Назад
в библиотеку
Выбор рациональной системы
электропривода шахтных
подъемных установок с помощью имитационных моделей
Авторы:
А.В. Чермалых, к.т.н., доц., И.Я. Майданский, инж.,
И.С. Воробьева, студ.
Источник:
Национальный технический университет Украины КПИ
,
г. Киев, пр. Победы, 37, 03057, г. Киев, Украина
E-mail:
ivanmaidansky@gmail.com
Аннотация
А.В. Чермалых,
к.т.н., доц., И.Я. Майданский, инж.,
И.С. Воробьева, студ.
–
Выбор рациональной системы электропривода шахтных
подъемных установок с помощью имитационных моделей
Приводится сравнительный
анализ результатов исследования режимов работы подъемной установки с
помощью имитационных моделей двух наиболее применяемых систем:
тиристорный преобразователь –
двигатель постоянного тока и преобразователь частоты –
синхронный двигатель. Оценены динамические
показатели и получены энергетические характеристики на основе
компьютерного моделирования рабочего
цикла шахтной подъемной установки. Даны рекомендации по выбору одной из
систем в качестве
рациональной.
Ключевые слова:
имитационное моделирование, скоростные диаграммы, ПИД-регулятор
скорости.
.
Введение.
На сегодняшний день как в научных
изданиях, так и на сайтах фирм-производителей
рекомендуются к использованию и предлагаются к
внедрению различные системы электропривода для
шахтных подъемных установок (ШПУ). При этом
каждая из них обладает определенными
достоинствами и имеет свои недостатки. В качестве
аргументов приводятся такие факторы, как тип и
мощность установки, влияние на сеть, динамические
характеристики, экономические и энергетические
показатели и т.п.
Таким
образом, выбор рациональной системы
электропривода ШПУ должен основываться на
сравнительном многокритериальном анализе оценок
технических
и экономических возможностей
конкретного предприятия.
С учетом технологической
особенности работы
шахтных подъемных машин для системы
электропривода в качестве критериев оценки
наиболее
актуальными можно считать динамические
показатели (точность отработки требуемой
скоростной диаграммы за рабочий цикл) и
энергетические характеристики (энергосберегающие
аспекты).
Одним из способов, который
может
содействовать в решении вопроса выбора
рационального автоматизированного
электропривода ШПУ, является применение
методов имитационного моделирования конкретной
системы привода, что позволяет провести
сравнительный анализ и сделать вывод о
целесообразности применения того или иного
варианта.
Анализ предыдущих
исследований. Данная
работа посвящена исследованию режимов работы
электропривода ШПУ с помощью имитационных
моделей. В качестве базовых систем рассмотрены
два варианта: на постоянном токе система
тиристорный преобразователь – двигатель (ТП-Д) и
на переменном токе система частотного
регулирования преобразователь частоты –
синхронный двигатель (ПЧ-СД).
Выбор таких объектов
исследования обусловлен
тем, что сегодня на рынке Украины и на территории
стран СНГ именно такие системы электропривода в
основном предлагаются к применению для ШПУ.
Данный материал является
дополнением и
продолжением ряда публикаций. Научные статьи
посвящены вопросам синтеза
имитационных
(виртуальных) моделей рассматриваемых систем
автоматизированных электроприводов. В работе на примере экскаваторного
электропривода
изложена методика исследования системы
электропривод – механизм в целом.
Цель работы.
На основе исследования с
помощью имитационных моделей режимов работы
и сравнительного анализа электропривода ШПУ на
базе систем ТП-Д и ПЧ-СД оценить преимущества
и недостатки этих систем и дать рекомендации
относительно выбора рациональной системы
электропривода в целом.
Материал и результаты
исследования.
Имитационные модели
систем ТП-Д и ПЧ-СД
синтезированы в среде MATLAB. Силовой канал
реализован с помощью виртуальных блоков
специализированного пакета расширения
SimPowerSystem, а управляющий и
информационный каналы построены на основе
блоков основного пакета Simulink.
Силовой канал
системы ТП-Д
(рис. 1)
обеспечивает реверсирование скорости
электродвигателя M с помощью двух вентильных
групп в цепи якоря (подсистема UM). Задание
требуемого напряжения и тока возбуждения
двигателя реализует одна вентильная группа (UL).
Схемы тиристорных групп – симметричные
трехфазные мостовые. Питание преобразователи
получают от сети переменного тока AC через
токоограничивающие реакторы LFa, LFf.
В цепи якоря система управления
содержит блок
задания требуемой скоростной диаграммы
подъемной установки ER, задатчик интенсивности
первого порядка AI-1 и цифровой ПИД-регулятор
скорости AR. В системе использована одна
отрицательная обратная связь по скорости двигателя
с общим коэффициентом передачи Kw. Такая
структура в настоящее время занимает
доминирующее положение на рынке
электротехнической продукции в области систем
управления.
В канале цепи управления
возбуждением
установлен блок задания номинального значения
тока возбуждения EIf, использован аналоговый ПИ-
регулятор тока возбуждения AAL и реализована
отрицательная обратная связь по току возбуждения
с коэффициентом передачи Kif.
Рисунок
1 –
Имитационная модель электропривода шахтной подъемной установки по
системе ТП-Д
Задание активного характера
нагрузки,
характерного для подъемной установки,
обеспечивается с помощью подсистемы EMc.
Рисунок
2 –
Имитационная модель электропривода шахтной
подъемной установки по системе ПЧ-СД
Канал
управления реализован
аналогично
системе ТП-Д.
Выводы.
Результаты исследования показывают, что обе системы
обеспечивают примерно
одинаковые динамические показатели при
отработке требуемой скоростной диаграммы ШПУ,
однако с точки зрения энергетических
характеристик система ПЧ-СД оказывается
предпочтительнее системы ТП-Д.
Список
использованной
литературы
- Чермалых
А.В., Майданский
И.Я.
Исследование на виртуальной модели режимов
работы электропривода с ПИД-регулятором
скорости // Промислова електроенергетика та
електротехніка. “Промелектро”. – 2005.
– № 6. – С.
27 – 33.
- Чермалых
В.М., Чермалых
А.В., Майданский
И.Я., Кузнецов В.В. Исследование динамики и
энергетических характеристик частотно-
регулируемого синхронного электропривода
методом виртуального моделирования // Вісник
Кременчуцького державного політехнічного
університету імені Михайла Остроградського.
– Кременчук: КДПУ, 2009. – Вип. 4/2009 (57),
ч. 1.– С. 112 – 118.
- Чермалых
А.В., Пермяков В.Н., Майданский
И.Я. Исследование динамики экскаваторного
электропривода с помощью виртуальных моделей
// Вісник Кременчуцького державного
політехнічного університету імені Михайла
Остроградського. – Кременчук: КДПУ,
2008. – Вип.
4/2008 (51), ч. 1. – С. 48 – 52.