Альтернативные виды топлива
С каждым днём число автомобилей в мире увеличивается, а запасы нефти, как основного на сегодняшний день источника топлива, продолжают таять на глазах. Кроме того, цены на топливо, полученное путем переработки нефти, растут очень быстро. Немаловажен также и экологический аспект, так как загрязнение экосистемы, особенно в промышленных регионах, уже давно достигло критической точки. А ведь традиционные бензин и дизельное топливо имеют достаточно высокие концентрации примесей серы, бензола и других не очень полезных для нашей атмосферы веществ.
Очень важной является и энергетическая независимость страны. Украина не обеспечивает себя необходимым количеством нефти, а следовательно, напрямую зависит от поставок этого сырья из других стран. При этом от производителя до конечного потребителя данного продукта выстраивается очень длинная цепочка посредников. Отсюда и такая стоимость бензина и дизельного топлива, которая накладывается и на все отечественные товары. Известен и тот факт, что добыча, транспортировка и переработка составляют лишь 40% стоимости бензина, а остальные 60% уходят на налоги государству и оседают в карманах нефтетрейдеров.
Вышеперечисленные факторы заставляют задуматься о поиске альтернативных источников топлива. Таковыми являются следующие:
– природный газ;
– водород;
– сопутствующий газ нефтяных месторождений;
– этиловый спирт (этанол);
– метиловый спирт (метанол) и другие алкоголи или эфиры;
– био
– топлива, получаемые из специальных сельскохозяйственных культур или отходов;
– топлива, полученные переработкой отходов (пластик и т.п.).
При переоборудовании автомобиля на любой из альтернативных видов топлива следует также сохранять его способность работать на традиционном бензине, поскольку дозаправка в пути может оказаться просто неосуществимой.
Личный опыт
Этанол, как вид топлива для двигателей внутреннего сгорания, получил широкое распространение в Бразилии. По некоторым данным на этом топливе там работает более 75-ти процентов всех автомобилей, имеющих специально разработанную под данный вид топлива двигатель и систему питания. Двигатели отечественных автомобилей также способны работать на этаноле, без какой-либо модернизации. Обычная система искрового зажигания хорошо справляется с воспламенением спирто-воздушной смеси. Что произойдет в результате длительной эксплуатации автомобиля на таком топливе – прогнозировать сложно, поскольку такого опыта лично у меня нет. Но то, что двигатель работает можно утверждать с уверенностью. Подобный опыт был проведен на двигателях автомобилей ИЖ 21251 и ВАЗ 21063. Для работы двигателей автомобилей Жигули
и Москвич
требуется лишь перенастройка карбюраторов, т.е. модернизация топливной системы. Хотя модернизацией это назвать достаточно сложно. Все сводится лишь к увеличению сечений главных топливных жиклеров карбюратора и перенастройки смеси холостого хода двигателя. Конкретные значения диаметров подбираются опытным путем в процессе работы двигателя и в зависимости от требуемых эксплуатационных характеристик. Следует отметить, что после выполнения данных операций расход топлива возрастет примерно на 20-25%.
Можно сказать, что в ходе эксперимента по использованию в качестве топлива этилового спирта был получен положительный результат. Дело остается за малым – получить спирт достаточно высокого качества с низкой себестоимостью. В этом направлении, к сожалению, особых прорывов нет. Анализируя известные технологии получения этанола, следует отметить, что получение его практически из любого сырья целесообразно только в промышленных условиях. Но не следует останавливаться на достигнутом, постоянное совершенствование технологии, подбор новых катализаторов, поиск новых источников сырья и другие подобные мероприятия обязательно должны привести к желаемому эффекту.
ЗАКОН УКРАЇНИ
Про альтернативні види рідкого та газового палива