Назад в библиотеку

РЕФЕРАТ

На тему: Оратор Адольф Гитлер

по дисциплине Риторика и ораторское искусство

Автор: Петрушин Е.И.

План

Введение
    1. Краткая биография
    2. Воздействие на подсознание
    3. Шоу
    4. Образ вождя
    5. Выступление или нечто большее…
Выводы
Перечень ссылок

Есть на свете много истин, казалось бы, совершенно очевидных, и тем не менее именно в силу их очевидности люди зачастую их не замечают или, во всяком случае, не понимают их значения. Мимо таких самоочевидных истин люди иногда проходят как слепые, а затем бывают чрезвычайно удивлены, когда кто-либо внезапно откроет то, что, казалось бы, все должны были знать. Куда ни кинешь взглядом, всюду тысячи колумбовых яиц, а вот самих-то Колумбов в жизни встречается совсем мало.

 Адольф Гитлер. Моя борьба

  Введение
    Будучи тираном и захватчиком, Адольф Гитлер в то же время являлся и великим оратором двадцатого века. И именно ораторское мастерство помогло ему взлеть на вершину политической славы. Ораторское искусство может быть использовано как во благо, так и во вред, как в случае с Гитлером. Фюрер, используя свои ораторские способности, смог повести за собой весь немецкий народ, но, в конце концов, привел страну к гибели.

 1. Краткая биография
      Адольф Гитлер  (Hitler) [настоящая фамилия – Шикльгрубер (Schicklgruber)] (родился 20.4.1889, Браунау, Австрия, умер 30.4.1945, Берлин).
   Ещё до 1-й мировой войны был ярым приверженцем антисоциалистических, националистических и антисемитских теорий. С 1913 в Мюнхене; во время 1-й мировой войны был ефрейтором германской армии. В 1919 один из организаторов, с 1920 глава (фюрер) т. н. Национал-социалистской рабочей партии Германии. 8–9 ноября 1923 Гитлер вместе с генералом Э. Людендорфом предпринял в Мюнхене попытку фашистского переворота, которая окончилась провалом. В борьбе за власть Гитлер использовал безудержную демагогию, провокации, шантаж и убийства. Ведя на средства, выделявшиеся германскими монополиями, реваншистскую пропаганду под флагом борьбы против Версальского договора 1919, Гитлеру и его сообщникам удалось разжечь шовинизм в стране и создать себе массовую опору среди населения. 30 января 1933 президент П. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. После смерти Гинденбурга Гитлер сосредоточил в своих руках всю законодательную и исполнительную власть, объединив посты президента и рейхсканцлера (августе 1934). Гитлер и его сообщники установили в стране кровавый террористический режим и превратили Германию в вооружённый лагерь. Фашистская Германия во главе с фюрером осуществила вооружённую интервенцию против Испанской республики (1936–39), захватила Австрию (1938), оккупировала Чехословакию (1938–39) и, сколотив блок стран-агрессоров, развязала 2-ю мировую войну 1939–45. 22 июня 1941 фашистская Германия напала на СССР. В декабре 1941 Гитлер стал главнокомандующим германскими вооружёнными силами.
    Гитлер был вдохновителем и одним из главных организаторов массового истребления мирного населения и военнопленных, чудовищных зверств, совершенных фашистами в оккупированных Германией странах и особенно на временно захваченных территориях СССР. В 1945, в условиях разгрома фашистской Германии, развала фашистского государства и вступления советских войск в Берлин, Гитлер покончил жизнь самоубийством в подземелье берлинской имперской канцелярии [1].
     В отличие от коммунистических узурпаторов, фашистские всегда были популистами, так как захватывали власть не силой, а на выборах. И хоть в сути своей Пол Пот, скажем, ничем не отличался от Муссолини или Франко, но популизм фашистских вождей придавал их диктатуре особые черты. Если коммунизм держался на страхе и репрессиях, то фашизм – на популизме и демагогии. И самым великим популистом всех времен и народов был, конечно, Адольф Гитлер [2].  


      2. Воздействие на подсознание
    Многое в фюрере нормальным назвать было трудно.   Главное    его личный магнетизм, который подавлял всё рациональное у тех, кто его слушал. Немецкий драматург Герхард Гауптман благоговейно описывал свой пристальный взгляд в глаза вождя как «величайший момент моей жизни».  
    Пронизывающий пристальный взгляд Гитлера в сочетании с привлекающей внимание манерой выступления гипнотизировал. Даже Герман Геринг, один из наиболее гордых и самых мощных людей в Рейхе, терял самообладание в присутствии Гитлера.  
Как пишут историки, фюрер вполне осознавал, что способен распластать у ног кого угодно. И он легко усвоил, что его ослепляющие выступления либо перед несколькими слушателями, либо перед тысячами должны быть не просто спонтанными, а тщательно продуманными. Однажды он похвастался, что является «величайшим актером Европы». И это действительно так.  
    Безжалостно сдерживая естественные ответные чувства в повседневной жизни, Гитлер редко смеялся, не прикрыв рот рукой, и выучил внушительный репертуар движений и поз, которые и придавали такую безусловную убедительность его выступлениям. Верящий, как он писал в «Mein Kampf», что все великие, важнейшие мировые события вызваны не печатным словом, а именно произнесенным словом, Гитлер постоянно шлифовал свое сценическое искусство. Вплоть до того, что практиковался в пафосе и жестах, которых требовал огромный зал с тысячами людей. Гитлер, как пишут очевидцы, отдавался роли с таким пылом, что ему без труда удавалось придавать самой неприкрытой лжи видимость правды.  

Цель этого состояла не в том, чтобы убедить слушателей, а  ошеломить их. Гитлер осознавал, что многие из его потенциальных последователей испытывали чувство неполноценности и отчуждения, и лучший способ добраться до таких людей состоял в том, чтобы погрузить их в котел человеческой природы, довести толпу людей до пика восхищения. Как писал Гитлер в Mein Kampf, такой ритуал давал возможность человеку, который чувствовал себя ничтожно малым, вступить в нечто большее и более мощное: Он и три или четыре тысячи других сольются в мощном ощущении, дающем опьянение и энтузиазм. Это  суть фашизма. Доктрина, вбитая в аудиторию в таком состоянии, сохранится в головах слушателей, полагал Гитлер, потому что она несет гипнотическую силу массового внушения.  
    Следует признать, что Гитлер был самым великим оратором всех времен и народов. В этом и вся – почти вся – его загадка.  
Гитлер назначал выступления на темное время суток, используя драматическое освещение, и слушатели становились более внушаемыми. Речь политика он превращал в акт искусства, в театр. Ночью участники легче поддаются преобладающей силе мощной воли. Чтобы оказать еще большее впечатление на зрителей, организаторы митингов использовали тяжелые кулисы, фанфары и прочее [2].  

 3. Шоу
    Можно найти явные аналогии между представлениями Кашпировского и представлениями Гитлера. И там, и тут массы целенаправленно зомбировались и испытывали наркотический экстаз от ощущения массового всплытия подсознания.  
    Французский посол Андре Франсуа-Понсе описывал потрясающий, шокирующий митинг  грандиозное шоу  на берлинском аэродроме Темпельхоф незадолго до прихода Гитлера к власти: В сумерках улицы Берлина заполнились широкими колоннами людей, возглавлявших демонстрацию, идущих со знаменами под звуки трубы и барабана и в присутствии полковых отрядов. Толпы любопытствующих людей стекались на праздник. Вскоре около миллиона нетерпеливых горожан, пожелавших посмотреть шоу, заполнили поле со стоящими сзади военными частями и охранниками СС в черной форме. Над лесом сверкающих знамен,  отмечает Франсуа-Понсе, огромная трибуна с ощетинившимися микрофонами врезается подобно носу корабля в море человеческих голов.  
    В восемь часов прибывает фюрер. Гитлер появился стоя в автомобиле, простирая вытянутую руку, с суровым и искаженным лицом. Затяжной гул мощного приветствия сопровождал его продвижение. Ночь уже наступила. Включились прожектора, расставленные на больших расстояниях. Их мягкий голубоватый свет, не рассеивающий мрак, словно растворялся в нем. Перспектива этого человеческого моря простиралась до бесконечности. Как только Гитлер взошел на трибуну, все прожектора выключились, чтобы сохранить лишь обволакивающий свет на фюрере. В таком ослепляющем сиянии казалось, что он принимает угрожающие размеры над человеческим морем внизу. Толпа впала в религиозное молчание.  
      Первые несколько минут Гитлер нащупывал начальные слова и говорил прерывисто в резких тонах. Затем, по мере того, как он развивал свою тему, речь становилась более гладкой. Через 15 минут что-то произошло, что может быть описано древней примитивной метафорой: дух вселился в него
    Голос постепенно становился громче, темп нарастал. Пот хлынул с его лица, и все возбуждение, сдерживаемое в повседневной жизни, он выплескивал на поверхность по мере того, как завладевал аудиторией с энергией, которую никогда не позволял себе в обычных выступлениях. Глаза покрылись поволокой, он выглядел загипнотизированным.  
    Его слушатели были ошеломлены. В какую бы сторону ни качнулся Гитлер, толпа повторяла то же самое. Когда он подавался вперед, толпа устремлялась к нему подобно волне. Возбужденные его ораторским экстазом, женщины истерически визжали и падали в обморок. Даже законченные скептики, включая французских и советских  дипломатов и иностранных журналистов, обнаруживали, что они непроизвольно вытягивают руки в жестком приветствии с криками Зиг хайль!.  
    По мере того, как речь Гитлера достигала высшей точки, он становился сердитым и размахивал кулаками, как будто находился возле врагов: евреев, красных, ненавистных соглашателей, предавших Германию и ослабивших ее до бессилия. Пылающие словесные атаки Гитлера, все более наполненные образами крови и насилия, приводили аудиторию в состояние припадка, бушевавшего после каждой произнесенной им тирады. Геббельс с ликованием сообщил после одного из таких выступлений в Берлине: Зрители в Спортпаласте ревели и бесились в течение часа в бреду бессознательности [2].   

4. Образ вождя
    Для людей, ремесло которых основано на внушении, часть успеха зависит от их образа. По этой причине священники носят свои религиозные одежды, а не современные костюмы, астрологи любят отпускать бороду и выделяться прочей экзотикой, гадалки окружают себя сверкающими побрякушками. Для политика-популиста так же важен его «сценический» образ, так как зачастую «мужественный и стальной лидер масс» оказывается в повседневной жизни слабым и душевно неуравновешенным человеком, да еще со странностями.  
    По этой причине фюрер, тщательно создавая свой имидж, всячески старался скрыть от огласки и историю своей родни, и саму родню, и всех тех, кто тесно знал его в молодости. Видимо, что-то одиозное скрывать действительно было нужно, так как Гитлер порой впадал в истерику, если кто-то пытался нарушить завесу тайны над его прошлым [2].  


        5. Выступление или нечто большее…

      Гитлер не раз признавался, что видит в аудитории женщину, которой он во время речи овладевает (что уже само по себе крайне странное заявление). Это, как и многие другие признаки, заставило психиатров предполагать, что Гитлер испытывал в кульминации речи наслаждение, аналогичное половому экстазу.
  
     Во время выступлений на митингах организм Гитлера проходил все этапы полового акта: вначале он все больше и больше возбуждал себя и возбуждался от ответной реакции аудитории, под конец речь становилась почти бессвязной, порой переходя в стоны и завывания – и вдруг наступала развязка. Он оказывался полностью обессиленным, голос полностью пропадал, он валился с ног или иногда падал в обмороки и терял в весе от 1,8 до 2,7 кг, как он сам признавался.
  

         Показательно, что свои речи Гитлер не просто никогда не читал «по бумажке»  но даже «импровизатором» в нормальном смысле слова (в применении к нормальному оратору) его назвать нельзя. Все в его выступлении всегда зависело не от СМЫСЛА речи и идей, а от СОСТОЯНИЯ его организма, возбужденность которого, в свою очередь, была напрямую связана с состоянием аудитории. Заводя себя, он заводил аудиторию, а та в ответ вызывала у него еще большую эйфорию. Поэтому очевидцам его выступлений казалось, что в начальном «разогревательном» этапе речи он тупо ходит «по кругу» вокруг одних и тех же тезисов, несколько раз их повторяя (чтобы «ощутилась эйфория»), потом темп ускоряется, а ближе к развязке он в спешке вообще теряет из своих мыслей целые тезисы (например, заявляет о 5 «пунктах» чего-то, а успевает назвать только 4 или 3, остальные теряя в погоне за «экстазом себя и масс»). Потом следует сам «экстаз» - и все обрывается, Гитлер валится с ног от бессилия [2].

         Выводы
         Адольф Гитлер запомнился всем как наиболее  обожаемый  и  наиболее  ненавистный  человек  ХХ  столетия.  Его  роль  в  истории  однозначно  является отрицательной, однако общепризнанным считается тот факт, что Гитлер обладал феноменальными ораторскими способностями.

       Таких выступлений люди никогда ранее не видели, поэтому стали считать Гитлера гениальным оратором-популистом (что вполне справедливо, так как это его отклонение во многом и привело  нацизм  к  власти  в  Германии),  забывая при этом , что  всякая  гениальность  это спутник или продукт шизофрении [2].         
     Выступления Адольфа Гитлера несомненно напоминаются человечеству о том, каким сильным, порой, может быть «слово», и к каким оно может привести последствиям.


       Перечень ссылок

        1.    Кульбакин В.Д. Адольф Гитлер – Большая советская энциклопедия
        2.    Вадим РОСТОВ «Аналитическая газета «Секретные исследования»
        3.    Розанов Г. Л. Крушение фашистской Германии, доп. изд. книги Последние дни Гитлера, М., 1963;
        4.    Коваль В. С. Правда о заговоре против Гитлера 20 июля 1944, К., 1960;
        5.    Мельников Д. Заговор 20 июля 1944 г. в Германии, М., 1962;