Назад в библиотеку
Об организационно-финансовых аспектах переработки промышленных и бытовых отходов
Авторы: А.С. Парфенюк1, С.П. Веретельник1, Д.И. Тасиц1, И.В. Кутняшенко1, Г.А. Власов2, С.И.Кауфман2,Е.П. Романенко2, Н.П. Скрипченко2
1 Донецкий национальный технический университет,
2 ОАО «Авдеевский коксохимический завод», Украина
Источник: Экологические проблемы индустриальных мегаполисов / Материалы VI международной научно-практической
конференцииународной научно-практической конференции.-Москва-2009, с 12-15
Мировой экономический кризис, сопровождающийся ухудшением ситуации на рынке сырья, энергии, продуктов питания и критическим загрязнением окружающей среды, обострил необходимость эффективного решения проблемы твердых отходов. Это особенно актуально в индустриальных мегаполисах, где образуется огромное количество отходов различных видов. Эти отходы необходимо не только своевременно вывозить за пределы жилой зоны на полигоны, но и тщательно сортировать, а, главное, перерабатывать с наибольшей пользой при минимальном ущербе природе.
Твердые бытовые (ТБО) и промышленные отходы (ТПО), как
правило, представляют собой сложные смеси, поэтому обеспечить их
промышленную переработку сложно и дорого. Простое сжигание отходов
позволяет частично решить проблему их количества, но существенно
ухудшает экологическую обстановку и приводит к потерям сырьевого и
энергетического ресурса.
Даже наиболее современные методы сжигания отходов вызывают
вполне обоснованную критику и малопригодны в условиях Украины по
следующим причинам:
- производственные мощности даже самых крупных
мусоросжигательных европейских заводов несопоставимо малы для
объемов отходов Украины;
- необходимость приобретения дорогостоящего импортного
оборудования и применения дорогостоящих систем очистки дымовых
газов;
- необходимость подготовки эксплуатационного персонала, что
требует дополнительных финансовых затрат и времени;
- неизбежны дальнейшие затраты, связанные с привлечением
зарубежных специалистов, закупкой запчастей, наладкой, ремонтами и т.п.
для поддержания импортной техники.
Особо следует отметить, что мусоросжигательные заводы (МСЗ) —
главный источник выбросов в воздух диоксинов — опаснейших
органических загрязнителей. Борьба против диоксиновой опасности
привела к принятию новых, очень суровых норм, вследствие чего
большинство европейских заводов сейчас ожидает закрытие или
реконструкция.
Поэтому возникает необходимость в кардинально новых
технологических решениях вопроса.
Для переработки отходов важно как организованы их сбор и
складирование, при этом следует применять экологически безопасные
технологии, экономически выгодные и желательно на предприятиях,
генерирующих отходы.
Среди таких методов можно выделить переработку ТБО в компост и
термолизную переработку смесей промбытотходов методом ТЭРО,
разработанную в Донецком национальном техническом университете.
В силу сложившейся в Донбассе индустриальной инфраструктуры и
концентрации коксохимической промышленности, можно успешно решить
проблему твердых углеродистых промбытотходов, не привлекая
дорогостоящие западные технологии и даже иностранные инвестиции. Это
достижимо в результате промышленной реализации метода ТЭРО. Этот
метод имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими
известными технологиями, особенно, если учесть огромный в масштабах
государства постоянно возрастающий ущерб, который имеет место из-за
ухудшения экологической ситуации. Потери площадей и качества
плодородных почв, водных ресурсов, ухудшения здоровья населения – все
это должно расцениваться как финансовые потери государства.
Кратко о сути метода ТЭРО. Метод включает следующие стадии:
- классификация исходной смеси отходов, дробление и сортировка;
компаундирование отходов, т.е. создание однородной смеси из множества
компонентов с добавлением связующих с заданными свойствами.
- бароформинг полученных компаунд-смесей путем их обработки
давлением при определенной температуре для получения необходимых
свойств сырьевых блоков или брикетов;
- загрузка брикетов в наклонные термолизные печи;
- термолиз компаунд-смеси при температурах 750-1000 °С с
получением твердого термолизного топлива (ТТТ) и полезных летучих
продуктов (бензола, смолы, серы);
- конденсация, улавливание и дальнейшая переработка летучих
продуктов;
- сжигание ТТТ с утилизацией тепла дымовых газов и получением
электроэнергии на паротурбинных установках;
- золошлаковая масса, образовавшаяся после сжигания ТТТ,
используется при производстве дорожно-строительных материалов.
Основными преимуществами метода ТЭРО являются:
- возможность крупномасштабной переработки отходов с
получением полезной химической продукции на существующих
коксохимических заводах;
- гибкость управления параметрами переработки в соответствии с
исходными свойствами сырья и конечной целью получения полезного
эффекта;
- использование известных технических решений, позволяющих
повысить КПД процесса и снизить капитальные затраты на его
организацию;
- существенное уменьшение выбросов в атмосферу;
- отказ от импорта дорогостоящего оборудования, привлечение
государственных ресурсов на разработку и создание необходимого
оборудования;
- экономический и экологический результат будет получен даже при
частичном использовании имеющихся мощностей коксохимических
предприятий.
На государственном уровне Украина вполне может самостоятельно
решить проблему переработки отходов, а при необходимости и привлечь
иностранных и отечественных инвесторов. Для этого необходимо
корректно и всесторонне оценивать сложившуюся ситуацию и правильно
направить ресурсы на решение проблемы.
Наблюдающийся сейчас в некоторых регионах Украины факт
передачи частным предприятиям свалок и сферы переработки ТБО не
является перспективным в решении проблемы. Для достижения должного
прогресса ведущая роль должна принадлежать государству. Оно должно не
только финансировать, но и осуществлять организацию, контроль и
регулирование широкого спектра вопросов по данной проблеме и
содействовать международному сотрудничеству.
Назрело создание в Украине отходоперерабатывающей отрасли, как
это имеет место в Германии, но при этом необходимо учитывать
мотивацию групп инвесторов – государственных, негосударственных и
зарубежных.
Так мотивация для государственных структур (министерства,
банки, экологические службы) – реальная экономическая выгода;
предотвращение ухудшения ситуации с отходами; частичное решение
социальных проблем; привлечение вторичных энергетических и сырьевых
ресурсов и т.д.
Мотивация негосударственных структур( частных отечественные и
зарубежные инвесторы, финансовые группы, инвестиционные компании и
фонды) – это ориентация на получение дохода, политический имидж,
личностные морально-этические принципы, решение проблем сырья и
энергии, проникновение в регион с другими целями, реализация
собственных проектов, разработок и т.п.
При всей условности возможных мотиваций инвестирование
разработок и освоения индустриальных проектов по переработке
промбытотходов представляется объективно весьма привлекательным. Но
для инвесторов главное – насколько вероятно и значительно будет
получение экономической выгоды.
Правительство должно активно участвовать в глобальном
управлении экологической ситуацией, нести ответственность за принятые
решения и осуществлять защиту интересов разработчиков.
Таким образом, в решении столь крупной и сложной проблемы,
какой является переработка твердых промбытотходов в Украине,
определяющую роль безусловно имеют госструктуры и
госфинансирование, хотя и частные отечественные и зарубежные
инвесторы при учете их интересов могут оказать весомую поддержку.
Поэтому на данном этапе особенно актуальна разработка подробных
бизнес-планов и ТЭО новых технологий, адаптированных к конкретным
условиям Украины и в соответствии с международными требованиями.