Приемы игры на гитаре
Одно из моих любимых увлечений – игра на гитаре. Гитара – это довольно популярный и один из самых распространенных музыкальных инструментов в наше время. Моим учителем стал интернет, где я нашел уроки игры, а также полезные программы для изучения техник игры.
В целом игра на гитаре, как и на любом музыкальном инструменте, процесс творческий. Однако существует несколько распространенных приемов игры, которые применяются при исполнении большинства музыкальных произведений.
Звукоизвлечение
Основным способом извлечения звука на гитаре является щипок пальцем струны [1]. Щипок и удар могут исполняться пальцами правой руки или же с помощью медиатора (он же плектр).
Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп
. Для этого производится удар большим пальцем по отдельной струне, либо подцеп струны. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре. Также может применяться теппинг
– удар пальцами рук между ладов на грифе. При игре тэппингом звукоизвлечение напоминает игру на фортепиано, при которой каждая рука исполняет свою собственную независимую партию.
Основные приемы игры
Кроме описанных выше способов игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки:
- Арпеджио (перебор) и арпеджиато – последовательное извлечение звуков аккорда. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.
- Бенд (подтяжка) – повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку.
- Вибрато – периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила её натяжения и соответственно высота звука.
- Глиссандо – плавный скользящий переход между нотами, расположенными на одной струне.
- Легато – слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки. Другое название – хаммер-он, и пулл-офф.
- Глушение – игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны.
- Свип – скольжение медиатором по струнам вверх либо вниз при игре арпеджио, или скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой.
- Стаккато – короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда.
- Флажолет – заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем её на целое число частей. Звук напоминает тембр флейты.
Нестандартные приемы
Также я хотел бы рассказать о специфических приемах, используемых в музыке фламенко [2]:
- Гольпе – перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры.
- Тамбурин – ещё один перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.
- Пиццикато – игра щипковыми движениями правой руки. Струна захватывается правой рукой между указательным и большим пальцами, затем струна оттягивается на некоторое расстояние и отпускается. Обычно струна оттягивается на небольшое расстояние, что дает нежное звучание. Если же расстояние большое, то струна ударится об лады и добавит звучанию перкуссии.
- Пульгар – техника игры большим пальцем правой руки. Основной способ звукоизвлечения в музыке фламенко. Струна ударяется сначала боковой стороной мякоти и затем краем ногтя большого пальца.
- Альсапуа – как и в случае с пульгар, здесь также задействован большой палец, но отличие в том, что при альсапуа он может извлекать не только одиночные ноты, но и аккорды не только сверху вниз, но и снизу вверх, что характерно только для фламенко.
- Пикадо – в классической технике этот прием известен под названием «удар с опорой». Он используется при исполнении быстрых, энергичных пассажей чередующимися ударами указательного и среднего пальца правой руки.
- Тремоло – очень быстрое многократное повторение щипка струны, без смены ноты.
- Расгеадо – большой палец при исполнении расгеадо опирается на 6-ю струну. Затем другие пальцы осуществляют скользящий удар по остальным струнам. Является одним из самых важных, специфичных и сложных элементов техники фламенко.
В музыке фламенко большую часть занимает импровизация [2]: одну и ту же композицию музыкант может исполнить по-разному, в зависимости от душевного, эмоционального состояния.
Мой опыт
Описанные выше приемы можно встретить как в классической, так и в современной гитарной музыке. Но каждый из них характерен для определенного стиля игры.
Самым сложным приемом игры для меня показался прием «свип», поскольку исполняется очень быстро и требует особой точности. Также интересна для меня испанская техника фламенко [3], которую хочу освоить.
Список источников
- Wikipedia: Гитара – Википедия – свободная энциклопедия.
- Журнал
Мир гитары
№ 1, 1991, – 60 c. - Л. Марраччини, Как научиться играть фламенко на гитаре, Хобби-центр, 2007.