенной одной из первых на подоле у реки с разрешением Святейшего Синода, благодаря усердию настоятеля Арсения и благотворительной помощи Т.Б.Потемкиной. Прямоугольная в плане, с использованием в архитектурном решении мотивов древнерусского стиля, храм имел главную колокольню, а в барабане встроенные часы, сконструированные "местным Эдисоном" – мастером-самоучкой отцом Антонином. Эти часы он сам отливал, резал, точил, делал все до последнего винта. Часы играли тихую мелодичную музыку, которая медленно расплывалась по глади реки. К сожалению механизм часов не сохранился, как и сами часы. Поэтому в барабане колокольни сейчас отсутствуют. Синий цвет купола символизирует небо, а восьмиконечные звезды – символ рождения Христа. Новые колокола были отлиты в количестве, превышающем состав колоколов ХIХ века.
Успенский Собор — главный храм Свято-Успенской Лавры
Построенный и освященный 4 сентября 1868 года, храм стал главным сооружением всего архитектурного комплекса сооружений обители. Кирпичный, трехнефный, рехабсидный, трехпрестольный, четырехколонный, сооруженный в русско-византийском стиле, собор до сих пор восхищает своей монументальностью и величием, находясь на высоком стилобате. Увенчанный пятью восьмигранными главками с высокими шатрами и декоративными луковицами, храм, словно большой белый корабль с зажженными Господу свечами, медленно плывет вдоль водной глади реки. Проект собора был выполнен известным петербургским архитектором Алексеем Горностаевым. Строительство велось долгих девять лет с большими трудностями (с 1859 по 1868 г.г.)Вдохновителем и непосредственным организатором строительства был архимандрит Арсений, заложившем первые кирпичи в основание собора. Дважды в день в храме проводится служба по Афонскому уставу с многолюдным песнопением, а высокие своды собора делают эти звуки торжественными. Покрытые сусальным золотом 990 пробы купола собора, словно зажженные свечи указывают путь всем страждущим.
Кирилло-Мефодиевская лестница 1851 года — памятник ХIХ века
Путь лестницы был проложен прямо по склону горы к меловой скале в виде крытой галерее-лестнице с переходными башнями и дубовыми сходнями, построенной на средства ктиторов обители (прежде всего Шабельских), оканчивающейся у смотровой площадке Николаевского храма. Стены ее, украшенные нишами и расписаны кистью И.Репина, в виде ликов святых в полный рост, служили многим путем подъема на вершину скалы. После закрытия монастыря в 1922 году и вплоть до начала войны, лестницей пользовались все желающие. Во время второй мировой войны она была полностью устранена по причине ее частичного демонтажа. Сейчас она почти полностью восстановлена и подготовлена к эксплуатации.
Визит Патриарха Кирилла в Святогорскую Лавру
Монастырь известен далеко за пределами Донецкого края – в праздники Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, Успения Божией Матери и другие обитель собирает 10-12 тысяч паломников из Украины, России и Белоруссии.
30 июля в Святогорской Лавре традиционно отмечается празднование одной из самых почитаемых на востоке Украины святыни – Святогорской иконы Божией Матери. В нашей семье сложилась традиция приезжать на этот праздник в Лавру. В 2009 году радость молитвы перед чудотворным образом умножилась тем, что в Святогорскую Лавру впервые прибыл Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По этому поводу в Лавре собрались тысячи верующих. Попасть в собор было невозможно, поэтому для паломников на территории Лавры были установлены большие светодиодные экраны.
За литургией Святейшему Владыке сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир с собором архипастырей, духовенство Киевской, Донецкой, Харьковской, Луганской, Горловской и других епархий Украинской Православной Церкви.
По окончании Божественной Литургии Святогорскую икону Божией Матери Крестным ходом пронесли от Успенского собора к скульптурному изображению Пресвятой Богородицы-Игумении. Здесь был отслужен торжественный молебен перед чтимым образом.
По окончании молебна наместник Лавры епископ Святогорский Арсений обратился к Святейшему Патриарху Кириллу со словами приветствия, отметив: "Вы впервые посетили нас. Для всех жителей Донбасса это вторая Пасха".
Затем с речью к паломникам обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх поведал о той радости, с которой ступил на землю Лавры. Затем на примере истории обители показал, что во всех делах надо руководствоваться не мудростью человеческой, а полагаться на мудрость Божию.
Список литературы
1.Донбасс православный. Святогорская Лавра. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ortodox.donbass.com/lavra_new/
2.Турфирма Lazurit. Святогорск. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lazurit.com.ua/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=48&Itemid=53
3.Официальный сайт Киево-Печерской Лавры. Свято-Успенская Святогорская Лавра [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=177&Itemid=126
4.Официальный сайт художника Виктора Бабкина. Святые горы глазами художника. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://babkin-art.com.ua/
5.Донбасс православный. Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ortodox.donbass.com/news/200907/lavra.htm
6.Україна православна. Святейшего Патриарха встречали тысячи верующих. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=27520
7.Патріарх в Україні. Слово Патриарха. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://patriarh.in.ua/uk/taxonomy/term/16