УДК 622.333

OЦЕНКА ЖИВУЧЕСТИ УЗЛОВ НАГРУЗКИ ПОДСТАНЦИИ 110/6-10 кВ

А.П КОВАЛЕВ В.В. ХРАМОГИНА

Государственное высшее учебное заведение

«Донецкий национальный технический университет»

kap@elf.dgtu.donetsk.ua

 

 

Запропоновано один з можливих варіантів оцінки живучості вузлів навантаження підстанції 110/6-10 кВ. Отримана в статті формула, дозволяє визначити, у якому ступеню зменшується живучість при зменшенні інтервалу часу між діагностикою системи вимикання захисного комутаційного апарата.

В энергетике под живучестью объекта понимается свойство противостоять возмущениям, не допуская их каскадного развития с массовым нарушением питания потребителей [1].

Под живучестью узла нагрузки будем понимать способность потребителей и их автоматических средств защиты противостоять возмущениям, которые приводят его к аварийному отключению [2].

Узлом нагрузки для трансформаторной подстанции (рис. 1) может быть любая из секций шин - I или II.

Принципиальная схема подстанции 110/6-10 кВ

Рисунок 1 – Принципиальная схема подстанции 110/6-10 кВ

Живучесть узла нагрузки определяется в динамическом режиме, то есть, когда в отходящих от секции шин линиях или их потребителях случайно происходят короткие замыкания (КЗ).

Характеризовать живучесть узла нагрузки будем параметром потока его аварийного отключения при КЗ в отходящей от секции шин линии.

Например, если линия Л1 получает электроэнергию от шины I (рис. 1), то шина I потеряет живучесть при совпадении в пространстве и времени двух случайных событий: – произошло КЗ в линии Л1 и – произошел отказ в срабатывании выключателя под номером i. В этом случае выключатель под номером m+2, который снабжает электроэнергией секцию I, её отключит и кроме потребителя, который получал электроэнергию от секции I по линии Л1, отключатся и все потребители, которые получали электроэнергию от этой секции шин через соответствующие выключатели (i=2...m).

Если обозначить через H1 живучесть секции шин I, т.е. параметр потока аварийных отключений секции шин, при КЗ в линиях, потребители которых получают электроэнергию от секции шин I, тогда:

                   (1)

где

λj – параметр потока КЗ, происшедших в j-той i-той линии, которая присоединяется к шине I через соответствующий выключатель (j=1...n );

ωi – параметр потока отказов в срабатывании системы отключения выключателя (i=1...m );;

Θi – интервал времени между диагностиками системы отключения выключателя.

В том случае, если , формула (1) примет вид:

              (2)

Аналогичным образом считается и живучесть H2 секции шин II. В этом случае λj – будет параметр потока КЗ в линиях, отходящих от соответствующих коммутационных аппаратов, присоединённых к секции II.

Формула (2) справедлива при выполнении следующих условий:

                                  (3)

При выводе формулы (2) были приняты следующие допущения:

– устройства релейной защиты (РЗ) могут выходить из строя только тогда, когда они находятся в режиме ожидания;

– если к моменту возникновения КЗ в линии, на которое должна реагировать РЗ, она находилась в исправном состоянии, то маловероятен её выход из строя в режиме тревоги [3];

– отказы в схеме РЗ и приводе системы отключения выключателя выявляются и устраняются только в результате абсолютно надежных диагностических проверок, которые происходят с интервалом времени Θ.

Под отказом в срабатывании защитного коммутационного аппарата (ЗКА) будем понимать такой, который приводит к отказу в отключении поврежденного элемента сети при КЗ в зоне действия его релейной защиты [4].

Вероятность аварийного отключения секции шин I в течение времени t можно определить следующим образом:

.                    (4)

Выводы

Была выведена формула, которая показывает, что за счёт изменения сроков диагностики Θ системы отключения коммутационных аппаратов возможно уменьшить вероятность аварийного отключения секции шин при КЗ на отходящих от секции линий подстанции 110/6-10 кВ.

Библиографический список

  1. Надежность систем энергетики. Терминология. – М.: Наука, 1980,вып. 95.
  2. Ковалёв А.П, Якимишина В.В, Нагорный М.А. Оценка надежности узлов нагрузки подстанции 110/10 кВ//Промышленная энергетика, № 11, 2010. – С. 24-28.
  3. Фабрикант В.П. О применении теории надежности к оценке устройств релейной защиты///Электричество, № 9, 1965.
  4. Эндрени Дж. Моделирование при расчётах надёжности в электроэнергетических системах. Пер. с англ./Под ред. Ю.И. Руденко. – М.: Энергоатомиздат, 1983.