Фотографами не рождаются - ими становятся
Вот он раздел моей
мечты! Который будет здоровенный (пока что я так предполагаю). Честно
говоря, долго не мог определиться о чем здесь писать, ведь хотелось
бы написать и о своем двухсотпятидесятилитровом аквариуме со
скаляриями и гурами, а так же о том как происходил недавний процесс
создания “подиумов” под двухсотваттные колонки для
автомобиля, были мысли написать о моем двухлетнем капитанстве в
киберспортивной команде по “TrackMania
Nations”, которую я вывел на второе
место в Украине и выступал организатором отборочного этапа Electronic
Sports World Cup в Донецке (2010 год). Может даже стоило упомянуть
то, как за одну ночь я собрал из комплектующих двадцать восемь ПК и
обо всех эмоциональных аспектах той ночи. Но, наверное, я расскажу о
том занятии, которое отвлекло меня от всех предыдущих увлечений, и на
данный момент занимает практически все свободное от учебы и сна
время. Это фотография! И вот этому увлечению я посвящу этот раздел, и
постараюсь ниже наиболее полно изложить историю своего, пока еще
маленького, пути в этом огромном направлении. Надеюсь, будет
интересно, потому сели поудобнее, пристегнулись и вперед!
Началось все зимой
2009 года, тогда ко мне в руки попал Canon
S5IS,
изначально предполагалась просто покупка хорошего фотоаппарата,
основной целью намечалось “чисто пофоткатся” и что бы
отпечатки формата А4 смотрелись прилично, для семейного альбома. Но
как выяснилось в дальнейшем, я не зря столь дотошно выбирал свой
первый фотоаппарат, потому, что хоть это и мыльница – ультразум
с маленькой матрицей, но он обладает полным спектром ручных
настроек, что сразу ставит его на голову выше любительских компактов.
И вот здесь то началось, в первую очередь было перечитано
“Расширенное руководство пользователя” сначала раза два,
через пару недель еще раз пять. Я маниакально впитывал различную
информацию о устройстве оптических систем современных фотоаппаратов
(да по сути не важно современных или нет) принципах работы и
свойствах формирования изображения на матрице. На данном этапе мне
очень помогла статья под названием “Разумно о фото” в которой раскрыт, как я считаю, тот минимум без осознания которого
даже не стоит брать в руки фотоаппарат, а полученный результат
называть фотографией (хотя на данный момент 90% местных “фотографов”
снимая fashion
и
beauty
не знают элементарных базовых вещей и физику оптики). В данный период
изучая множество новой, для меня, информации я снимал как и
полагается при появлении фотоаппарата, все подряд, но в основном это
были домашние питомцы, различные цветочки и прочие мелочи.
Снимал в основном
макро, по двум причинам, во-первых мой фотоаппарат может снимать
макро с 0 сантиметров (т.е. пыль на объективе) что просто обязывает
снимать макро, во вторых понимая оптические возможности своего
ультразума, я осознавал что могу получить красивый “размазанный”
задний план (в последствии выяснилось что это называется японским
словом: бокэ) снимая лишь маленькие объекты, расположенные недалеко
от фотоаппарата, потому о красивых художественных портретах людей я
даже и не думал (темболее, всем известно, что учиться нужно на кошках
:) ). Ну и конечно были попытки снимать пейзажи, конечно не особо
умелые, ибо в начале своего фотографического пути я не знал, что
пейзажи снимаются в основном на рассвете или закате, когда яркости
неба и земли примерно одинаковы и создается интересный светотеневой
рисунок.
Время
шло, зима 2009 года постепенно сменилась весной 2010, а я от домашних
любимцев, цветочков и пейзажей, постепенно перешел на людей. Снимал,
как мог, обрабатывал, как знал :), по началу меня радовали любые
результаты, даже такие как приведены ниже.
И
безразлично мне тогда было, что свет жесткий, что тени на лице просто
ужасны, о портретной ретуши я тогда только догадывался, для меня было
важно размыть задний план, сделать крутую “цветокоррекцию”
передвинув пару ползунков в каком-нибудь фильтре ну и конечно же
оформить все это в крутую рамочку, что бы было “ну ваще круто”.
Конечно, на все эти фото лепился копирайт, или здоровенная подпись.
Это сейчас я всячески стараюсь избегать каких либо лишних элементов
на фото (хотя зря, ибо копирайт это хорошая реклама, для хороших
работ) а тогда это была просто необходимость =). Так же баловался с
“выделением цветом”, думал, что это круто, сейчас понимаю
что по настоящему хорошо и уместно, это умеют делать с десяток
фотографов в мире, потому больше никогда не использую подобный прием.
Яркий пример не особо удачной ретуши, рамка и копирайт тоже "хороши"
Весь
период 2010-2011 я бы назвал “В поисках метода портретной
ретуши”. Да я снимал людей, да снимал много, и очень много
обрабатывал, с одной стороны сейчас я понимаю что делал не правильно,
но этот опыт прошел не зря, ведь как не крути, но что бы понять: “что
мне нужно и как это делать” пришлось наступить на множество
граблей . По большей части в этом виновато огромное количество уроков
по портретной ретуши в Photoshop которых в
сети просто несметное количество. Каждый автор, очередного
“туториала” обещает получение идеальной кожи в пару
кликов, называя это профессиональным методом ретуши. Затем под руку
попался плагин Portraiture, который по сути ориентируясь на цвет
кожи, создает маску и размывает с определенным радиусом, на выходе
получались, просто шедевры, кожа была просто идеальной, покрайней
мере мне тогда так казалось. И в альбомах было просто засилье людей с
пластиковой кожей, уже тогда я понимал что делаю что – то не
так, но как исправить ситуацию толком не знал. В решении данной
проблемы помогли, как мне кажется только время и опыт, количество
изученных уроков по Photoshop переваливало
за сотню, ознакамливаясь с каждым новым методом я делал выводы, брал
что – то на заметку, что – то критиковал и всячески
отвергал, по итогу формировал свои методы обработки портретных
фотографий, которые были не столь деструктивными как раньше. Так же
мне помогало то, что я читал, несколько десятков блогов успешных и
известных фотографов, смотрел на по настоящему качественный
результат, и постоянно пытался добиться хотя бы
чего то подобного.
Что – то
получалось, что – то нет, но тем не менее уже к концу 2011
года, на все комментарии о замыленности кожи я предоставлял 100%
кропп, на котором было видно все поры и текстуру кожи, конечно в меру
возможностей моего Canon S5IS.
Так
же к этому времени менялись мои навыки, как фотографа –
практика давала свои результаты, количество сделанных кадров становилось все меньше, а
размышлений, перед тем как нажать на спуск, все больше. Следующее
фото, кстати, сделано все тем же Canon
S5IS, чему многие
“коллеги” не захотели верить сразу, ибо матрица очень
маленькая (кроп-фактор = 6), а как видно из фото задний план весьма
нерезкий, и это результат не обработки, просто я наконец – то
начал использовать весь потенциал зум – обьектива ,
максимальное эквивалентное фокусное расстояние которого составляет
432 мм, что позволяет снимать даже крупные объекты, с относительно
небольшой зоной резкости.
Но прервем
портретную тему, на совсем недолго, ведь параллельно я продолжал
снимать все те же цветочки и пейзажи. Но только уже, более
качественно используя большее количество знаний и подручных средств
(например цветы снимал на месте их произрастания, а пару листов белой
бумаги использовал для создания фона и подсвечивания теней отраженным
светом).
Процесс
съемки, если наблюдать со стороны, был забавным, но мне доставлял
какое то непонятное удовольствие.
Пейзажи
начал снимать только в определенное время суток, при наличии
“интересных” тучек на небе, с учетом еще многих факторов.
В
целом могу сказать что к концу 2011 года, процесс творчества
доставлял мне все больше удовольствия, тем более, что я прекрасно
понимал – “фотография без постобработки невозможна”.
Потому навыки работы в Photoshop развивал
активно, да и продолжаю развивать.
Переходным этапом
для меня стала покупка нового фотоаппарата в ноябре 2011 года. Для
меня настал столь долгожданный момент перехода на “зеркалку”
с огромной (по сравнению с Canon S5IS)
матрицей, обладающей более широким динамическим цветовым и световым
диапазоном, а так же более высокими рабочими значениями
светочувствительности (ISO). Я долго
раздумывал над своим выбором (как впринципи над выбором любой
техники), и несмотря на то, что пришлось изрядно лезть в долги и
экономить на небольших радостях в жизни :) я решил не начинать с
любительской серии зеркальных фотоаппаратов и китового объектива,
потому был приобретен Canon EOS
50D фотоаппарат полу –
профессиональной линейки, выполненный в корпусе из магниевого сплава
(весьма увесистый, без объектива масса составляет 1 кг), с пыле –
влагозащитой, быстрым модулем автофокуса и высокой
“скорострельностью” – 6,3 кадра в секунду. В
качестве штатного объектива я выбрал Tamron
17-50 f2.8, светосильный зум-обьектив с
отличным соотношением цена/качество. И в целом данный комплект
обошелся приблизительно в $1500, что весьма не мало, но могу сказать
что оно того стоит, нужно просто попробовать поснимать техникой более
высокого уровня, и возвращаться к чему – то ниже классом не
возникнет никакого желания.
После обновления техники, мои возможности
значительно расширились, выросла детализация изображений, а
цветопередача стала более естественной, соответственно открылись
новые горизонты для более глубокой и качественной обработки
фотографий. А так как период “обновки” попал на холодное
время года, то новым фотоаппаратом я снимал в основном в студии.
Данный период для меня является переломным в освоении по настоящему
качественных методик ретуши кожи, таких как метод осветления и
затемнения (dodge&burn),
частотного разложения, а так же всевозможные варианты сохранения и
наложения текстуры. Данный этап характеризуется осознанием одной
простой истины, для получения красивой картинки по настоящему
высокого уровня, нужно не только выбрать правильный ракурс, не
только правильно выставить свет, и сделать заветный кадр. Нужно еще
убить 3-5 часов на постобработку (а иногда и несколько дней) хорошо
обдумывая вносимые изменения, ведь чувство меры тоже немаловажно :)
Потому, в целом, я
могу сказать, что именно сейчас я нахожусь на начальном этапе
творческого пути, т.к. только постигаю азы по настоящему качественной
фотографии и пытаюсь делать первые шаги в этом мире, полном креатива
и нестандартных решений. Сейчас очень интересно осваивать технику
использования смешанного света в студии, подход нестандартный, да и
результат в большинстве случаев непредсказуемый, ниже несколько
примеров подобного решения, реализованного моими силами:
В качестве итога,
хочу сказать что я не знаю как повернется судьба и достигну ли я чего
- нибудь в фотографии или другой области, может это еще одно
увлечение из десятка других, которое со временем сменится новым, но
сейчас я могу сказать, мне нравится создавать классные картинки, мне
нравится радовать людей их красивыми фотографиями, это небольшая
часть моей жизни, которая будет развиваться далее.