ВВЕДЕНИЕ НОРМАТИВОВ ЕВРО 3 – ШАГ К УЛУЧШЕНИЮ
СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ ГОРОДА
Источник:Охорона навколишнього середовища та раціональне використання природних ресурсів – 2011 / Матеріали ХХI Всеукраїнська наукова конференція аспірантів і студентів. – Донецьк, ДонНТУ – 2011.
Руководитель: Л.В. Чайка
Современные города имеют два источника загрязнения атмосферного воздуха: промышленные предприятия и мобильный транспорт. Причем, в зависимости от категории и уровня промышленного потенциала города доля выбросов от мобильных источников изменяется в пределах 20-80 %. Необходимо также отметить, что максимум выбросов от мобильных источников приходится на автомобильный транспорт.
Во всем мире продолжаются процессы урбанизации, в результате которых увеличивается численность городского населения, в том числе и мигрирующего. Зависимость горожан от неудовлетворительной работы городского транспорта компенсируется увеличением числа автомобилей личного пользования. На рисунке 1 показана динамика прироста автомобилей в Украине за 8 последних лет.
Если учесть тот факт, что доходы населения потенциально возрастают, то расширение автомобильного парка также объяснятся средним увеличением числа автомобилей на одну семью. Период 2008-2010 годов характеризуется резким снижением покупательской способности населения, что связано с ухудшением экономического положения в Украине, удорожанием топлива и повышением цен на автомобили.
Целью данной работы является изучение причин необходимости введения стандартов Евро 3 – 5 поколений и их роль в экологическом улучшении окружающей среды, особенно качества атмосферного воздуха.
Известно, что выбросы автотранспорта делятся на выхлопные и картерные. Первые зависят в большей степени от качества топлива, вторые – от конструкционных особеностей двигателей внутренего сгорания и других причин. Сравнительный анализ нормативной базы относительно выбросов в Украине и в Европе показывает, что импортируемые автомобили имеют несколько преимуществ перед отечественными:
- наличие кат-катализатора в выпускной системе;
- контроль эффективности работы катализатора, осуществляемый лямбда-зондом (датчик кислорода).
Благодаря этому, достигается уменьшение концентрации загрязняющих компонентов в выбросах автомобилей, тем самым снижается степень образования канцерогенов типа бенз(а)пирена, формальдегида и тяжелых металлов. Перечисленные загрязнители окружающей среды являются источниками раковых заболеваний городского населения, уничтожения отдельных видов растений и животных.
В Европе начиная, с 2009 года, уже действуют нормы Евро – 5. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика норм Евро-2 и Евро-5.
Таблица 1. – Сравнительная характеристика выбросов Евро-2 и Евро-5
Показатель | Химическая формула | Вид топлива | |||
Дизельное | Бензин | ||||
Евро-2 | Евро-5 | Евро-2 | Евро-5 | ||
Углерода оксид | СО | 1 | 0,5 | 2,2 | 1 |
Азота оксиды ( в перерасчете на NO2) | NОx | 0,5 | 0,18 | – | 0,06 |
Углеводороды | CmHn | – | – | 0,2 | 0,1 |
Твердые частицы | С | 0,08 | 0,005 | – | 0,005 |
Данные таблицы показывают, что переход к следующему Евро сопровождается ужесточением требований к выбросам, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве атмосферного воздуха.
В то же время отечественные автомобили выпускаются без внедрения инновационных конструкционных решений выпускной системы и блока управления двигателем. К тому же наблюдается «старение» автопарка, переоснащение которого практически не целесообразно и экономически не выгодно, а экологический ущерб от таких машин ощутимый.
Вторая проблема – несоотвествие качества бензина европейским стандартом не обеспечивает нормативный состав отработанных газов. Согласно литературным данным, бензины, полученые на нефтеперерабатывающих заводах Украины, в большинстве своем не отвечают даже Евро-3. Следует подчеркнуть, что введение норм Евро-2 на топливо продолжалось в течении двух лет. Введение требований Евро – 3 было обозначено на 1 января 2011 года, но по многим причинам срок перенесен на 1 июля 2011 года.
На основании сравнительного анализа нормативной базы следует отметить, что в преддверии чемпионата Европы по футболу ЕВРО-12
, качество атмосферного воздуха для иностранных туристов имеет не последние значение. Следовательно, в Украине должны быть введены хотя бы нормативы Евро – 3. С точки зрения экологичности для решение данной проблемы необходимо осуществить следующие шаги:
- улучшить качества топлива;
- усовершенствовать конструкции двигателей внутреннего сгорания отечественных автомобилей;
- обновить автомобильный парк;
- изменить (внести изменения) нормативную базу.