Назад в библиотеку
Показатели регулирования
скорости электроприводов
Автор:
Школа для электрика: электротехника и электроника. Статьи, советы,
полезная информация.
Источник:
Школа
для электрика: электротехника и электроника. Статья: Показатели
регулирования скорости электроприводов
Регулированием скорости
является принудительное изменение скорости двигателя в целях
регулирования скорости движения исполнительных органов машин и
механизмов. В общем случае регулирование
скорости
двигателей – а под
этим понимается также и поддержание скорости на заданном уровне
– может осуществляться двумя способами –
параметрическим и в замкнутых системах.
При параметрическом
способе регулирование достигается изменением каких-либо параметров
электрических цепей двигателей или питающего напряжения за счет
включения, например, различных дополнительных элементов: резисторов,
конденсаторов, индуктивностей. Качество такого регулирования скорости
обычно оказывается не очень высоким.
При необходимости получения
процесса регулирования скорости с высокими качественными показателями
переходят к замкнутым
системам электропривода, в
которых воздействие на двигатель обычно осуществляется изменением
подводимого к двигателю напряжения, или частоты этого напряжения, или
того и другого. Для этой цели служат различные силовые преобразователи
постоянного и переменного тока.
Регулирование скорости в
количественном отношении характеризуется шестью основными показателями.
Показатели регулирования скорости электроприводов:
1. Диапазон регулирования
определяется отношением максимальной ωмах и минимальной
скоростей ωмин: Д = ωмах/ωмин при
заданных пределах изменения нагрузки на валу двигателя.
Различные рабочие машины требуют разных диапазонов регулирования. Так,
прокатные станы характеризуются диапазоном Д = 20–50, станки от Д
= 3–4 до Д = 50–1000 и более, бумагоделательные машины Д =
20 и
т.д.
2. Направление регулирования
скорости определяется
расположением получаемых искусственных характеристик относительно
естественной. Если они располагаются выше естественной, то говорят о
регулировании скорости вверх от основной, если ниже – вниз от
основной. Расположение искусственных характеристик как выше, так и ниже
естественной обеспечивает так называемое двухзонное
регулирование.
3. Плавность регулирования
скорости определяется числом
получаемых в данном диапазоне искусственных характеристик: чем их
больше, тем регулирование скорости будет осуществляться плавнее.
Плавность оценивается коэффициентом, который находится как отношение
скоростей на двух ближайших характеристиках
kпл = ωi -
ωi -1,
где ωi
и (ωi – 1) – скорости на i-й и (i – 1)
искусственных
характеристиках.
Наибольшая плавность
достигается в замкнутых системах с использованием преобразователей
напряжения и частоты, небольшая плавность обычно соответствует
параметрическим способам регулирования. При плавном регулировании
скорости качественно протекает технологический процесс, улучшается
качество выпускаемой продукции, повышается производительность работы
электропривода и т.д.
4. Стабильность в поддержании
заданной регулировочной скорости
технологом зависит от жесткости механической характеристики
электродвигателя. Более жесткую механическую характеристику возможно
получить только в замкнутых электроприводах. В разомкнутом
электроприводе и при слишком пониженной скорости и колебаниях момента
сопротивления будут происходить большие колебания скорости, что
недопустимо.
5. Допустимая нагрузка на
двигатель при регулировании скорости
зависит от протекающего тока в силовой части. Этот ток не должен
превышать номинального значения. В противном случае двигатель будет
перегреваться. Допустимый ток зависит от вида механической
характеристики исполнительного органа и примененного способа
регулирования скорости.
6. Экономичность регулирования
определяется капитальными и эксплуатационными затратами на регулируемый
электропривод. Капитальные затраты должны быть по возможности
минимальными, или в противном случае такими, чтобы срок окупаемости
электропривода не превысил нормативного.
При расчете показателя экономичности регулирования скорости учитываются
количество регулируемых скоростей в диапазоне регулирования, активные
мощности на валу двигателя при различных скоростях, потери мощности при
различных скоростях, время работы электродвигателя на каждой
регулируемой скорости, активные и реактивные мощности, потребляемые
электродвигателем.