ДонНТУ   Портал магистров

Опыт работы на должности системного администратора

Для начала определимся кто такой системный администратор.

pic2

Системный администратор (англ. system administrator), ИТ-администратор – сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, сети и программного обеспечения, а также обеспечение информационной безопасности в организации. Разговорные названия – сисадмин (англ. sysadmin), нередко просто админ.

Системные администраторы – сотрудники, в обязанности которых входит не только слежение за сетевой безопасностью организации, но и создание оптимальной работоспособности компьютеров и программного обеспечения для пользователей, часто связанных между собой общей работой на определенный результат.

Системный администратор – это человек, работа которого заключается:

В первую очередь – в построении политики и планировании организации всех информационных систем и сетей в компании.

В повседневности – реализация этого плана, воссоздании его в железе, конфигурации устройств, настройке софта, тюнинге, слежение за состоянием сетей, пресечение случайных нарушений, атак и прочих угроз.

В будущем – планирование развития и модернизации, изучение новых возможностей и тенденций.

pic2

Типичная сетевая топология предприятия.

Эта должность только на половину «техническая», а на вторую половину «политическая». Системный администратор это высший IT менеджер, определяющий как и куда будет двигаться всё IT в компании, а в конечном итоге на сколько просто и удобно будет пользоваться «благами IT» каждому конкретному пользователю. Ниже уровнем находятся отдельные «узкие» администраторы, типа администраторов баз данных, службы поддержки пользователей. Выше уровнем остается только «не техническое руководство» – топ менеджмент и руководители фирмы. Например руководство, в силу отсутствия необходимых технических знаний, просто не в состоянии знать какое оборудование необходимо для постройки сети, где бывают узкие места и на сколько каждое из них влияет или может повлиять на бизнес-процессы. Вышестоящим как правило надо только обладать сведениями «сколько это будет стоить нам денег и времени» и «на сколько упростит работу/увеличит надежность». А как и какие будут применяться технологии, как и что будут получать пользователи, что они смогут делать, а что нет – это решения системного администратора.

То, что многие называют админом – зачастую это «эникейщик» (системный инженер, сменный инженер, инженер тех.поддержки), его задачи действительно разбираться с глючащими виндами, принтерами и прочим мелким барахлом пользователя. Я понимаю, что в фирме с парой сотен рабочих мест практически нет смысла брать отдельного системного администратора (как правило там и задач таких не возникает), по этому и получается, что сидит эникейщик, и в меру свободного времени и опыта, за одно выполняет и задачи по настройке серверов и железа. Страшного в этом ничего нет, в конце концов почти все системные администраторы начинали работать эникейщиками, только вот реальными системными администраторами они не являются.

За свой короткий трудовой стаж (около года) работаю уже на втором предприятии. Начинать пришлось с государственной организации. Работал там простом эникейщиком (администрируя базы данных, сопровождая софт и занимаясь ремонтом техники). Поднабравшись опыта решил сменить место работы перейдя на уровень выше став настоящим системным администратором. Теперь ответственность за правильность выбранной политики построения сети, планирование закупок для дальнейшего развития, работоспособность всех информационных систем, софта, серверов, сохранность данных легла на меня. Если бы я дальше оставался эникейщиком ни кто бы не спросил с меня за пропажу данных, или обрыв магистрали – а вот для сисадмина это сразу будет дисквалификация, если им не было предусмотрено в структуре резервных путей, обеспечивающих бесперебойную работу при отказе отдельных узлов и быстрых вариантов восстановления работоспособности любой структуры. И решения которые принимает системный администратор как правило сказываются на всех сотрудниках, так или иначе работающих с компьютерами. Именно системный администратор ставит задачи по написанию необходимых модулей программистам, и вводит правила работы с софтом для всей компании.

pic2

Итак, для того, чтобы начать работать системным администратором вам нужно знать:

  1. Основы локальных сетей (протоколы, сетевое оборудование, принципы построения сетей).
  2. Основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем (Windows, Linux, Unix) – в зависимости от потребностей компании.
  3. Основы технического обслуживания и ремонта персонального компьютера. Системный администратор должен уметь находить причину неисправности персонального компьютера, сервера, должен знать технические характеристики различных процессоров, материнских плат, винчестеров, операционной памяти, мониторов. Должен иметь представление о совместимости оборудования различных типов и производителей между собой. Знать основы электроники – уметь определить неисправность принтера, ксерокса, монитора и осуществлять несложный ремонт. Должен уметь определить, в каком случае причина неисправности в оборудовании, а в каком – в программном обеспечении.
  4. Основы информационной безопасности. Это понятие включает в себя защиту информации, находящейся на персональных компьютерах и серверах локальной сети предприятия от несанкционированного доступа, умышленного искажения и повреждения. В это же понятие включается осуществление антивирусной защиты локальной сети и отдельных компьютеров от вирусных атак, всякого рода троянских программ, вредоносных макросов и программных закладок.

Кроме перечисленных профессиональных знаний Вы должны обладать коммуникабельностью, неконфликтностью, терпением, знать основы психологии и конфликтологии. Все это Вам пригодится при общении с пользователями компании, так как системный администратор является связующим звеном между вычислительной техникой и теми, кто на ней работает.

Так уж сложилось, что производители программных продуктов и компьютерного оборудования находятся преимущественно за пределами нашей страны, поэтому Вам необходимо знание английского языка для чтения технической документации, разного рода инструкций и справочной информации. Уровень знания языка – технический, чтение без словаря.

Сфера деятельности, в которой Вам предстоит работать, является одной из самых динамично развивающихся. Каждый день появляются новые технологии, программные продукты, новые стандарты и техническое обеспечение. Поэтому системному администратору просто необходимо следить за всеми техническими новинками, читать специальную литературу, заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию на различных курсах. Став системным администратором, Вы должны будете развиваться в профессиональном плане постоянно.

Системному администратору необходимо обладать аналитическим складом ума и иметь развитое логическое мышление. Без этих качеств Вы не сможете разобраться в возникающих неисправностях и нетипичных ситуациях. Настоящий специалист способен не только устранить текущие неисправности, но и предупредить их появление. Поэтому анализ логов, создаваемых операционной системой и различными программами, будет занимать довольно значительную часть рабочего времени.

В заключении скажу, что основная задача системного администратора построить такую систему, работать с которой сможет любой человек. Сделать её понятной. Или задокументировать. Свести ее отказ до минимума. И постоянно усовершенствовать.


Для написания статьи был использован следующий источник:


Википедия – свободная энциклопедия
http://habrahabr.ru