Оценка эффективности рециклинга (вторичной переработки)
Автор: А.В.Абрамов,О.С.Кусарева
Источник: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Автор: А.В.Абрамов,О.С.Кусарева
Источник: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Предложен показатель эффективности рециклинга, учитывающий экономическую эффективность процесса, предотвращение экологического ущерба и объемы наличных отходов.
Становление масштабной индустрии утилизации переработки промышленных бытовых отходов является важнейшей экономической задачей, решение которой приведёт к развитию экономической системы рециклинга, а именно оздоровлению экологической ситуации, увеличению количества предприятий малого среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, сохранению природных энергетических ресурсов России.
Переработка отходов производства является насущной проблемой, стоящей на пути сбалансированного развития мирового сообщества. О важности этой проблемы свидетельствуют не только огромные запасы всевозможных промышленных бытовых отходов, но принятые в подавляющем большинстве государств мира законодательные подзаконные акты, направленные на регламентацию поддержку деятельности, связанной с утилизацией повторным использованием отходов.
Опыт утилизации отходов зарубежных странах показал, что рыночные отношения сами по себе не способны эффективно регулировать процессы обращения отходами и, первую очередь, процессы ресурсосбережения. Большинство стран Европы решают вопросы ресурсосбережения обращения отходами сочетании государственных рыночных механизмов регулирования работ ними. Для того чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным выгодным России, необходима коррекция законодательной нормативной базывобласти ресурсосбережения.
В июле 2004 г. на саммите «Группы восьми» (G8) правительство Японии лице премьер-министра Дзуинтиро Коидзуми выдвинуло «Инициативу 3 R» области обращения отходами (Reduce – сокращение, Reuse – повторное использование, Recycle – использование качестве вторичных ресурсов). Лидеры других стран, входящих в G8, инициативу поддержали. Первоочередной задачей соответствии этой инициативой должно стать сведение минимуму накопления отходов внутри самих стран.
Проблема сокращения отходов тесно связана вопросами устойчивого экономического развития. Это связано постоянно растущим спросом на сырьё, при одновременном сокращении доступных запасов конечной исчерпаемости природных ресурсов. Рациональное использование ресурсов становится критически важным для обеспечения сырьем общественного производства.
Участниками конференции было подчеркнуто значение «промышленного симбиоза», или «общества замкнутой экономикой»: это когда отходы одного производства становятся ресурсами для другого, то есть построение «общества без производства отходов». Принятая во всех экономически развитых и большинстве развивающихся стран европейская парадигма обращения с отходами заключается в следующем: «предотвратить, сократить, повторно использовать, утилизировать, безопасно разместить природной среде, захоронить».
Целый ряд индустриально развитых стран осознали необходимость пересмотра политики практики обращения отходами. Более жёсткие санитарно-гигиенические нормы области отходов, подкреплённые соответствующими экономическими санкциями, стали мощным стимулом к внедрению более эффективных мер борьбы отходами во всех странах «Группы восьми».
Предлагаемые меры полностью соответствуют основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. Рециклинг отходов условиях недостатка средств на развитие добывающих мощностей позволит обеспечить существенное замещение потребного сырья.
Зачастую использование вторичных ресурсов улучшает технико-экономические показатели производства, поскольку возникает экономия энергии при замещении первичного сырьевого ресурса вторичным.
В России рамках Федеральной целевой программы «Исследования разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», реализуемой Федеральным агентством по науке инновациям, вопросы рационального природопользования представляют отдельное направление научных исследований технологических разработок.
Надзорным государственным органом за соблюдением предприятиями экологической, промышленной радиационной безопасности Российской Федерации является Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому атомному надзору.
Повышение эффективности управления отходами остается одной из важнейших задач сфере материального производства непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов хозяйственный оборот. Наряду этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение отходами процессе производства продукции оказания услуг, при обезвреживании размещении опасных отходов.
На саммите «Группы восьми» была признана необходимость разработки критериев, позволяющих определить эффективность мероприятий рециклинга. С помощью такого критерия предполагается выявлять осуществлять наиболее значимые для общества целом мероприятия по утилизации переработке отходов. Однако такой обобщающий показатель результативности рециклинга, по нашим данным, еще не разработан.
По нашему мнению, при рассмотрении эффективности рециклинга следует обратить внимание на два ключевых вопроса сфере ресурсосбережения: экономическую эффективность использования ресурсов предотвращение загрязнения окружающей среды. Также необходимо учитывать наличие объемы тех или иных отходов на исследуемых территориях.
Предлагается ввести понятие индекса эффективности рециклинга (Ier), учитывающего эти основополагающие вопросы.
Ier = F (E, Ec, M) ? 1,0 ,
где Ier – индекс эффективности рециклинга; Е – показатель экономической эффективности рециклинга; Ес – показатель экологической значимости рециклинга; М – показатель относительного объема предполагаемого рециклинга.
соответствии представленной моделью, эффективность рециклинга для общества целом (а не для отдельных исполнителей работ) зависит от трех составляющих: экономической, экологической и «масштабной». Измеритель (индекс Ier) находится в пределах 0,001– 1,0. Чем большее его значение – тем эффективнее рециклинг.
Экономическая составляющая отражает экономическую эффективность всего процесса рециклинга.
Несмотря на отсутствие законодательной и концептуальной базы рециклинга, России имеется солидный научно-технологический задел опыт оценки экономической эффективности этих процессов. Применительно к рециклингу опыт экономической оценки процессовособенноразвитвобластиутилизацииипереработкиотходов металлов. Анализ накопленного опыта позволяет утверждать, что по совокупности своих возможностей металлургия является областью промышленности, приспособленной более всего для переработки промышленных бытовых отходов, и, частности, для рециклинга металлосодержащих материалов. Иэто экономически высокоэффективный бизнес. Экологическая составляющая отражает степень предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду. Это отражается как полном предотвращении экологического негативного воздействия, так уменьшении наносимого отходами экологического вреда. Учитывается степень опасности отходов для окружающей среды (человека) степень «самоликвидации», разложения отходов. Масштабная составляющая отражает количественное содержание отходов на территории (страны, региона). Введение этого показателя обусловлено их неоднородностью врегионах. Например, для некоторых стран доля радиоактивных отходов ничтожно мала или отсутствует вовсе по сравнению с другими странами. В промышленных регионах весьма значительна доля металлолома, авкурортных – бытовых отходов т.д. Ежегодно России образуется порядка 3,4 млрд тонн отходов, том числе твердых бытовых отходов – 36 млн тонн. Из них примерно 2,7 млрд тонн вывозится места временного захоронения (терриконы, хвостохранилища, полигоны промышленных отходов). Состав отходов, их вредное воздействие на экологию экономическая эффективность процесса их рециклинга существенно отличаются по регионам. При этом эксперты считают, что до 10 % бытовых до 50 % промышленных отходов вполне могут быть переработаны во вторичное сырье по существующим технологиям.
Высокоэффективные результаты рециклинга, характеризующиеся высокой величиной индекса Ier, подлежат проработке предприятиями на коммерческой основе, а низкоэффективные – реализуются помощью государственной поддержи (на общегосударственном илифедеральном уровнях).
Малый бизнес, на плечи которого настоящее время легла вся тяжесть создания функционирования сети предприятий по сбору переработке отходов, не способен справиться рециклингом отходов низким показателем Ier. Следует признать, что до сих пор стране низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение местах временного захоронения.
Государственная поддержка должна быть отражена правовых актах, узаконивающих стимулирующих поддержку развития рециклинга России, также бюджетном субсидировании мероприятий низком значением индекса Ier.