Повышение
моторесурса ударных механизмов для бурения
Пилипец В. И., Макарова Е. В. (ДонГТУ)
Донецкий национальный технический университет
Источник: Бурение
- С 23 Наукові праці Донецького державного технічного університету.
Серія: «Гірничо–геологічна» Випуск 23 / Редкол.:
Башков Є. О. (голова) та інші – Донецьк, ДонНТУ, 2001 – 120
c.
При ударно-вращательном бурении
гидроударниками большого диаметра сила удара, передаваемая бойком через
колонковый набор горной породе, составляет от 10 до 20 кН. Упругая
волна деформации распространяется к колонковому набору через ряд
промежуточных элементов (деталей) гидроударника, связанных между собой
резьбовыми соединениями, поэтому моторесурс гидроударника и колонкового
набора зависит от правильного выбора типа и параметров резьб. Особенно
это актуально при бурении твердых пород, когда колонковому набору
передается значительная сила удара, вызывающая в резьбах огромные
контактные напряжения (до 30 МПа).
В процессе лабораторных
и производственных испытаний снаряда ударно-вращательного бурения
диаметром 108 мм (диаметр бурения 112 мм) конструкции ДонГТУ
наблюдались случаи поломки резьбовых соединений. Поэтому возникла
необходимость разработки методики выбора резьб и расчета резьбовых
соединений, в которой использованы материалы исследований И. Г.
Шелковникова (Санкт - Петербург).
Предполагается, что после удара бойка
по наковальне упругая волна деформации сжатия переходит к колонковой
трубе, т.е. импульс сжатия переходит от большего сечения к меньшему.
Поэтому массовая скорость частиц в колонковой трубе будет больше, чем в
наковальне, вследствие чего витки резьбы трубы «набегают» в
направлении удара на витки резьбы наковальни. Причем верхняя резьба
колонковых труб и переходников изнашивается быстрее, чем нижняя,
соединяющая колонковую трубу с коронкой. Это объясняется тем, что
ударная волна с наковальни большего сечения переходит на меньшее
сечение колонковой трубы, «осаживая» ее. Это приводит к
износу резьбы в виде «елочки». При переходе с колонковой
трубы на буровую коронку ударная волна двигается с меньшего сечения на
большее, вызывая напряжение сжатия. Поэтому износ резьбовых соединений
в нижних сечениях колонковых труб и в самих коронках меньше, чем в
верхних сечениях. Полезный эффект ударного бурового механизма зависит
от величины параметров, с которыми волна напряжения дойдет до забоя.
Сила удара уменьшается вследствие потерь энергии главным образом в
соединениях механизма и колонковой трубы. Эти потери происходят
из–за появления отраженной волны напряжения при прохождении
ударным импульсом резьбовых соединений, которые представляют собой
границу раздела участков с разными площадями поперечного сечения.
Расщепление начальной волны напряжения на проходящую и отраженную
вызывает кроме потерь энергии переменные напряжения в резьбовых
соединениях, достигающие значительных величин. Эти напряжения могут
явиться причиной быстрого износа и поломок в местах соединений.
Напряжение в волне, проходящей через
резьбовое соединение, можно определить по формуле:
где—напряжение в волне,
проходящей через резьбу, Па;—напряжение в отраженной
волне, Па; —напряжение в волне, проходящей по наковальне,
Па; r—показатель отношения площадей поперечного сечения
наковальни и колонковой трубы, м2.
В момент перехода импульса сжатия от
большего сечения к меньшему, в резьбовой части колонковой трубы
возникает напряжение. В то же время, в сечении наковальни действует
начальное напряжение. Между витками резьбы начинает действовать сила
давления, значение которой, отнесенное к их опорной поверхности, равно
напряжению в отраженной волне. Этот вывод объясняется равенством:
где—напряжение растяжения
материала колонковых труб, Па.
Усилие, с которым колонковая труба
«осаживается» с наковальни при переходе ударной волны
напряжения через границу раздела участков, определяется из выражения:
где Rn—усилие, с которым
колонковая труба «осаживается» с наковальни.
Усилие действует очень
непродолжительное время (5-50 мкс) и уравновешивается реакцией витков
резьбового соединения.
Напряжение, возникающее в витках
резьбы, определяется из выражения
Площадь витков внутренней резьбы
колонковой трубы:
где—напряжение, возникающее в
витках резьбы; Se—площадь витков внутренней резьбы колонковой
трубы, м2.
При ударно-вращательном бурении витки
резьбовых соединений подвергаются переменным нагрузкам, поэтому
допускаемые напряжения выбираются из условия на выносливость, т.е. с
учетом усталостных напряжений.
Предел усталости вычисляется по
формуле:
где—предел усталости
соответственно для несимметричного цикла, Па; —среднее
значение напряжения в несимметричном цикле, Па; —предел
прочности для стали, .
Среднее значение напряжения в
несимметричном цикле равно:
Допускаемое напряжение определяется по
формуле:
где K1—коэффициент запаса
прочности, K1=2,2;K2—коэффициент напряжения в резьбе, K2=2,2.
Таким образом, при передаче энергии
удара от бойка через колонковый набор в резьбовых соединениях возникают
напряжения, зависящие от соотношения площадей поперечных сечений
соединяемых частей и от скорости соударения. Чтобы уменьшить напряжение
в отраженной волне, в местах соединений, нужно применять плавный
конический переход.
Исследуя зависимость напряжения
растяжения и сжатия от величины отношения площадей поперечного сечения
наковальни и колонковой трубы, получены значения, приведенные в таблице.
При переходе импульса с меньшего
сечения на большее, относительного перемещения витков резьбы меньшего и
большего сечений не происходит. Таким образом, в этом случае
межвитковое взаимодействие отсутствует, а отраженная волна напряжения
сжатия увеличивает напряжение в теле передающего удар элемента с
меньшей площадью поперечного сечения. Поэтому износ резьбовых
соединений в колонковых трубах и коронках незначителен.
Используя эту методику, с учетом
прочностных характеристик деталей, можно подобрать оптимальную
конструкцию основных узлов и деталей гидроударников и колонковых
наборов, соединяющихся резьбами. Так, усовершенствованный буровой
снаряд с гидроударником диаметром 108 мм успешно прошел испытания в
Коммунарской ГРЭ (ПО «Луганскгеология») и в Ухтинской ГРЭ
(Коми). Моторесурс подобранных резьбовых соединений увеличился в 2-3
раза.