Источник: http://www.btmstaff.com.ua/article54.html
Давняя мечта Минюста по получению полномочий относительно государственной регистрации вещных прав на недвижимость, наконец-то осуществилась. Недавно вступил в силу Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничения" и другие законодательные акты Украины" (далее - новая редакция Закона), которым полномочия по регистрации вещных прав на недвижимость были переданы от БТИ и Госкомзема органам Минюста.
Как известно, на сегодня государственную регистрацию вещных права на земельные участки и их ограничения осуществляет Госкомзем, а государственную регистрацию прав собственности на иную недвижимость - органы БТИ. Минюст при этом является держателем электронного Реестра прав собственности на недвижимое имущество, в который БТИ должны вносить соответствующие данные и из которого они могут получать извлечения.
Такое положение дел, когда Минюст не имеет влияния на земельную госрегистрацию, а при регистрации прав на недвижимость осуществляет исключительно технические функции, разумеется, не устраивало министерство. И в его недрах начала созревать идея перераспределения полномочий в сфере регистрации прав на недвижимость, которая вылилась в законопроект № 2597, внесенный правительством Виктора Януковича еще 27 ноября 2006 года. Весной 2007 года, в разгар появления Указов Президента Ющенко о роспуске парламента, этот законопроект был даже принят ВР в целом, но вскоре наткнулся на вето Президента.
В Верховной Раде VI созыва законопроект был перерегистрирован и получил № 866. Но преодолеть вето Ющенко его авторам, которые к тому времени перешли в оппозицию, не удалось, и законопроект № 866 был отправлен "в долгий ящик", на доработку. И вот, в период между двумя турами президентских выборов, когда начали прорисовываться черты новой коалиции, как черт из табакерки снова выскочил этот законопроект. И был поддержан голосами 235 народных депутатов. А после победы на выборах, Виктор Янукович уже в ранге Президента собственноручно подписал закон, принятие которого его правительство когда-то инициировало.
Передачи полномочий по ведению госреестра прав на недвижимость Минюсту поспособствовали как его собственные сильные стороны, так и слабости его конкурентов в лице Госкозема и БТИ.
БТИ осуществляли госрегистрацию на основании п. 5 Переходных положений Закона "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничения" (далее - старая редакция Закона) и Временного положения о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество. Полномочия на такую регистрацию им были предоставлены до момента создания единой системы органов государственной регистрации прав. Так есть, БТИ изначально были определены как "временщики", а потому лишение их полномочий по госрегистрации прав на недвижимость было ожидаемым.
Слабой стороной Госкомзема была его собственная деятельность. Так, он сих пор не сумел создать ни автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, ни надлежащим образом урегулированной системы государственного реестра земучастков. Порядки ведения Книги записей регистрации государственных актов и Поземельной книги были утверждены Кабмином только в прошлом году. И то, дата их вступления в силу была перенесена на 1 января 2011 года.
Недовольство вызывала и коррумпированность этого органа, которою в свое время признавал и Президент Ющенко. Способствовала коррупции, по мнению авторов новой редакции Закона, именно концентрация в Госкомземе функций по формированию границ земельных участков и их госрегистрации. То есть, по сути, при существовавшей единой кадастрово-регистрационной системы органы Госкомзема контролировали сами себя.
К тому же при такой системе в регистрационном (кадастровом) деле должны были, согласно ст. 14 старой редакции Закона, содержаться, в частности, сведения о денежной оценке земельного участка. А она может довольно часто меняться в случае прикладывания новых коммуникаций, обустройства территории или изменения рыночной конъюнктуры, что делает реестр нестабильным, поскольку требует частых внесений изменений в него.
Отделение полномочий по регистрации прав на недвижимость от ведения кадастра и передача их другому органу призвано не только устранить соединение в одном органе функций, ведущих к конфликту интересов, но принести ряд дополнительных выгод. В частности, решить проблему, когда при продаже дома вместе с земельным участком нужно было регистрировать отчуждение дома в одном органе, а земельного участка - в другом. Теперь и та, и другая регистрация будет проводится в одном органе.
Выбор этого самого органа пал на Минюст, поскольку проверка фактов возникновения, изменения и прекращения прав на недвижимое имущество - это исключительно юридическая деятельность, соответствующих юридических знаний. К тому же, опыт ведения подобных реестров и Минюста уже есть (см. "Справку).
Аргументы, описанные выше, авторы новой редакции Закона использовали для демонстрации преимуществ своего "детища". Но при этом они не заметили даже концептуальных проблем, которые возникнут после вступления в силу этого документа.
Ведь даже после передачи полномочий по госрегистрации прав на недвижимость Минюсту, которая должна состояться 1 января 2012 года, без помощи БТИ и Госкомзема вряд ли удастся обойтись. За БТИ останутся полномочия по проведению технической инвентаризации, которую согласно ч. 3 ст. 15 новой редакции Закона необходимо будет проводить перед госрегистрацией в случаях, предусмотренных законодательством. Госкомзем же по-прежнему будет заниматься проведением экспертной оценки земли, землеупорядочными работами и прочими операциями, связанными с ведением земельного кадастра.
Это, в свою очередь, может породить определенные проблемы у лиц, нуждающихся в проведении госрегистрации прав на недвижимость. Так, для осуществления купли-продажи земельного участка необходимо будет получать информацию как из земельного кадастра, так и с Государственного реестра прав на недвижимое имущество, а затем регистрировать соответствующие изменения и там, и там. Разумеется, это потребует дополнительного времени и средств.
А потому не удивительно, что большинство экспертов сходятся во мнении, что все указанные изменения призваны не столько улучшить процедуру госрегистрации прав на недвижимость, сколько элементарно перераспределить существующие денежные потоки между разными госучреждениями (см. "Экспертное мнение").
Источник: ligazakon.ua