ДонНТУ   Портал магістрів

Похимичим?

С детства помнится фраза из «Трех толстяков» – «Как из камня сделать пар, знает доктор наш Гаспар», так вот, возможно ли это? Те чудеса, которые мы видим в выступлениях современных магов и волшебников, часто – не хитрый трюк, а наука, такая замечательная и близкая мне химия! Ведь многие «чудеса» можно объяснить свойствами веществ, их поведением при взаимодействии с другими веществами и средами!

Мое первое знакомство с химией произошло, если не ошибаюсь, в 7 классе, с тоненького учебника, который я читала с невероятным интересом. Всё, о чем рассказывала учитель химии Щурова Лидия Лукьяновна, было настолько невообразимым, что мягко говоря, в голове не укладывалось. Хотелось самой убедиться в правильности реакций, посмотреть, подержать в руках, быть уверенной, что не обманули.

Успела поучаствовать в школьных, районных олимпиадах по химии, на уроке правоведения даже выступала в роли Марии Складовской-Кюри, рассказывала о «своих» открытиях. Очень нравилось решать уравнения окислительно-восстановительных реакций, читала серьезные научные книги, в общем собиралась в медицинском институте на фармацевта учиться.

Проводили опыты на уроках, когда были нужные реагенты, дома растила кристаллы из соли и медного купороса, в целях безопасности родители не разрешали более серьезных опытов, особенно запомнился опыт на 1 курсе на паре по химии, когда нас попросили отсесть с первого ряда, из-за едкого запаха горящего натрия и тех искр, которые от него летели! Глаза на лоб полезли, когда натрий спокойно резали, как пластелин, вот что значит знать о свойствах вещества, но не иметь возможности удостовериться воочию.

Вот такое место химии в моей жизни.

Решила поведать о наиболее запомнившихся, ярких, в буквальном смысле слова, опытах по химии!

Итак, слабонервных просим удалиться, а особо любознательных – сесть поближе к мониторам!

Одевать халат, очки и перчатки необязательно, проводим опыты в максимально безопасных условиях. Спасибо, технический прогресс!

Гроза в стакане

Что понадобится из реагентов:

1. 5–6 г бромата калия КВrО3

2. 5–6 г дигидрата хлорида бария ВаС12•2Н2О

3. 100 г дистиллированной воды

Итак, растворяем эти бесцветные кристаллические вещества при нагревании в 100 г дистиллированной воды, а потом смешиваем полученные растворы. При охлаждении смеси выпадет осадок малорастворимого на холоде бромата бария Ва(ВrO3)2:

2КBrO3 + ВаС12 = Ва(ВrO3)2 + 2КСl

Отфильтруем выпавший бесцветный осадок кристаллов Ва(ВrO3)2 и промоем его 2-3 раза небольшими (5-10 мл) порциями холодной воды. Затем высушим промытый осадок на воздухе. После этого 2 г полученного Ва(ВrO3)2 растворим в 50 мл кипящей воды и профильтруем еще горячий раствор.

Гроза в стакане

Стакан с фильтратом ставим охлаждаться до 40-45 °С. Это лучше всего сделать на водяной бане, нагретой до такой же температуры. Температуру бани проверяйте термометром и, если она понизится, снова подогрейте воду с помощью электрической плитки.

Закройте окна шторами или выключите свет в комнате, и вы увидите, как в стакане одновременно с появлением кристаллов будут то в одном, то в другом месте возникать голубые искры – «молнии» и раздаваться хлопки «грома». Вот вам и «гроза» в стакане! Световой эффект вызван выделением энергии при кристаллизации, а хлопки – возникновением кристаллов.

Получение «золота»

Ищим такие реагенты:

1. 3%-ный раствор иодида калия KI

2. 4%-ный раствор ацетата свинца Pb(CH3COO)2

Перед опытом растворы доводем до кипения и горячими сливаем вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной (менее 0,1%). Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета. Размеры их зависят от скорости охлаждения, чем медленнее охлаждается раствор, тем крупнее кристаллы.

Получение

Пламя-художник

Ищем и находим реактивы:

1. 10-20% раствор серной кислоты H2SO4

Пламя художник

На белом листе плотной бумаги делаем надпись или рисунок 10-20% раствором серной кислоты. После высушиваем надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если теперь лист подержать над пламенем горелки, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо пламени спиртовки можно использовать настольную электрическую лампу или утюг, нагрев которыми осуществляется более равномерно и исключает воспламенение бумаги.

Кровь без раны

Готовим реагенты:

1. 100мл слабо-желтого (3-%) раствор хлорида железа(|||) FeCl3

2. 3-% раствор роданида калия (тиоцианид калия) KSCN

3. раствор фторида натрия NaF

Смачиваем раствором фторида натрия небольшую тряпочку. Для демонстрации этого опыта удобно использовать детский пластмассовый нож, но также можно взять тупой кухонный нож. Ваткой, смоченной раствором хлорида железа (|||) протираем ладонь, а нож смачиваем раствором роданида калия. При этом надо стремиться к тому, чтобы на ноже и на ладони осталось как можно больше соответствующих растворов. Если теперь провести ножом по ладони, то на пол обильно капают капли «крови». После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки.

В основе этого опыта лежит взаимодействие ионов Fe3+ с ионами SCN-, при этом образуется кроваво-красное комплексное соединение – роданид железа (|||):

FeCl3 + 3KSCN => 3KCl + Fe(SCN)3

Кровь без раны

P.S. роданид калия – очень токсичное вещество, поэтому соблюдайте осторожность при работе с ним.

P.S. P.S. Если соберетесь показать этот опыт родителям, успокойте их сперва, что это всего лишь опыт, результат при правильном проведении очень реалистичен.

Благодарю за внимание! Реактивы, колбы, горелки по местам, моем руки и учим дальше химию! :)

Источники

Подробное описание опытов, перечень необходимых реагентов были взяты с сайта Интересные опыты по химии
Вверх