ДонНТУ   Портал магистров


Я – дончанин!

Вид с моего балкона

Юзовка. 143 года спустя

Мне повезло, я точно знаю дату рождения моего интереса к изучению истории родного города. Эта дата совпадает с вселением моей семьи в новую квартиру. Было это 30 декабря 2002 года. Так что Новый 2003 год мы встречали, обозревая с высоты седьмого этажа новые для нас виды города.

Особенность нашего жилья в том, что перед нами как на ладони раскрывается Донецкий металлургический завод. Мои родители давно работают на заводе, и я сразу начал расспрашивать у них о том, что видел перед собой. А зрелище открывалось экзотическое – новогодние фейерверки Ворошиловского района сливались с разноцветными дымами над заводскими трубами и заревом от раскаленного металла.

Еще в ту новогоднюю ночь меня поразил факт совместного существования праздника и напряженного труда – город веселился, а завод работал в обычном режиме. Размеренный ритм трудовой жизни завода не прерывается ни на минуту. Жизнь города и завода тесно переплелись. Донецк в представлении многих связан с промышленностью, работой, заводами и шахтами. И внешний вид его во многом определяют заводские трубы и шахтные терриконы.

По историческим меркам основание нашего города произошло сравнительно недавно. Вспомним, например, что Киеву – пятнадцать веков, Москве – восемь с половиной, Ташкенту – двадцать, Риму – двадцать семь, Афинам – тридцать три. Донецку же в 2012г. исполняется всего 143 года, для города это еще период ранней юности.[1]

Юзовка.
Завод, Центральная шахта и коксовые печи.
Конец XIX века. http://infodon.org.ua/uzovka/13

Юзовка. Завод, Центральная шахта и коксовые печи. Конец XIX века

Особых природных преимуществ для расположения города именно здесь – нет. Море от нас в нескольких часах езды. Речка пересекающая город не самая многоводная. Лес у нас только рукотворный, в виде парков. Кроме терриконов, других гор мы не видим. [1]

Что же привлекло наших предков в выборе места для города? Чем глянулась им эта степная открытая всем ветрам местность? Какие преимущества они рассмотрели здесь? Не прогадали ли?

Нет, не прогадали. Проезжая улицами современного Донецка, мы можем быть благодарны основателям города.

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности, благодаря богатым залежам полезных ископаемых. Джон Юз не случайно выбрал эту местность для строительства завода. Его выбор основывался на исследованиях ученых, которые открыли здесь залежи полезных ископаемых. Все необходимое – каменный уголь, железная руда, камень – известняк, вода и рабочая сила – были в наличии. [2]

Донецкий край считается одним из наиболее поздно освоенных и заселенных в Украине. Однако в действительности на территории Донбасса человек и цивилизация появились очень давно. Это подтверждают археологические раскопки, проводимые сотрудниками Донецкого областного краеведческого музея. На протяжении веков одно кочевое племя сменялось другим. И каждое племя оставило свой след в душе Донбасса.

Территория же сегодняшнего города Донецка начала заселяться оседлыми поселениями в конце 17 века. Тогда богатые казаки возводили зимовки и хутора в верховьях реки Кальмиус. В 1779 г. ранговую дачу в урочище Александровка получил поручик Е.С.Шидловский. Проживавшие здесь в землянках и мазанках сечевики-запорожцы начали обстраиваться домами, хатами. [5]

Бурное развитие города началось лишь через 90 лет. После отмены крепостного права на юге России начал создаваться новый промышленный район. В 1866г. царское правительство предоставило князю Кочубею концессию на сооружение завода для изготовления рельсов из местных материалов. Однако, Кочубей, как ни старался, не смог собрать необходимое количество денег, чтобы создать акционерное общество и продал свои права англичанину Джону Юзу за 24 тысячи фунтов стерлингов. [5]

Перевозка оборудования для металлургического завода из Таганрога в район будущей Юзовки.
Фото: Юз и Юзовка. Под общей ред. Гайдука В.А. — Донецк: «Фирма Кардинал»,—2000. 320 с. с илл. http://infodon.org.ua/uzovka/13

Перевозка оборудования для металлургического завода из Таганрога в район будущей Юзовки

В 1869 году появился в донецкой степи Джон Юз. В апреле 1869 года Джон Юз заключил с царским правительством чрезвычайно выгодный Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства и общества железнодорожной ветви от Харьковско-Азовской линии.[1]

Строительство завода и шахт началось в 1869 году. Летом 1871 год из Англии в Украину на 8 груженных кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов-металлургов и шахтеров.[5]

Их маршрут проходил через Средиземное, Черное и Азовское моря в порт Таганрог. Потом быками тащили сотни километров по степи привезенное оборудование.

Завод Новороссийского общества стал крупнейшим на Юге России. Достигалось такое бурное развитие завода трудом многих-многих людей. Условия труда были тяжелейшими.[5]

Писатель А.С. Серафимович в очерке На заводе о тех днях писал, что рабочие торопливо бросали на платформу руду, кокс, плавень, и потом все это паровая машина мигом доставляла наверх и сыпала в пасть раскаленного внутри чудовища. И оно неус-танно пожирало десятки, сотни, тысячи пудов, а рабочие, изнемогая от жары, от напряжения и усталости, все продолжали заполнять ненасытную утробу, не видя конца. Бледные, истомленные, они были черны и закопчены, точно в пороховом дыму, и пот, стекая ручьями, разрисовывал по их лицам причудливые узоры. Ни на минуту нельзя было отойти от этого прожорливого чудовища: оно требовало к себе постоянного напряженного внимания, требовало, чтобы возле него всегда были люди, ни на минуту не давая им передохнуть.

Процесс формирования города Донецка можно представить в виде часовой пружины, осью которой стал металлургический завод. Раскручиваясь, эта пружина поглощала все селения и рудники в округе, как вновь возникшие, так и существовавшие до возникновения завода.

Для рабочих строились сооружения – казармы и балаганы. Большинство рабочих сами строили для своих семей жилье – небольшие землянки («каюты») и саманные «мазанки», которые размещались вблизи завода и шахт. Водопровода и канализации в этой части Юзовки не было. [2]

Несколько в стороне, в южной части Юзовки находилась Английская колония. Здесь в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощение. Имелось электричество и водопровод. Хотя Юзовка застраивалась несколько хаотично, место для английской колонии выбиралось с учетом розы ветров и природных особенностей. Даже сегодня, когда город и завод во многом поменяли свой облик, здесь по прежднему красуются юзовские дома, возможно в них живут потомки английских, французских и немецких инженеров.[1]

Северная часть Юзовки именовалась Новым Светом — по названию базара и находящегося на нем первого Юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники. Центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно — двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков и пр. На территории базара находились множество трактиров и кабаков, здание полицейского управления, содержавшееся за счёт средств Новороссийского Общества, а также громоздкая церковь, господствующая над окружением [5]

Свято-Преображенский кафедральный собор Юзовка, начало XX в.  gtj.org.uk

Свято-Преображенский кафедральный собор Юзовка, начало XX в.

В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники. Центральная улица (Первая линия) и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц и различных контор и банков. Примечательно, что самыми видными и красивыми зданиями в этой части Юзовки были Преображенский собор, Коммерческое училище (ныне 2-й корпус ДонНТУ по ул. Артема, 58), Братская школа (ныне вечерняя школа № 1 по ул. Челюскинцев, 49), гостиница Великобритания. [3]

В конце мая или начале июня 1917 года промышленное местечко Юзовка в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии стала городом. [5]

С приходом советской власти посчитали, что неуместно городу называться именем иностранного капиталиста и в 1924 год – Юзовка переименована в Сталино. До сих пор бытуют разные мнения относительно того, почему Юзовка была переименована в Сталино. Пролить свет может выписка из заседания Юзовского городского Совета, состоявшегося 9 марта 1924 года: …Собрав все мнения трудящихся, исполком вспомнил слова, сказанные Владимиром Ильичом: Революционная война есть локомотив… Исполком считает, что символом, характеризующем нашего великого вождя, будет сталь, решил именовать город Юзовку – городом Сталино. Таким образом, причастность И.В. Сталина к названию нашего города отпадает. Тем более, что в те годы он еще не достиг популярности вождя всех народов. [2]

После произошло еще много событий, Сталино опять поменяло свое название, город продолжает рости ввысь и вширь, поглощая рабочие поселки.

Народ привык жить, слушая дыхание гигантского предприятия. Более века жизнь людей организовывал заводской гудок, снятый еще при Юзе с затонувшего парохода «Орел». Сейчас, когда будильник есть в каждом телефоне, значение сигналов уже скорее ритуальное. Но гудок все равно не дает расслабиться, держит людей в тонусе. [4]

Городу, который прошел путь в своих названиях от Юзовки - Сталино к Донецку, суждено было познать все перипетии трудовой жизни, перетерпеть нужду и бесправие, пережить революцию, неразбериху гражданской войны и самую разрушительную войну 1941 - 1945 гг. И город выстоял!

Гостей города всегда удивляет невозмутимое спокойное соседство здания юзовской эпохи и новостроек-небоскребов, памятник Ленина и коммерческих концертов и митингов у его ног, с легкостью в Донецке сочетаются советские и вновь приобретенные названия. Таких примеров много и в этом есть своя донецкая прелесть, данное единство различий олицетворяет душу многонационального и многокультурного Донбасса.

Жители Одессы утверждают, что одессит – это национальность. Дончанин – это не просто житель Донецка. Это – образ жизни, мировоззрение, философия. Цветущий город, выросший на пустом месте, требовал нового человека – инициативного, мужественного, трудолюбивого, способного воспринимать все лучшее, что есть у других. [1]

Город, который, подобно муравейнику, по крупицам создавался каждым, кто приезжал сюда, имеет особый душевный климат. Здесь не может быть чужих. Здесь невозможно чувствовать себя чужим. [1]

Свято-Преображенский кафедральный собор/улица Артема.  http://www.don.ua/fotogal/photo_show.php?id=179

Вечерний Донецк

Список источников

  1. Разрешите представить – Донецк!: Путеводитель / Под общ. ред. А.В. Кузьменко; Сост. А.В. Дмитриевский; Донецкий ин-т турист. бизнеса. – Донецк, 2003. – 198 с.
  2. История Донецка, Сталино, Юзовки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infodon.org.ua/
  3. История Донецка[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://history.doneck.info/
  4. Донецкий: авторский сайт Е. Ясенова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.donjetsk.com/
  5. Володин Г. Г. По следам истории. Очерки из истории Донецкого ордена Ленина металлургического завода имени В. И. Ленина. – Донецк: Донбасс, 1967. – С. 38-43. – 20 000 экз.