Назад в библиотеку

Понятия «естественное» и «искусственное», природа и техника

Введение

Еще пару десятилетий тому назад словосочетание «философия техники» вызывало в нашей стране недоумение, по крайней мере, в философской среде, и могло навлечь на себя обвинение или в нефилософичности, или в недостаточной марксистской ортодоксальности, буржуазном подходе к исследованию феномена техники. Сегодня подобного рода обвинения утратили силу. Но очевидно, что смена вывески еще не приводит к изменению стиля мышления и многие продолжают понимать под философией техники то, что носило раньше название философские проблемы научно-технической революции или философские проблемы техники по аналогии с философскими проблемами естествознания.

Философия техники как самостоятельное направление существует уже почти столетие и конституируется не только в названии, но и во множестве текстов и социальных институтов в различных странах мира [1, с. 4].

Философия науки и философия техники занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Техника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилизация была бы невозможной [2, с. 5].

Целью работы является исследование техники в контексте глобальных проблем современности.

Основные задачи:

  1. Дать определение понятию философии техники.
  2. Описать тенденцию развития философии техники.
  3. Определить предмет, основные сферы и главные задачи философии техники.
  4. Сделать выводы.

1. Философия техники

1.1 Определение «техники»

Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами и поэтому техника имеет и нематериальный аспект в виде совокупности знаний. Не случайно в «Кратком толковом словаре русского языка» она имеет многозначную интерпретацию: «Техника. 1. Совокупность средств труда, орудий, с помощью которых создают что-нибудь. 2. Машины, механические орудия. 3. Совокупность знаний, средств, способов, используемых в каком-нибудь деле».

Такого рода дефиниции техники можно обнаружить также в «Большой Советской Энциклопедии» и других энциклопедических словарях и справочниках. Более развернутое определение техники на основе проведенного философского анализа дают В.С. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов: «Итак, техника должна быть понята:

• как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

• как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

• как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний».

Сюда следует добавить тот существенный момент, согласно которому теперь к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение. С понятием связано, техники неразрывно прежде всего, понятие технологии, содержание которого в «Большой Советской Энциклопедии» расшифровывается следующим образом: «Технология – это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие способы и приемы» [3, с. 7].

1.2 Философия техники

Когда вместе произносятся слова «философия» и «техника», в обыденном сознании это вызывает удивление. Философия и техника часто воспринимаются как противоположности, первая – как символ теоретического осмысления мира, нечто возвышенное, отдаленное от действительности, вторая — как символ практического освоения мира, нечто приземленное. Однако в этом словосочетании заложен глубинный смысл современной европейской цивилизации и культуры, где теоретическое неразрывно связано с практическим, где философия также важна, как и техника, а техника сама, на высшей ступени ее развития, немыслима без ее глубокого философского осознания.

И все же, что такое философия техники? Что является ее предметом, если не сама техника? И что философия техники дает нового по сравнению с технической наукой и технологией или только лишь более отвлеченное ее описание?

Чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является артефакт, то есть техника в виде технического устройства. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефакта. Результат технического сознания — выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре.

Если техника как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие — объект технической науки (техническое знание описывает технический объект-артефакт -и предписывает техническое действие по его созданию), то техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры, являются объектом философии техники.

Предметом же технологии является техническое действие, предметом технической науки - техническое знание, а предмет философии техники составляет развитие технического сознания.

Таким образом, философия техники имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет:

• техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры (объект);

• развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект (предмет);

• культура и техника (историко-культурный и социокультурный аспекты);

• методологические проблемы философии техники, методология технических наук и проектирования;

• социальная оценка техники и ее последствий;

• инженерная этика.

Главная задача философии техники - исследование технического отношения человека к миру, то есть технического миропонимания. При произнесении этих последних слов на ум сразу же приходит ассоциация с технократизмом. Однако философия техники не имеет с ним ничего общего, более того, она противостоит ему и с самого своего возникновения ориентирована на гуманизацию техники [1, с. 23].

Смысл техники состоит в том, что она является средством человеческой деятельности (но не призвана заменить ее), а ее сущность заключается в усилении "органов" и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Из этого формируется понятие техники:

• в узком смысле - как технического устройства (артефакта), созданного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач;

• в широком смысле — как всякого рода ухищрений, характеризующих действие (техника письма, плавания, счета, рассуждения и т.п.), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий это действие.

Представление о технике постоянно развивается, как и сама техника. В свою очередь техническое развитие является частью культурного прогресса. Представления о технике эволюционировали от мифологического осмысления в древних обществах до научного изучения техники в современном мире.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением человека разумного и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не значит, что в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не была эксплицирована как особая дисциплинарная организация и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение научных знаний в технической сфере. Хотя в технической деятельности передовые для того времени научные знания и применялись (например, у Архимеда), вместе с тем в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. Рецептурно-техническое знание долгое время противопоставлялось научному знанию, «научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным сферам человеческой деятельности. В более ранний период как научное, так и техническое знания были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Формирование научно-технического знания и деятельности можно отнести лишь к этапу становления инженерной деятельности, ее выделения из деятельности технической [1, с. 27].

1.3 Выводы

В данном разделе были даны определения понятий «техника», «технология», «философия техники». Был определен объект и предмет философии техники. Определены главные задачи философии техники. Также было дано определение философии техники в узком и широком смыслах.

Следует отметить, что техника возникла вместе с возникновением человека разумного и долгое время развивалась независимо от науки. На данный момент техника является уже частью культурного прогресса. Понимание о технике эволюционировало от мифологического осмысления до научного ее изучения и осмысления в современном мире.

2. «Естественное» и «искусственное», природа и техника

2.1 Понятия «естественного» и «искусственного»

В древних мифах часто трудно отделить естественное от искусственного, как и безличное от персонифицированного. Например, в мифах океан выступает и как объект, и как субъект, и как безличная стихия, и как персонифицированное божество. Искусственно созданный рецепт или проект воспринимается через призму поколений лишь как естественная (безличностная) традиция. Позднее естественное отделяется от искусственного. В античности естественное рассматривалось первоначально как антитеза сверхъестественному. Платон различал существующее "по природе" и "по закону", то есть с помощью искусства, старанием, упражнением, обучением созданное может быть даже противно природе. Аристотель противопоставляет естественное насильственному (например, движение), то есть существующее по природе и возникающее путем искусства. В средние века естественное понималось как сотворенное Богом в отличие от искусственного, как созданного человеком. В Новое время в связи со становлением экспериментального естествознания возникает проблема взаимодействия естественного и искусственного. Например, Галилей, в отличие от Аристотеля, рассматривает естественное движение в искусственных условиях, создаваемых для идеализированного эксперимента. Сам эксперимент выступает, с одной стороны, как искусственное, техника, а с другой — как репрезентант естественного, природы. Именно поэтому естественный, природный закон может быть доказан подтверждением в "техническом" эксперименте, а знания, полученные искусственным путем, могут быть в свою очередь распространены на природные объекты. Техническая же деятельность должна основываться на знании природных законов, на естественнонаучном знании. Из этого убеждения вырастает научное инженерное образование и позднее техническая наука.

Технический объект рассматривается уже как «естественно-искусственная» система, которая представляет собой, с одной стороны, явление природы, а с другой - то, что необходимо искусственно создать. Однако одного только учета естественного как природного становится мало. Само понятие естественной среды расширяется, включая в себя социальные и хозяйственные структуры, без учета «естественного» развития которых становится невозможной реализация современной технологии. Но сегодня и этого оказывается недостаточно. Сама естественная среда становится элементом создаваемой технологии в том смысле, что результаты функционирования последней (как прямые, так и побочные) не рассматриваются уже как нечто, лежащее за ее пределами. Экологичность технологии не является лишь задачей устранения последствий, а становится предпосылкой ее создания и функционирования, например при создании малоотходных технологий. Таким образом, «естественное» и «искусственное» снова сливаются в единое неразрывное целое.

Изменение понимания технического, искусственного, технологического развития вообще не может быть осознанно лишь с естественнонаучных позиций или с точки зрения конкретных социальных наук. Это уже задача философского осмысления - философии техники. Потребность в такого рода осмыслении техники вытекает из ее имманентного развития, а также всевозрастающей роли ее в культурном прогрессе человечества в XIX - XX вв [1, с. 43].

Однако ориентация самой инженерной деятельности XIX — начала XX в. была иной. Она и сегодня еще недостаточно изменилась. Тогда казалось, что технический прогресс решит все или, по крайней мере, многие острые человеческие проблемы. Русский философ Сергей Булгаков еще в 1912 г. в своей книге «Философия хозяйства», которая была его докторской диссертацией, с горечью и тревогой восклицает: «У нашего поколения, особенно сильно захваченного этим порывом (имеется в виду создание мира искусственного) теряются уже всякие границы при определении невозможного. «Мир пластичен», он может быть пересоздан и даже на разные лады... Мы живем под впечатлением нарастающей мощи нашего хозяйства, открывающей безбрежные перспективы для «творчества культуры».

Такая позиция инженера, проектировщика в корне отличается от позиции античного и средневекового ремесленника, постоянно озабоченного «вселенским» контекстом его частных технических действий. Они соотносили свои частные действия с культурным и природным макрокосмосом.

Чтобы переход к гуманитарным ценностям произошел в инженерной деятельности, необходимо изменение всего научно-технического миропонимания. При этом важны не только внешняя ориентация на использование инженером социально-гуманитарных знаний и обучение его социально-гуманитарным дисциплинам в высшей технической школе, но и внедрение гуманитарных ценостей в саму сердцевину инженерной деятельности. Существенную роль в этом сложном процессе может сыграть преподавание философии техники в высших учебных заведениях, а также разработка кодексов инженерной этики, подобных клятве Гиппократа для врачей. Конечно, наличие таких кодексов само по себе еще не предохраняет от нарушений инженерной этики. Гарантом их реализации может выступать лишь нравственно здоровое инженерное сообщество, неукоснительно следующее кодексу инженерной чести. А это достигается развитием самосознания инженеров и их социальной организации [1, с. 47].

2.2 Природа и техника

Взаимосвязь техники и культуры реализуется посредством человеческой деятельности. Естественным условием этой деятельности является природа, которая определяет технику этой деятельности. Человек рубит и пилит деревья для получения досок, выплавляет металл из руды, сжигает уголь для получения энергии.

Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества. Как видим, во всех своих ипостасях техника органически связана с природой и эта связь отличается определенной сложностью. Отношения между техническим прогрессом и природой как естественной основой человеческой деятельности отличаются не только определенной сложностью, но и изменчивостью, спецификой на разных ступенях общественного прогресса и поэтому требуют особого рассмотрения. В силу этих обстоятельств проблема «техника-природа» является одной из центральных проблем философии техники.

Известно, что общество представляет собой сложную органическую систему. Известно также, что любая система развивается только во взаимодействии со средой. Возникающие в процессе этого взаимодействия противоречия заставляют систему для своего самосохранения изменяться в соответствии с изменениями, происходящими в среде. «Любого типа упорядоченность возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на систему, которая, приспосабливаясь к изменяющемся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень своей организации» - пишет Р.Ф.Абдеев [5, c. 39]. Такой средой для общества явились природные естественные условия. Развитие общества и человека органически связаны с природой [4, с. 1].

2.3 Выводы

В данном разделе были даны определения «естественному» и «искусственному», определена взаимосвязь природы и техники. Технический объект представляет собой искусственно-естественную систему: с одной стороны это явление природы, а с другой – искусственный объект.

В античные и средневековые времена ремесленники соотносили свои локальные действие с культурным и природным макрокосмосом. С развитием технического прогресса, технику воспринимают как инструмент для решения всех, или, по крайней мере, многих острых человеческих проблем.

В современном мире человек связан с природой, прежде всего через технические средства – он создает их как форму и средства деятельности на основе известных природных законов. Техника также выступает социальным средством, преобразуя деятельность общества.

Выводы

В данной работе были даны определения понятий «техника», «технология», «философия техники». Был определен объект и предмет философии техники. Определены главные задачи философии техники. Также было дано определение философии техники в узком и широком смыслах.

Следует отметить, что техника возникла вместе с возникновением человека разумного и долгое время развивалась независимо от науки. На данный момент техника является уже частью культурного прогресса. Понимание о технике эволюционировало от мифологического осмысления до научного ее изучения и осмысления в современном мире.

Были даны определения «естественному» и «искусственному», определена взаимосвязь природы и техники. Технический объект представляет собой искусственно-естественную систему: с одной стороны это явление природы, а с другой – искусственный объект.

В античные и средневековые времена ремесленники соотносили свои локальные действие с культурным и природным макрокосмосом. С развитием технического прогресса, технику воспринимают как инструмент для решения всех, или, по крайней мере, многих острых человеческих проблем.

В современном мире человек связан с природой, прежде всего через технические средства – он создает их как форму и средства деятельности на основе известных природных законов. Техника также выступает социальным средством, преобразуя деятельность общества.

Отношения между техническим прогрессом и природой как естественной основой человеческой деятельности отличаются не только определенной сложностью, но и изменчивостью, спецификой на разных ступенях общественного прогресса и поэтому требуют особого рассмотрения.

Список литературы

  1. Горохов В. Г. Введение в философию техники: Учебное пособие. / В. Г. Горохов, В. М Розин. – М. : ИНФРА, 1998.
  2. Митчем Карл. Что такое философия техники? / Карл Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
  3. Поликарпов В.С. История науки и техники: Учебное пособие. / В.С. Поликарпов. – Ростов – на-Дону: Издательство «Феникс», 1998.
  4. Философия техники [Электронный ресурс]: лекция / И.А. Негодаев – Режим доступа к ресурсу: http://society.polbu.ru/negodaev_engineeringphilo...
  5. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994.