На велосипеде со скоростью автомобиля
Моя веложизнь
Ещё несколько лет назад я и не подозревал, что буду настолько увлечён шоссейным велоспортом. Никогда им не интересовался, ничего о нём не знал и практически не слышал. Иногда видел по телевизору велогонки, улыбался, глядя на обтягивающую форму спорсменов и удивлялся как они ездят на таких тонких колёсах. Теперь всё это я испытываю на себе: взгляды прохожих, возгласы «Какие тонкие колёса!» и странную реакцию людей на велосипедную экипировку.
А всё началось с того, что один из моих друзей купил себе шоссейный велосипед. И с тех самых пор я каждый день слышал о его поездках и приключениях на дороге. Он не переставая говорил, говорил и говорил об этом с блеском в глазах и остановить его было просто невозможно! Честно говоря, он даже немного был похож на фанатика. Я постоянно слышал о каких-то велосипедных терминах, материалах, людях. Его жизнь полностью поглотил велоспорт. Но, к сожалению, компании в этом у него не было, поэтому он весьма настойчиво агитировал всех на покупку шоссейного велосипеда. После этого момента, в моём круге общения становилось всё больше и больше велосипедистов, но тем не менее я не разделял и не понимал их увлечения. В ответ на их уговоры я отвечал, что сначала куплю Iphone, а потом уже всё остальное. Пожалуй, тут следует сказать, что, наверное, шоссейные велосипеды так мало распространены в том числе из-за своей высокой стоимости: велосипед начального уровня может обойтись от 4000 грн. не считая затрат на снаряжение и экипировку.
НО... его величество случай, и мне подвернулось очень выгодное предложение на покупку. Я понял, что тянуть не стоит, а Iphone от меня и так никуда не убежит и лучше через год куплю себе новую модель, а сейчас, пока лето буду заниматься спортом. И вот, деньги уплачены, и перед моим порогом лежит коробка с велосипедом. Что делать с этими запчастями, куда подключать переключатели скоростей, как прикрепить руль и сиденье я понятия не имел, поэтому было решено доверится профессионалам. После мониторинга веломастерских выяснилось, что везде большая очередь, и ждать придётся около двух недель, а опробовать свою новую покупку хотелось как можно быстрее. И снова ко мне повернулась удача, на следующий день мне позвонили и сказали, что я могу приехать.
Мастером оказался молодой парень, который с детства увлекается велоспортом и знает о каждом винтике в шоссейном велосипеде. Сказал мне, что через несколько часов я уже смогу уехать домой не на автобусе, а на своём приобретении и мы приступили к сборке. За работой время пролетело практически мгновенно, и горка алюминиевых трубок и тросиков преобразилась в невероятно красивый белый велосипед. Было куплено всё необходимое снаряжение, расходные материалы. И тут возник вопрос как всё это доставить домой. Очень уж хотелось опробовать своё приобретение, поэтому я поехал на велосипеде. Так как рюкзака с собой у меня не было, то пришлось всё спрятать под футболку, а футболку заправить в джинсы. Во время своей первой поездки, я выглядел довольно нелепо:
С тех пор прошло не так уж и много времени. Велоспорт доставляет мне огромную массу удовольствия, эмоций и впечатлений. Не передать чувство, которое испытываешь, когда, благодаря усилию своих мышц, развиваешь скорость 60 км/ч – скорость, когда начинаешь понимать что такое сопротивление воздуха. Пока я участвовал всего лишь в нескольких гонках, что также оставило незабываемые впечатления.
Общие положения о велоспорте
Существует два основных вида велосипедов: горный (MTB) и шоссейный. Горный велосипед – велосипед, предназначенный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного. Характерные признаки горного велосипеда: упрочнённая трапециевидная низкая рама, часто с амортизационной задней подвеской, почти всегда – с амортизационной вилкой, поднятая каретка для увеличения клиренса в уровень со втулками, толстые покрышки с выпуклым, зацепистым протектором, прочные колёса. При этом цепная передача оборудована переключателем скоростей обеспечивающим даже пониженную передачу, что облегчает подъём. Руль вынесен вперёд относительно рулевой стойки на 10–12 см. Несмотря на различные усовершенствования конструкции, масса горного велосипеда держится около 10–15 кг (хотя масса отдельных велосипедов для даунхилла может превышать 20 кг), что стало возможным с применением лёгких материалов (сплавы алюминия, титана, полимеры и карбон) и наукоёмких технологий. Вместо ободных тормозов часто применяются дисковые тормоза с обычным приводом через трос, или с гидравлическим приводом. Цена такого заводского велосипеда от 1,5 тыс. грн. (начальный уровень) и может доходить до 100 тыс. грн. (уровень спортсмена-профессионала), что наглядно демонстрирует, насколько разные материалы, качество деталей и технологии производства применяются при создании велосипеда того или иного уровня [1].
Шоссейный велосипед – велосипед, сконструированный для скоростной езды (велогонок, веломарафонов) по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием. От других видов велосипедов отличается особой формой руля (так называемые «бараньи рога»), позволяющей менять хват, низкой, растянутой посадкой для улучшения аэродинамики, передачами с низкими передаточными отношениями, лёгкой, но жёсткой рамой и узкими покрышками высокого давления (около 8 атм). Диаметр колёс у современных шоссейных велосипедов составляет 28 дюймов, или 622 мм (700 мм по системе ETRTO). Амортизационные подвески на шоссейных велосипедах не применяются в связи с их значительным весом и поглощающим часть работы раскачиванием при энергичном педалировании. Самые лёгкие экземпляры весят менее 3,5 кг, что достигается применением передовых технологий и современных материалов, таких, как карбон, алюминий, титан или магний. На данный момент UCI ограничила минимальный вес велосипедов для официальных соревнований 15-ю фунтами (около 6,8 кг) [2].
Наиболее важным и дорогим элементом велосипеда является рама. Рама шоссейного велосипеда должна быть одновременно очень жёсткой и максимально лёгкой. Для этого при её изготовлении используют специальные мателиалы:
- Углепластик (карбон). Характеристики этого материала позволяют сделать велосипед очень легким без нарушения прочности и жестким в нужных направлениях, также он отлично гасит вибрации, обеспечивая комфорт. Такие рамы не изгибаются даже при очень сильном педалировании.
Плюсы: При одном и том же весе рамы из карбона во много раз прочнее рам подобного веса из алюминия или стали, но при этом не подвержены коррозии.
Минусы: Карбоновые рамы наиболее дорогие. Не поддаются восстановлению. - Алюминий. Принято считать, что алюминий наилучшим образом подходит для всех велосипедистов, начиная с новичков и заканчивая спортсменами мирового класса. В конце 1990 годов с появлением новых технологий цена на алюминиевые рамы заметно упала, что сделало их доступными для широкого круга спортсменов. Сейчас самым распространенным материалом для рам велосипедов является алюминиевый сплав 7005. Широко распространены рамы с вставками из карбона (верхние перья заднего треугольника или же весь углепластиковый треугольник), что позволяет им лучше гасить вибрации дорог.
Плюсы: Самая доступная цена. Обладают высокой жесткостью и прочность. Не подвергаются воздействию коррозии.
Минусы: Плохая восприимчивость к ударным нагрузкам, что может вызвать поломку. Имеют невысокий ресурс (до 5-ти лет). Проблематичное восстановление.
- Сталь. Первый материал из которого стали делать рамы для велосипедов. В последнее время наблюдается тенденция к возрождению стальных рам, это вызвано появлением новых технологий которые позволяют делать материал который бы удовлетворил высоким требованиям современного велоспорта. Овальные и конические трубы из сплава с применением хром-молибдена, ванадия, бора, скандия сейчас уже не редкость. Вес стальных рам сейчас может составлять до 1100 грамм. Но с усложнением технологий стоимость стальных рам заметно выросла и сейчас уже находится выше алюминия.
Плюсы: Долговечность, легкость восстановления.
Минусы: Сталь может подвергаться воздействию коррозии. Имеет наихудшие показатели по весу и жесткости[3].
Интересные факты
В 2005 году в Великобритании по итогам опроса общественного мнения на тему величайшего технического изобретения с 1800 года победителем был признан велосипед. Он не только обошёл такие изобретения, как интернет и двигатель внутреннего сгорания, но и набрал больше голосов, чем все остальные изобретения, вместе взятые.
В немецком Фрайбурге есть престижный жилой район Фаубан, в котором полностью запрещены автомобили, однако недвижимость здесь пользуется большим спросом. На границе района есть специальные гаражи, где можно оставлять машины, а внутри жители передвигаются пешком или на велосипедах.
Рекорд велосипедного сюрпляса (стояния на месте) остается за японцем Мицухито из Токио. Он простоял на велосипеде 5 ч 25 мин.
Американские инженеры подсчитали: при скорости 10 миль в час одна треть прилагаемых велосипедистом усилий расходуется на преодоление сопротивления воздуха, при 20 милях в час на это уходит более половины энергозатрат, при скорости 30 миль в час и более – 90 процентов[4].
Богатые англичане в 2,5 раза больше ездят на велосипеде, чем бедные. Бедняки предпочитают общественный транспорт либо свой автомобиль.
Мировой рекорд скорости на велосипеде принадлежит Олимпийскому победителю Джону Ховарду. В 1985 году он достиг 245,08 км/ч (152.2 мили в час), ехав на велосипеде.
На один автомобиль в Китае приходится 250 велосипедов. Половина всех поездок в Китае осуществляется на велосипедах. В городах Дании, Германии и Голландии – 30% поездок [5].
В окончании, хочу приложить видео, которое, как мне кажется, наиболее близко позволяет почувствовать дух езды на шоссейном велосипеде
Список источников
- Горный велосипед – Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Wikipedia.
- Шоссейный велосипед – Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Wikipedia.
- Рамы шоссейных велосипедов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Roadcycling.spb.ru.
- Интересные и занимательные факты из истории велоспорта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Velodnepr.dp.ua.
- Интересные и занимательные факты о велосипедах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Velosbor.ru