УДК 62-83:621.313.333 О.А. Андрющенко, д-р техн. наук, А.А. Бойко

ЭЛЕКТРОПРИВОД "ТПНАД" С СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИКИ

Розглянуто асинхронний електропривод з системою оптимізації енергетики. Описано алгоритм керування цією системою. Наведено схему системи і результати роботи, що отримані за допомогою моделі.

Актуальность требования экономии энергии в асинхронном электроприводе повышает интерес к системам, которые позволяют это реализовывать на практике. Электропривод с тиристорным преобразователем напряжения (ТПН) в области номинального скольжения позволяет решать проблему при работе на искусственных характеристиках с лучшей энергетикой, чем на рабочем участке естественной характеристики [3]. Понятие энергетики в данном случае отражает энергетические показатели двигателя, в первую очередь, тепловые потери и коэффициент мощности. Режим, в котором при прочих условиях в двигателе обеспечивается минимум потерь и максимум коэффициента мощности, можно считать оптимальным по энергетическим показателям. Известно, что существует некоторое оптимальное значение скольжения, при котором сумма потерь в асинхронном двигателе (АД) минимально. Это значение

где DР потери на намагничивание при номинальной нагрузке, DРн гн - суммарные потери в меди статора и ротора от тока нагрузки.

Поддерживая постоянной величину Sопт регулированием выходного напряжения ТПН, можно добиться работы АД на искусственной характеристике, оптимальной по критерию минимума потерь мощности в диапазоне рабочих моментов от нуля до некоторого граничного значения, определяемого формулой:

При нагрузке М>Мгр необходимо переходить на естественную характеристику, так как потери в двигателе на искусственной характеристике превысят потери на

Рассмотрен асинхронный электропривод с системой оптимизации энергетики. Описан алгоритм управления этой системой. Приведена схема системы и результаты работы, полученные при помощи модели.

The electric induction drive with a system of optimization of power is reviewed. The control algorithm is described. The scheme of a system and the results of activities are obtained through the model.





















© Андрющенко О.А., Бойко А.А., 2001

естественной. Значение Мгр не зависит от текущей нагрузки на валу АД, оно определяется только параметрами конкретного асинхронного двигателя. Для различных типов двигателей серии 4А значение Мгр составляет от 0,3Мн до 1,5 Мн.

Техническая реализация оптимизации энергопотребления в установившемся режиме возможна только в замкнутых системах. Однако использовать обратную связь по скольжению (скорости) нецелесообразно, так как работа системы происходит в области, близкой к номинальному скольжению. Это предъявляет жесткие требования к точности измеряемой величины и не всегда оправдано. Наиболее перспективным является способ, основанный на свойстве постоянства коэффициента мощности в режиме оптимизации. Сигналами обратной связи в данном случае являются углы запаздывания окончания токов статора АД d. По аналогии с оптимальным скольжением для каждого АД существует dопт, при работе с которым потери мощности оказываются минимальными. Он определяется по формуле [1]:

(3)
Рис.2 Графики потерь асинхронных двигателей серии 4А при работе на:

где Q, - номинальная реактивная мощность АД; Р1 - активная мощность, потребляемая АД из сети при работе на естественной характеристике, если Мсгр; w0 - скорость идеального холостого хода; DPм1 н - потери в меди статора от тока нагрузки при номинальном моменте.

Структурная схема такой системы автоматической оптимизации энергетики (САО) изображена на рис. 1. Она состоит из: БФЗ блока формирования задающего сигнала (задает сигнал управления в функции угла dопт ) ; КУФА , КУФВ, КУФС - каналов управления соответствующими фазами АД; КОСФА, КОСФВ, КОСФС - каналов обратной связи этих фаз; ТПН - тиристорного преобразователя напряжения; АД - асинхронного двигателя. В состав каждого из каналов управления входит ПИрегулятор угла d и система импульснофазового управления (СИФУ). В канал обратной связи каждой из фаз АД входят: датчик угла d, измеряющий угол запаздывания тока в каждом полупериоде напряжения ТПН и преобразующий значение угла в напряжение обратной связи; элемент памяти, хранящий значение напряжения обратной связи, которое обновляется через интервал времени t = 0,01 c.

Действие системы оптимизации энергетики начинается после окончания переходного процесса пуска АД. Логика действия состоит в том, что при уменьшении нагрузки на валу АД (увеличении d) действие обратной связи приводит к уменьшению выходного напряжения ТПН. Вследствие этого удается поддерживать угол d равным dопт. В области моментов Мгр<М<Мн угол d < dопт, что обусловливает работу АД на естественной механической характеристике, исключая действие каналов обратной связи.

Исследование оптимизации выполнялось путем моделирования САО. Программа разрабатывалась на основе полной модели АД с последующим моделированием ТПН и замкнутой системы. При моделировании асинхронного двигателя учитывались его нелинейности, а тиристорный преобразователь описывался с учетом коммутации вентилей. Разработанная программа позволяет качественно и количественно оценить показатели работы асинхронного двигателя на естественной характеристике, а также после оптимизации во всем диапазоне рабочих моментов нагрузки.

Исследование производилось для ряда асинхронных двигателей серии 4А. В табл. 1 приведены характерные расчетные значения Мгр и оптимальных d для указанных двигателей. На рис. 2 изображены графики потерь для двигателей: а) 4A90L4, б) 4AС132M8, в) 4AP160M8, г) 4A315S12 на естественной и оптимальной характеристиках. В табл. 2 приведены численные значения относительных потерь.

Рис. 1. Структурная схема системы автоматической оптимизации энергетики
естественной характеристике;
регулировочной оптимальной характеристике

Это позволяет количественно оценить области возможной экономии энергии. Расчетная методика предполагает, что оптимальные характеристики представляют собой прямые, проходящие через точки Мгр и начала координат [1]. Однако учет нелинейностей АД приводит к некоторому искажению формы оптимальных характеристик. При моментах М < 0,1Мн вступают в силу естественные ограничения ТПН, что не дает возможности полностью исключить потери в приводе. Несмотря на это режим оптимизации позволяет избавиться от свойственного асинхронным двигателям недостатка уменьшения коэффициента мощности при снижении нагрузки.



Таблица 1

Характерные параметры электродвигателей
Тип АД Р1, кВт Мгр/Мн dопт, град.
4A90L4 2,2 0,73 40,3
4AС132M8 6,0 1,03 42,9
4AP160M8 11,0 0,93 41,6
4A315S12 45,0 0,98 41,1


Таблица 2

Результаты оптимизации энергетики
Тип АД
DP/DPн
0
0,2Mн
0,4Mн
0,6Mн
0,8Mн
1,0Mн
* ** * ** * ** * ** * ** * **
4A90L4 0,42 0,16 0,43 0,23 0,47 0,41 0,58 0,57 0,75 0,75 1,0 1,0
4AС132M8 0,62 0,15 0,62 0,21 0,64 0,41 0,71 0,60 0,82 0,78 1,0 0,99
4AP160M8 0,51 0,17 0,52 0,25 0,55 0,42 0,63 0,59 0,77 0,76 1,0 1,0
4A315S12 0,54 0,18 0,55 0,23 0,60 0,45 0,67 0,61 0,8 0,79 1,0 0,99
* относительные потери на естественной характеристике;
** относительные потери на оптимальной характеристике

Принципиально систему автоматической оптимизации возможно реализовать на основе ТПН с синхронизацией как по напряжению сети (СН), так и по току нагрузки (СТ). Однако результаты моделирования выявили в замкнутой системе при синхронизации по напряжению сети для некоторых АД колебания, присущие разомкнутым системам ТПН-АД [2]. Это обстоятельство вынуждает рекомендовать системы с СТ как предпочтительные.

Список использованной литературы
  1. Андрющенко О.А., Вычужанин А.А., Бабийчук О.Б. Оптимизация энергетических характеристик асинхронного двигателя, управляемого тиристорным преобразователем напряжения в установившемся режиме работы.// Изв. Вузов. Электромех., 1992. №4. С.72-78.
  2. Бойко А.А. Динамические свойства асинхронных электродвигателей. // Автоматика. Автоматизация. Электротехнические комплексы и системы. Научнтехн. журн. - Херсон: ХГТУ, 2000.- № 2 (7). - С. 75-80.
  3. Тиристорные преобразователи напряжения для асинхронного электропривода/ Л.П. Петров, О.А.Андрющенко, В.И. Капинос и др. - М.: Энергоатомиздат, 1986. -200 с.

Получено 17.04.01