В жизни все проходящее, но есть ценности, которые остаются навека. Каждая эпоха характеризуется определенными историческими событиями, памятниками архитектуры, культурными ценностями.
Существуют такие памятники архитектуры, которые не только воплощают эпоху, но и являются связующим звеном событий от средних веков и до современных лет. Одним из таких памятников архитектуры является Лувр, строительство которого началось в XII веке во времена правления Филлипа Августа. Это замок- музей, который покоряет своим творческим наследием прошлых лет, поэтому изучение истории Лувра вошел в круг моих интересов.
Лувр — это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов. Здесь можно найти барельефы из ассирийских дворцов, египетскую живопись и многое другое.
Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. На архитектуре дворца остались свидетельства его более чем 800 летней истории.
Средневековая крепость которая в последствии превратилась во дворец, была построена Филипп Августом в конце XII. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто—то предпочитал жить в Лувре, кто—то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца.
В 1528 году во времена Франциска I разрушилась большая башня ("grosse tour"), и в 1546 году он решил переделать бывшую крепость в роскошную резиденцию. Работы под руководством Пьера Леско продолжались при Генрихе II и Карле IX и заключались в пристройке двух новых крыльев по обе стороны бывшей крепости. Жан Гужон украсил фасад и большой холл в этом крыле в стиле Ренессанс. Западнее, в месте, известном как Тюильри, располагался большой дворец Катерины Медичи, оставшийся незавершенным при её жизни. Генрих IV, прибыв в Париж в 1594 году, решил соединить Лувр с Тюильри, чтобы создать один гигантский дворец. Этот замысел был назван "Grand Dessein" или Великий Проект, начало которому положило строительство Большой галереи.
При Людовике XIII и Людовике XIV архитекторы Ле Мерсиер и впоследствии Ле Валу построили "Кар Карэ", в четыре раза превышающий бывшую резиденцию в стиле Ренессанс. В восточной части, обращенной к городу, комиссия архитекторов, возглавляемая Перрулем, планировала воздвигнуть "колоннаду". Пуссин, Романелли и Ле Брун украшали апартаменты и "галереи". Но золотой век благоденствия Лувра неожиданно оборвался в 1678 году, когда Людовик XIV решил править, находясь в Версале. Дворец, объединявший два здания, долгое время оставался незавершенным. В неспокойный XVIII век "Grand Dessein" дополнился новыми проектами Бурбонов, которые их зодчие Габриэль и Сафлот старались довести до совершенства. В "Великом Лувре" воплотился более ранний проект, заключающийся в придании жилому дворцу функции музея. При этом коллекции модернизировались и совершенствовались.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе.
После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл в 1871 году. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV.
10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400,000 экспонатов.
Лувр занимает около сорока гектаров земли в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. В стенах его выставочных залов хранятся предметы, ярко иллюстрирующие 11 тысячелетий развития культуры цивилизаций.
Здания музея условно делят Париж на северную и южную части. Непосредственно перед Лувром разворачивается великолепная панорама, включающая Арку дю Карусель (Arc du Carrousel), обелиск на площади Согласия, Триумфальную арку на Елисейских Полях и новую арку де ал Дефенсе.
Лувр не является музеем как таковым. Прежде всего, это — жилой дворец. Но античная зала на первом этаже дворца была мало приспособлена для приёма гостей, тем более для приёма гостей королевской особой. А изначально задуманный для публичных встреч королевский кабинет живописи мог вместить лишь немногих избранных. Ситуация поменялась кардинальным образом после того, как в резиденцию покинул Людовиком IV со своими придворными. Дворец полностью перешёл во владение художников и учёных, и до этого времени здесь проживавших. Именно они предложили сделать из частного замка Дворца Муз. Поэтому именно с 1747 года все желающие смогли насладиться видами потрясающей королевской коллекции. В то же время появилось понятие Музей, подробно описанное лишь несколькими строками в Энциклопедии и в трудах философов Посвящения. Окончательно все музейные графические проекты были доработаны к 1779 году. К этому же времени были сделаны основные приобретения для столь обширной экспозиции «Великого Лувра».
Дворец Муз выполняет не только историко-познавательную и сугубо культурную функцию. Он также является крупнейшим дидактическим центром Европы. Именно здесь проводятся лекции и семинары. Лувром выпускается целый ряд аудиовизуальной и интерактивной продукции, печатается большое количество публикаций, которые можно приобрести в любом выставочном зале или книжном магазине Парижа.
Войти в музей можно через большую Пирамиду, находящуюся во дворе Наполеона. Спустившись по эскалатору, вы попадете в большой холл Наполеона; в центре его - бюро информации, здесь сотрудниками предлагаются план-гиды на разных языках
Здесь же можно зайти в богатейший книжный магазин, где продается огромное количество книг и журналов по искусству, а также каталогов и путеводителей.
Лувр в плане представляет латинские буквы «p» и «q», соединенные в вершинах квадратным двором.
Музей разделен на три части: Сюлли (министр короля Генриха IV) вокруг квадратного двора, Денон (директор Лувра при Наполоне) – крыло со стороны Сены и Ришелье – крыло, выходящее на улицу Риволи. Каждая из этих трех зон состоит из четырех уровней (цокольного, первого, второго и третьего этажей).
Коллекции музея подразделяются на следующие отделы: памятники Древнего Востока, памятники Древнего Египта, древнегреческие, этрусские и древнеримские памятники, произведения прикладного искусства, живопись, скульптура, графика, а также «Средневековый Лувр» и «История Лувра».
Это собрание — одно из богатейших в мире. Особого внимания заслуживают следующие памятники:
— шумерская стела Эаннатума (стела Коршунов XXV век до н.э.) из Лагаша;
— победная стела царя Нарамсина из Суз XXIII век до н.э.;
— стелу законов царя Хаммурапи из Суз (около 1750 года до н.э.);
— две статуи Шеду – фантастических крылатых быков из дворца Саргона II в Дур-Шарукине VIII века до н.э.
Основу коллекции памятников Древнего Египта в Лувре заложил Жан-Франсуа Шампольон — знаменитый французский египтолог, раскрывший тайну древнеегипетских иероглифов. Египетская коллекция очень богата – здесь огромные статуи и бюсты, и небольшие статуэтки, множество дорогих украшений, коптские ткани и т.д.
Древнегреческая коллекция ничуть не уступает египетской по художественным достоинствам и значимости. Начать хотя бы с одного из символов музея Венеры Милосской II век до н.э. и одного из самых ярких и значительных произведений античной скульптуры — статуи Ники Самофракийской начала II века до н.э.
Этрусское искусство представлено многочисленными арскрашенными терракотовыми статуэтками, керамическими изделиями, свидетельствующими о мастерстве этрусских художников. Настоящим шедевром является знаменитый саркофаг из Черветери VI века до н.э. с изображением супружеской четы.
Что касается искусства Древнего Рима, то следует обратить внимание на скульптурные портреты и медали, мозаики начала нашей эры, а также на сокровища из Боскореале — золотые украшения и серебряные сосуды из римского местечка Боскореале, располагавшегося по соседству с Помпеей и разрушенного во время того же извержения Везувия.
Лувр располагает богатейшим собранием произведений прикладного искусства, начиная от эпохи франков. Исключительную ценность составляют памятники Средневековья и сокровищницы аббатства Сен Дени. В собрании музея прекрасная средневековая церковная утварь, лиможские эмали, итальянская майолика, керамика Палисси, шпалеры ХVI века, бронза и фарфор, украшения, великолепные образцы мебели и многие другие замечательные памятники. В Галерее Аполлона выставлены драгоценности, принадлежащие французским королям.
Французская скульптура представлена такими первоклассными произведениями, как средневековые надгробия, шедевры мастеров Ренессанса — Жана Гужона (рельефы фонтана Невинных, рельефы алтарной преграды из церкви Сен Жермен л’Осеруа) и Жермена Пилона («Три Грации», «Скорбящая Мадонна»); призведения скульпторов XVIII — первой половины XIX века — Куазево, Кусту, Пюже, Жирардона, Пигаля, Гудона, Рюда.
Из лучших образцов итальянской скульптуры отметим два великих творения Микеланджело – фигуры «рабов» или «пленников», рельеф Донателло «Мадонна с младенцем», произведения Бернини, Бенвенуто (рельеф «Нимфа Фонтенбло») и Кановы («Амур и Психея»).
Естественно, что Лувр обладает очень богатым собранием французской живописи:
— к числу лучших произведений XVII века относятся великолепные картины Жоржа де Латура («Св. Иосиф-плотник», «Кающаяся Магдалина», «Шулер»), братьев Ленен («Крестьянская семья»).
— XVIII Век представлен такими шедеврами Антуана Ватто, как «Отплытие на остров Киферу» и «Жиль», а также натюрмортами жанровыми сценами Шардена («Скат», «Буфет», «Мальчик с юлой», «Молитва перед обедом»), пейзажами Гюбера Робера, произведениями Фрагонара и других мастеров.
— среди произведений XIX века привлекает внимание картина «Коронация Наполеона», его «Клятва Горациев» и портрет Мадам Рекомье; картины Энгра («Купальщица», «Большая одалиска»); удивительно тонкие по ощущению приролы пейзажи Коро. Кисти Делакруа принадлежат «Свобода, ведущая народ», «Резня на Хиосе», «Смерть Сарданапала», «Алжирские женщины».
— исключительную ценность представляет собрание итальянской живописи, начиная с XIV века. Здесь выставлены шедевры мастеров Проторенессанса – Чимабуэ («Мадонна с ангелами», около 1280 года), Джотто («Св. Франциск») и Симоне Мартини («Несение креста», створка полиптиха);
— высокое возрождение (XVI век) представлено произведениями величайших мастеров: портрет Моны Лизы («Джоконда») Леонардо да Винчи стал символом Лувра, здесь же его «Мадонна в гроте» и «Мадонна с младенцем и Св. Анной»; с творчеством Рафаэля знакомят «Прекрасная садовница» и портрет Бальдассаре Кастильоне.
— в небольшом собрании немецкой живописи эпохи Ренессанса – произведения Дюрера («Автопортрет»), Кранаха («Портрет молодой женщины»), Гольбейна Младшего (портрет Эразма Ротрдамского).