Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Обзор литературы
- 4. Методы исследования, планируемые результаты
- Список источников
Введение
Развитие техники влечет за собой значительное увеличение потребляемой энергии. Из этого числа около 60 % потребляемой энергии приходится на электропривод. Электропривод является наиболее энергоемким потребителем электроэнергии, определяющим экономическую эффективность производственных процессов и темпы повышения производительности труда. Главной технико–экономической тенденцией развития электропривода до 2000 года является расширение областей применения электроприводов переменного тока. Отсутствие коллектора, присущего двигателям постоянного тока, снимает ограничения по мощности привода и позволяет повысить его перегрузочную способность [7]. Реальными стали разработки регулируемых электроприводов практически неограниченной мощности. Уже выполняются заказы на такие электроприводы мощностью до 100 МВт.
Освоение производства силовых транзисторов обеспечило возможность создания высокодинамичных глубокорегулируемых электроприводов для станкостроения и робототехники. В мире выпуск асинхронных двигателей различных мощностей составляет несколько миллионов штук в год.
1. Актуальность темы
В настоящее время асинхронные двигатели потребляют более 40 % вырабатываемой электроэнергии. Значительную долю этой величины составляет электроэнергия, потребляемая асинхронными двигателями (рис.1) в динамических и установившихся режимах работы [3]. Это связано с непрерывным увеличением удельного веса динамических режимов в связи с интенсификацией производственных процессов и расширяющимся внедрением регулируемого асинхронного электропривода на базе преобразователей частоты и микропроцессорной техники.

Рисунок 1 – Асинхронный двигатель
Большинство асинхронных электродвигателей используется либо со значительной недогрузкой, либо при существенном ее изменении. Это ведет к существенному снижению энергетических показателей двигателя. Поэтому определение и уточнение расчета энергетических показателей асинхронных двигателей является важной и актуальной задачей.
В настоящее время для расчета потерь мощности и потребляемой реактивной мощности в проектной практике используют методы, базирующиеся на эксплуатационных данных, получаемых с помощью счетчиков активной и реактивной энергии. Использование этих данных для вновь проектируемых электроприводов может привести к большим погрешностям, поэтому для установившихся и динамических режимов работы асинхронных двигателей разрабатываются и совершенствуются аналитические методы расчета, основанные на теории цепей. Развитие этих методов дает возможность правильно выбирать тип и параметры компенсирующих устройств, способных реагировать на мгновенные изменения величины потребляемой реактивной мощности. Это позволяет, в конечном счете, снижать потери при передаче электроэнергии потребителям, работающим как в установившихся, так и в динамических режимах.
2. Цель и задачи исследования
Целью исследования является изучение и аналиp энергетических показателей асинхронного двигателя.
Вопросы энергетики АД являются узкоспециальными и исследованы полностью еще не были, поэтому перед нами ставиться задачи:
- Исследование энергетических показателей неуправляемого АД.
- Исследование энергетических показателей при питании АД от ПЧ.
- Поиск решений и способов улучшения энергетических показателей АД.
Объект исследования: асинхронный двигатель.
Предмет исследования: методы улучшения энергетических показателей асинхронных электродвигателей.
3. Обзор литературы
Одновременно с началом эры привода переменного тока увеличивается и количество ученых, занимающихся проблематикой асинхронных двигателей. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором простая и надежная машина, но в то же время является очень сложной со стороны процессов протекающих в ней [6].
Исследованию энергетических показателей асинхронных двигателей посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. Однако ряд важных вопросов изучен недостаточно, и, в частности, вопросы определения и расчета таких важных энергетических характеристик двигателя, как коэффициент мощности и коэффициент полезного действия (рис. 2).

Рисунок 2 – Графики зависимостей КПД и cos(fi) асинхронного двигателя
Нелинейность параметров и не идеальность питающей сети дают значительные осложнения при задачах управления двигателем. В частности в Алчевске было выпущено учебное пособие Электромеханические процессы в асинхронном электроприводе
[3]. В данной книге очень хорошо раскрыто математическое описание и моделирование асинхронных машин, их динамические свойства и специальные режимы работы. Рассмотрены электромеханические переходные процессы и способы управления ими. Отдельное внимание авторы данного пособия уделяют расчету параметров АД по Т–образной схеме замещения (рис. 3). Приводятся различные методы расчета, исходя из полноты исходных данных.

Рисунок 3 – Т–образная схема замещения АД для одной фазы
Также проблематикой определения параметров схемы замещения асинхронной машины, на основе каталожных данных активно занимаются сотрудники Национального исследовательского университета Московский энергетический институт. В частности Ю.А. Мощинским в статье Определение параметров схемы замещения асинхронной машины по каталожным данным
[1] была предложена методика, которая позволяет с достаточной степенью точности находить параметры схемы замещения асинхронной машины на основе каталожных данных. Предложенные им аппроксимации сопротивлений ротора дают возможность учесть изменения их от скольжения при расчетах механических, рабочих и динамических характеристик АД, имеющих различную конструкцию.
Помимо исследования энергетических показателей АД по схеме замещения, достаточно широкое распространение получило их исследование в частотном регулируемом приводе. В частности, данной тематикой занимается В.С. Петрушин из Одесского политехнического института. В статье Энергетические показатели асинхронного двигателя в частотном приводе при различных законах управления
[37] он исследовал энергетические показатели АД в частотном электроприводе при различных законах управления. Также были выведены математические зависимости КПД и коэффициента мощности асинхронного двигателя от коэффициентов изменения частоты и напряжения, скольжения и параметров схемы замещения при разных законах частотного управления (рис.4).


Рисунок 4 – Изменение КПД (а) и cos(fi) (б) в диапазоне регулирования: 1 – экспериментальные зависимости; расчетные зависимости при разных законах управления: 2 – U/f = const, 3 – Евнеш /f = const, 4 – Е/f= const, 5 – Евнут /f= const.
Способ управления асинхронным двигателем также оказывает значительное влияние на энергетические показатели АД. Анализ трех способов управления (фазовое, частотное и квазичастотное.) был проведен О.Ф. Винаковым в статье Анализ энегретических показателей асинхронного однофазного двигателя при разных способах управления
[36]. Анализ показал, что квазичастотное управление позволяет реализовать длительный режим работы двигателя при скоростях в 2–4 раза меньше номинальных и значительно улучшить энергетику АД.
Кроме вышеперечисленных авторов большой вклад в решение задач оптимизации режимов работы электроприводов переменного тока внесли выдающиеся отечественные и зарубежные ученые – И.Я. Браславский, В.Н. Бродовский, А.М. Вейнгер, В.И. Ключев, Г.Б. Онищенко, Ю.А. Сабинин, О.В. Слежановский, Р.Т. Шрейнер, В.А. Шубенко, Iliceto P. Capassoa, . Jimme J .Gathey, W. Floter, W. Leonhard, T.A. Lipo, D.W. Novotny [22–35] и др.
4. Методы исследования, планируемые результаты
При выполнении работы предусматривается использование методов аналитического описания, математического и физического моделирования.
В результате выполнения работы планируется разработка методических рекомендаций по улучшению энергетических показателей асинхронных двигателей.
Список источников
- Мощинский Ю.А., Беспалов В.Я., Кирякин А.А. Определение параметров схемы замещения асинхронной машины по каталожным данным // Ж.:
Электричество
в №4/98. 1998, c. 38–42. - Мельников H.A. Реактивная мощность в электрических сетях.–М.; Энергия, 1975. 128с.
- Шевченко И.С., Морозов Д.И Электромеханические процессы в асинхронном электроприводе: Учеб. Пособие / – Алчевск: ДонДТУ, 2009, – 349 с.
- Бородина И.В., Вейнтер A.M., Серый И.М., Янко–Тринцкий A.A. Автоматический регулируемый по скорости электропривод с асинхрони–зированным синхронным двигателем. Электричество, 1975, № 7,с. 41–46.
- Веников В.А. Переходные электромеханические процессы в электрических системах. Учебн. для электроэнерг,специальн. вузов,3.е изд., перераб. и доп. М.: Высш.школа, 1978. – "415 с.
- Петров Г.Н. Электрические машины. Учебн. для электроэнерг.вузов и факульт. в 3–х ч. Изд. 2–е перераб. ч.2. Асинхронные и синхронные машины. M.JI.: Госэнергоиздат, 1963, 416 с.
- Вольдек А.И. Электрические машины. Учебник для студентов высш.техн.учебн. заведений. 3–е изд. перераб. Л.: Энергия, 1978, 832 с.
- Иванов–Смоленский А.В. Электрические машины. Учебн. для вузов. М.: Энергия, 1980, 928 с.
- Sastry K.P.R., Burridge R.E Investigation of a reducedorder model for induction machine dynamic studies. – IEE. Trans.power appar. and syst.1976, vol. 95, $ 4, p. 1399–1406.
- Мамедов Ф.А., Иванов M.H. Коэффициент мощности асинхронного двигателя, работающего в сети с несинусоидальным, несимметричным напряжением питания случайного характера. Электротехника, 1978, № I.
- Дрехслер P. Новый нетрадиционный метод определения коэффициента мощности / 1972, № II,
- Башагуров Ю.М. Расчет средних значений к.п.д. и коэффициента мощности асинхронных электродвигателей в режиме случайного нагружения. Изв. Томского ордена Трудового Красного Знамени политехнического института имени С.М.Кирова, 1968, 190 с.
- Штурман Л.И., Золотарев О.И. Определение КПД и асинхронных двигателей при непрерывно меняющейся нагрузке. Электричество, 1951, № 8.
- Шуйский В.П. Расчет электрических машин. Пер. с немец. –I.: Энергия, 1968, 731с.
- Копылов И.П. Проектирование электрических машин / Под ред. И.П.Копы–лова. М.: Энергия, 1980. – 496 с.
- Вахдат Асеф Мухаммед. Динамика асинхронных машин с совместным учетом эффекта вытеснения тока и вихревых токов: Автореферат канд. дисс. –М.: 1982.
- Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: Учебн. для вузов. М.: Энергоиздат, 1981. – 576 с.
- Соколов М.М., Петров Л.П., Масандялов Л.Б., Ладензон В.А. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе. –М.
Энергия
, 1976. 200 с. - Постников И.М. Обобщенная теория и переходные процессы электрических машин: Учебн. для вузов, 2–е изд., перераб. и дополн. М.: Высш.школа, 1975. – 319 с.
- Беспалов В.Я., Копылов И.П. Переходные процессы в асинхронных двигателях при несинусоидальном напряжении. Электричество,гё 8, 1971.
- Беспалов В.Я., Исследование асинхронных двигателей при несинусоидальном напряжении. Автореферат канд. дисс. М.: 1968.
- Браславский И.Я., Ишматов З.Ш., Поляков В.Н. Энергосберигающий асинхронный электропривод: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений /; под ред. И.Я. Браславского, – М.: Издательский центр
Академия
, 2004. – 256 с. - Бродовский В.Н., Иванов Е.С. Приводы с частотно–токовым управлением./ Под ред. В.Н. Бродовского. – М.: Энергия, 1974. – 168 с.
- Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов. – М.: Энергоатомиздат. 1985. – 560 с.
- Weinger A. Potential of AC drives with semi–closed control. – IEEE International Electric Machines and Drives Conference. – June 1–4, 2003, Madison, Wisconsin, USA. – pp. 1511–1517. – Потенциал электроприводов переменного тока с полузамкнутым управлением (Англ).
- Онищенко Г.Б. Электрический привод. Учебник для вузов. – М.: РАСХН, 2003. – 320с.
- Ковчин С.А., Сабинин Ю. А. Теория электропривода: Учебник для вузов. – СПб.: Энергоатомиздат. Санкт–Петербургское отд–ние, 2000. – 496 с.
- Слежановский О.В. Системы подчиненного регулирования электроприводов переменного тока с вентильными преобразователями: Энергоатомиздат Санкт–Петербургское отд–ние, 1983.– 256 с.
- Шрейнер Р.Т. Автоматизированный электропривод. Системы управления электроприводов / Конспект установочных лекций.– Екатеринбург, 2006г. –22 с.
- Шубенко В.А., Браславский И.Я. Тиристорный асинхронный электропривод с фазовым управлением DJVUM / «Энергия», 1972. 200с.
- Iliceto P. Capassoa. Dynamic equivalent of asynchronousmotor load in systems, 1974, vol.93, В 5,p. 1650–1657, 1974.
- Jimme J .Gathey, Ralph K. Cavin, A.K. Ayoub. Transient load model of an induction motor IEE Trans. Power Appar. and systems 1973, vol. 92, )i 4, p. 1399–1406.
- Floter W. , Ripperger H. Die Transvektor–Regelung fur den feldorientierten Betrieb einer Asynchronmaschine. Siemens–Z. 1971. 45, №10. p.761–764.
- Werner Leonhard Control of Electrical Drives / Springer–Verlag Berlin Heidelberg New York, 2001
- Novotny D.W., Lipo T.A. Vector Control and Dynamics of Ac Drives / Oxford University Press, 1996. , 440рр.
- Винаков А.Ф., Бабийчук О.Б. Однофазный реверсивный электропривод с квазичастотным управлением // Электротехника и электрооборудование. 1995.–Вып.47.– С.49–53.
- Петрушин В.С., канд. техн. наук, Таньков А.А. Энергетические показатели асинхронного двигателя в частотном приводе при различных законах управления // Республиканский межведомственный научно–технический сборник
Электромашиностроение и электрооборудование
. Выпуск 55/2000. – Одесса.