Назад в библиотеку


Транспортный шум: широко распространённый и недооценённый фактор стресса


Источник:Transport, environmen and health. – WHO Regional Publications, European Series, No. 89. – 13-17 pages.


Шумовое загрязнение

Транспорт является основным источником шумового загрязнения в Европе. Движение автомобилей – основная причина воздействия на человека шума, за исключением людей, живущих вблизи аэропортов и железнодорожных линий. В результате растущего количества автомобильных поездок и пройденных километров, высоких скоростях, увеличении частоты полетов и частого использования самолетов, уровень окружающего шума неуклонно возрастал. Шум представляет собой большую проблему в Европе. Это единственный фактор окружающей среды, на который с 1992 года увеличилось число жалоб.

Научных подтверждений последствий воздействия шума на здоровье становится всё больше. Впервые проанализировав эти данные в 1980 году, ВОЗ созвала международную целевую группу для оценки последних данных и установления рекомендаций ВОЗ для населения.

Последствия воздействия шума для здоровья

Полученные данные свидетельствуют о негативном воздействии шума на общение, успеваемость в школе, сон и поведение, а также на состояние сердечно-сосудистой системы и слуха.

Нарушенное общение

Речь на 100% должна быть различимой от фонового уровня шума в 45 дБ LAeq. При фоне свыше 55 дБА (уровень среднего женского голоса) голос следует повышать. Внешнее увеличение шума приводит к повышению голоса, что делает речь менее понятной. В аудиториях и конференц – залах, в которых находятся пожилые люди; отдельные лица с нарушенным слухом; или дети (которые особенно чувствительны к воздействию шума), фоновый шум должно быть ниже, чем речь говорящего и равен 10 LAeq дБ

Нарушенный сон

Шум может вызвать трудности с засыпанием, сокращение глубоко сна, частые пробуждения во время сна. Также шум вызывает такие неблагоприятные последствия, как усталость и снижение работоспособности. Этих последствий можно избежать, если уровень шума находится ниже 30 дБ LAeq (для непрерывного шума) или 45 дБ LAmax (в помещении). Значения LAeq характеризуют стационарный непрерывный шум, а LAmax – нестационарный случайный шум.

Трудности с работой

У детей, хронически подвергающихся воздействию шума самолетов, появляются сложности в чтении, нарушение внимания и способности принимать решения. Шум может нарушать психологическую деятельность, требующую внимание, память и способность решения сложных аналитических задач. Адаптация человека к шуму, и усилия, необходимые для поддержания производительности, приводят к повышению артериального давления и уровня гормонов стресса.

Раздражительность

Раздражительность повышается с увеличением уровня шума, при этом большинство людей раздражаются умеренно при 50 дБ LAeq, и основательно – при 55 дБ LAeq. Лишь одна треть раздражительности связана с уровнем звука. Наиболее раздражительным является шум самолетов, имеющий низкочастотные компоненты или сопровождающийся вибрациями, которые мешают социальной и экономической деятельности. Кроме того, на восприимчивость к шуму влияют географические условия. В Альпах, например, на уровень шума конкретной местности влияют рельеф, фоновый уровень шума и акустические факторы на склонах.

Повышенная агрессия

Громкий звук усиливает агрессивное поведение у предрасположенных к этому людей, а при уровне свыше 80 дБ LAeq готовнорсть человека помогать другим заметно ослабевает.

Болезни сердца и гипертоня

Существует много доказательств того, что на ишемическую болезнь сердца и гипертонию может влиять шум 65-70 дБ LAeq. Эффект незначительный, но, поскольку большая часть населения подвергается воздействию такого уровня шума, это может иметь большое значение для общественного здравоохранения.

Нарушение слуха

Громкий звук может стать причиной нарушения слуха. Однако при воздействии на большую численность населения уровня шума ниже 70 дБ LAeq более 24 часов в течение 40 лет риск считается незначительным.

Основные принципы и их выполнение в Европе

В зависимости от окружения, времени суток и возможности влиять на уровень шума, различают рекомендуемые значения уровня шума для населения, предложенные ВОЗ (приведены в таблице 1).

Таблица 1 – Руководство, устанавливающее уровни шума на местности в специфических условиях

Окружающая среды Критические последствия для здоровья Время LAeq LAmax
Жилое помещение
В помещении Разборчивость речи, умеренное раздражение, дневные и вечерние 16 часов 35
Внутри спальни Нарушение сна 8 часов 30 45
Вне спальни Нарушение сна 8 часов 45 60
Школы и дошкольные учреждения
Классные комнаты в помещении Нарушения речи, разборчивости, получения информации и сообщения, общения В классе 35
Дошкольные учреждения в помещении Нарушения сна Во время сна 30 45
Детская площадка на улице Раздражение Во время игры 55
Больницы
Подопечные / палаты в помещении Нарушение сна (ночное время) 8 часов 30 40
Нарушение сна (в дневное и ночное время) 16 часов 30
Процедурные кабинеты в помещении Нарушение покоя Как можно ниже
Разное
Открытая гостиная Серьезные раздражения(дневные и вечерние) 16 часов 55
Умеренное раздражение (дневные и вечерние) 16 часов 50
Промышленные, коммерческие, торговые и транспортные области, в помещении и на открытом воздухе Нарушение слуха Нарушение слуха 24 часа 70 110
Церемонии, фестивали, развлекательные мероприятия Нарушение слуха(посещают < 5 раз / год) 4 часа 100 110
Музыка через наушники Нарушение слуха 1 час 85 110

Большая и увеличивающаяся доля населения Европейского региона подвергается воздействию шума свыше нормального уровня. Доля подвергающихся воздействию шума свыше 65 дБ LAeq в течение 24 часов выросла с 15% в 1980 до 26% в 1990 году. Около 65% населения Европы (450 млн. человек) подвергается воздействию уровня шума (55-65 дБ LAeq в течение 24 часов), который вызывает повышенную раздражительность, а также нарушение сна и речи.

Некоторые государства-члены уже проводят мониторинг шума и устанавливают лимиты на шумовое загрязнение на соответствующих территориях. Европейский Союз (ЕС) разрабатывает Рамочную директиву по шуму, учитывающую данные о воздействии шума на здоровье и доступные технологии.

ВОЗ предоставила руководствам стран рекомендации по шуму, являющиеся полезной промежуточной целью для страны. Соблюдение этих принципов поможет направить и сосредоточить усилия стран на решении важной проблемы шума автотранспорта.

Воздействие

Контроля за выбросами

Технологические усовершенствования, направленные на понижение уровня шума от поверхности дороги и транспортных средств (в частности, шин на автомобилях), потенциально способны справиться с проблемой шума дорожного движения. Технология была оценена и является доступной. Однако она нуждается в соответствующем продвижении, регулировании и приведении в исполнение с помощью, например, включения в ежегодные испытания шума; в качестве испытания автомобиля на дороге, а кроме того и в введении налогов на шумные автомобили или самолеты. Контроль над скоростью осуществляется путём создания дорожных ограничений скорости и движения. Например, создание регулирующих мер – это еще один способ контроля уровня шума ещё в самом источнике.

Изменение движения

К сожалению, контроль только над выбросами в последние несколько десятилетий громкость звука не уменьшил. Вместо этого, тенденция роста и распространения транспортного движения, приводящего к технологическим усовершенствованиям автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта, по прогнозам сохраняется. При повсеместном увеличении трафика, его роста, необходимо контролировать последствия от шума автомобилей для здоровья. Это будет особенно важно для населенных районов, расположенных вблизи зон с очень интенсивным движением, таких как аэропорты, трассы, дороги скоростных поездов и тяжелых транспортных средств, транзитных маршрутов.

Кроме того, меры по изменению состава и времени движения (такие, как ограничения в течение суток и в выходные дни, зонирование и коридоры полетов), его расположению относительно людей (например, использование эстакад, тоннелей, изменение маршрута, зеленых насаждений) способно ослабить воздействие дорожного шума. Решающую роль при воздействии на здоровье играет кто, где и когда испытывает шум.

Изоляция

Кроме того, воздействие шума можно изменить с помощью звукоизоляции при строительстве и дизайне зданий. Примеры примером может быть использование определенных типов окон и крыш, а также расположение спальни в задней части здания, вдали от источников шума.

Эффективность вмешательства

Многие из этих подходов были применены на практике, хотя и не систематически. За исключением контроля над выбросами, технологии редко могут быть оценены. При оценке следует рассматривать не только акустическое измерение шума, но и контроль состояния здоровья.

Политические соображения

Среди мер по снижению шума и связанных с ним последствиями для здоровья, прежде всего, необходимо учитывать следующие:

– конкретные условия работы людей. Например, школы, детские площадки и больницы имеют специальные и несколько иные требования для предельных уровней шума, изменяющихся с течением времени (ночь, выходные, праздничные дни и вечера – особенно чувствительные периоды);

– места с несколькими источниками шума или условия, которые усиливают воздействие шума, требующие использования земли и транспорта планирует проводить с особой заботой;

– группы людей с высоким риском воздействия на здоровье транспортного шума, (дети, пожилые люди, люди с нарушенным слухом).

Крайне необходимо, чтобы чётко направленным исследованиям, мониторингу и распространению информации сопутствовали действия по развитию шумоподавления. Для существенного улучшения ситуации необходимо использовать знания о воздействии на человека шума в различных средах: как уровня шума, так и последствий воздействия на здоровье.

Мониторинг воздействия шума на человека должен быть вестись непрерывно и использовать стандартные методы для облегчения сравнения данных. Должны быть разработаны уровни шума для жилых помещений, школ, больниц, рабочих мест, детских площадок и парков. Особое внимание следует уделять группам повышенной восприимчивости к шуму. Особое внимание должно быть уделено мониторингу населения, подверженного воздействию нескольких источников шума. Значения шума должны измеряться как в ночное, так и в дневное время. В настоящее время, ночью уровень шума особенно плохо документирован. Существует опасность того, что без учёта существующих правил ночное движение больших объемов грузов и самолетов может оказать значительное воздействие на здоровье.

Контроль и периодическая оценка должны проводиться в комплексе со связанными с шумом неблагоприятными последствиями для здоровья (снижение разборчивости речи, нарушение сна и раздражительность) в районах, где это можно ожидать. Для оценки эффективности мер по снижению уровня шума полученная информация должна использоваться в сочетании с данными воздействия шума.

Данные о воздействии на здоровье и его последствиях должны быть доступны в применимой для политики форме. Например, карты для идентификации областей, наиболее подвергающихся воздействию, могут быть учтены при принятии решений в транспортной отрасли и при планировании землепользования.