Айртон Сенна – лучший гонщик в истории.
Поддержка Формулы 1 в социальных сетях
Однажды летом 2003 года я смотрел телевизор и переключал каналы, как вдруг наткнулся на трансляцию гонок. Звук ревущих двигателей, одобрительные крики болельщиков, молниеносная работа механиков и мастерство гонщиков поразили меня. Внизу экрана мелькнул титр: Top speed 362 km/h. Бодрый голос комментатора сопровождал каждое событие на треке. Гонка закончилась быстро, но шоу на этом не прекратилось. Победители получали огромные кубки и радостно обливались шампанским, механики поздравляли своих гонщиков, а фанаты размахивали флагами и аплодировали. Это была Формула 1 – королева автоспорта.
Я моментально увлекся происходящим. Смотрел каждую трансляцию, будь то гонка, квалификация, даже тренировка или тестирование. Через пару лет я уже полностью разбирался в происходящих событиях, узнал многое о гоночной терминологии и об устройстве болидов. Также я интересовался историей первой Формулы, которая необычайно богата выдающимися, талантливыми, эксцентричными и гениальными людьми. Вскоре я узнал об Айртоне Сенне, бразильском гонщике, которого называли Человеком дождя и Волшебником. Он жил только гонками, и никогда не позволял себе останавливаться. Он был быстрее всех, но и этого ему было мало. Он участвовал в гонках не ради очков, а только ради победы и звания Чемпиона. Он погиб в стремительной погоне за мечтой. Я говорю о своём кумире, кумире миллионов, величайшем гонщике в истории Формулы 1 – Айртоне Сенне. Именно ему я хочу посвятить эту страничку.
21 марта 1960 года в 2 часа 35 минут по местному времени в Сан-Паулу в семье известного промышленника да Силва родился мальчик, которому дали имя Айртон. Для родных же он был просто Беку. В раннем детстве у малыша были явные проблемы с двигательными функциями. Вряд ли кто-то мог тогда предположить, что пройдет четверть века, и неуклюжий Беку станет самым быстрым гонщиком на планете. Поворотной точкой в жизни Айртона стал момент, когда отец подарил ему карт.
Айртону не было еще и четырех лет, когда он впервые сел за руль карта. В 13 он вышел на старт своей первой гонки в Интерлагосе, и за следующие семь лет юноша с самой распространенной в Бразилии фамилией собрал все трофеи латиноамериканского картинга. Трижды подряд да Силва выигрывал чемпионат Бразилии, дважды – чемпионат Южной Америки и дважды, в 1979 и 1980 годах, становился вторым в мировом первенстве [1].
Под девичьей фамилией матери – Сенна (дабы не дискредитировать свою семью в случае неудач) – бразилец оправляется покорять Европу. Одержав за первый сезон 12 побед в 20 гонках, бразилец выигрывает британский чемпионат Формулы Форд 1600.
Через полгода Гарри (так его величали в Англии)принимает участие еще и в первенстве Ф-2000. 21 победа в 27 гонках и как логический результат сезона – сразу два чемпионских титула в двух разных первенствах. Далее Айртон впервые стартует в гонке Формулы-3 и выигрывает ее по-бразильски – «в одни ворота»: поул-позиция, быстрейший круг и победа в гонке.
В 1983 году так же безоговорочно он выигрывает британское первенство Формулы-3 и своеобразный «чемпионат мира» Ф-3 – Гран При Макао. Молодой бразилец попадает в поле зрения лучших команд Формулы-1 и проводит серии тестовых заездов в McLaren, Brabham и Williams. Почти на всех испытаниях Айртон показывает время лучшее, чем гоночные пилоты этих команд, но первый сезон в Формуле-1 (1984) Сенна начинает в скромном Toleman.
1984 год превратил талантливого дебютанта в звезду. Стартуя на далеко не лучшем Toleman TG184, Сенна трижды поднимается на подиум. Великолепная дождевая гонка в Монако, сразу после финиша ставшая легендой, и два третьих места в Англии и Португалии поставили его в один ряд с лучшими гонщиками мирового автоспорта [2].
Чемпионат 1985 Сенна начинает уже в Lotus – одной из сильнейших команд Формулы-1 тех лет. На втором этапе чемпионата в португальском Эшториле, под проливным дождем, Айртон одерживает свою первую победу в Гран При. Осенью в Спа он выигрывает еще один Большой Приз, и снова в дождь. Но после финиша «Человек дождя» (знаменитое прозвище Айртона) в сердцах бросает журналистам: «Я счастлив, черт возьми, что добрался до финиша живым!». Непростой характер юной звезды начинает проявлять себя не только на гоночной трассе: Сенна хочет быть единоличным лидером команды и без зазрения совести выживает из Lotus итальянца Элио де Анджелиса.
Вo многом благодаря яркому таланту Сенны в 1987 году команде Lotus удалось привлечь к себе внимание японских моторостроителей из компании Honda. Сенна снова выиграл две гонки, но на этот раз ему удалось подняться на ступеньку выше в чемпионате мира: после двух четвертых мест в предыдущих сезонах чемпионат 1987 года он закончил третьим! В 1988 году с подачи японских моторостроителей Айртон переходит в McLaren, где становится партнером двукратного чемпиона мира Алена Проста. Учитывая ревнивый характер бразильца в отношении партнеров по команде, подобное «сотрудничество» не сулило французу ничего хорошего. Ален начал чемпионат в роли «примы», но уже к концу сезона «солистом» стал Сенна. Причем не только в глазах публики… Чемпионский титул и 8 побед в 16 гонках были лишь видимой частью той победы, которую одержал Сенна над Простом в McLaren в 1988 году. Айртон проявил себя великим мастером не только на трассе, но и в закулисных играх [2].
Несмотря на то, что чемпионат 1989 года бразилец проиграл, уйти из команды пришлось Просту. На предпоследнем этапе сезона, в Японии, где решалась судьба чемпионского титула, Сенна грубо атаковал Проста и столкнулся с ним. Несмотря на дисквалификацию бразильца от комиссаров гонки, McLaren поддержали Айртона, по сути, выступив против чемпионства Проста.
Уже в 1990 году, на той же Сузуке, Сенна сполна расплатился с Простом, который годом ранее резким движением руля закрыл ему дорогу ко второму чемпионскому титулу. Бразилец не стал ждать финиша гонки. Как признался Айртон годом позже, он принял решение еще до старта: если Прост обгонит его в первом повороте, то быть столкновению. Сенна остался внутри виража и не затормозил. McLaren бразильца протаранил Ferrari француза, и Айртон Сенна наконец стал двукратным чемпионом мира.
Свой третий титул Сенна выиграл в 1991 году в борьбе с Мэнселлом. Williams англичанина был потенциально лучшей машиной чемпионата, и после четырех побед подряд на старте сезона Сенне пришлось приложить максимум усилий, чтобы удержать лидерство до конца сезона. Чемпионом Айртон вновь стал на японской Сузуке, единственный раз в жизни затормозив перед финишем и подарив победу своему партнеру по команде Герхарду Бергеру, два года служившему верным оруженосцем бразильскому Волшебнику, но так и не выигравшему за эти годы в McLaren ни одной гонки.
В 1992 году Сенне уже не мог бороться за победу в чемпионате, а остальное его не интересовало. Выжимая все из своего McLaren, Айртон провел несколько великолепных гонок, одержал три победы и зимой собрался уходить в IndyCar…
В последний момент Рону Деннису удалось уговорить Айртона подписать контракт с McLaren на одну гонку, потом еще на одну и так далее. Айртон не ушел. Прост вернулся. И их борьба вновь стала украшением чемпионата. В техническом плане McLaren все еще был далек от Williams, но противостояние с Простом открыло у Сенны второе дыхане. Именно в 1993 году в Донингтоне он провел одну из своих лучших гонок, ставшую классикой Формулы-1. На старте бразилец стоял четвертым, в первый поворот вошел пятым, но в тот день над Дерби шел дождь… К концу первого круга, пройдя Вендлингера, Шумахера, Хилла и Проста, Сенна возглавил гонку, на финише привезя Просту на Williams целый круг [2].
В 1994 году Сенна наконец надел форму Williams. Он стремился к этому два с половиной года. Но вместо счастья побед и долгожданного четвертого чемпионского титула этот сезон принес Сенне смерть на Гран-при Сан-Марино в Имоле (1 мая 1994). Не хотелось бы описывать столь ужасное событие, интересующиеся могут воспользоваться ссылками внизу.
Великие люди ни в чем не знают преград. Чем выше они поднимаются, тем легче им покоряются все новые вершины. Но у каждого человека есть предел, положенный Богом. Как все-таки непредсказуем наш мир. Когда-то маленький Беку постоянно спотыкался о порог собственного дома, а спустя годы он стал самым быстрым гонщиком планеты. Те три ступеньки, что с трудом преодолевал бразильский мальчуган, вылились в три чемпионских титула бразильского Волшебника. Но, как и в детстве, Айртон споткнулся на четвертой ступени, навсегда покинув этот мир. Мир, который со слезами на глазах простился со своей гоночной легендой – человеком, который мог творить на трассе чудеса [2].
Поддержка Формулы 1 в социальных сетях
Айртон Сенна стал настоящим феноменом, действительно Волшебником, который смог привлечь миллионы болельщиков к гонкам. Аудитория Королевского Цирка многократно возросла за годы карьеры Сенны не только благодаря развитию информационных технологий, но и потрясающим, а порой даже невероятным сражениям Айртона с другими гонщиками, а особенно с Аленом Простом. Пилотская дуэль между этими двумя чемпионами мира по сей день считается интереснейшей в истории.
Там где интересный спорт - там и болельщики. Число зрителей, посмотревших гонки Формулы 1 в 2011 году, составило 527 миллионов человек. То есть, фактически каждый восьмой человек в мире смотрит Формулу 1. Зрительская аудитория каждой гонки насчитывает более 200 миллионов человек, а непосредственно прийти на автодромы и поддержать своих кумиров могут, в зависимости от количества мест, могут 100-200 тысяч человек. Несмотря на то, что права на показ гонок в классе Формула 1 стоят недешево, все больше спортивных телеканалов транслируют соревнования в прямом эфире. Благодаря Интернету онлайн-трансляцию или повтор заездов можно посмотреть в любом уголке земного шара. Интернет расширил и без того огромную армию поклонников и фанатов.
Сейчас считается, что значительную часть времени в Интернете пользователи проводят в социальных сетях. Движение болельщиков и фанатов Формулы 1 получило огромную популярность в социальных сетях. Они стали достойной альтернативой специализированным сайтам, где тысячи людей общаются, читают новости, участвуют в конкурсах и комментируют выступления своих кумиров. В крупнейшей социальной сети мира Facebook наибольшие группы (странички, паблики) насчитывают десятки тысяч участников (подписчиков). Крупнейшие из них: Formula 1 Backstage by DHL, насчитывающая 227 тысяч поклонников, и International Formula 1 Fan Page, на которую подписаны свыше 170 тысяч пользователей. На этих страницах оперативно появляется любая информация о мире Формулы 1, а также размещены сотни видео- и фотоматериалов. Данные странички англоязычные и поддерживаются известными коммерческими компаниями. Компания DHL является титульным спонсором странички, а также спонсором непосредственно Формулы 1.
Несомненно, в Украине куда большую популярность имеет социальная сеть ВКонтакте. Сейчас трудно найти человека, который имел бы доступ в Интернет и при этом не был пользователем Вконтакте. Здесь можно найти сотни русско- и украиноязычных страничек и групп, посвященных Формуле 1 и всему, что её составляет. По запросам Формула 1 и Formula 1 там можно найти в сумме более 2000 сообществ. Крупнейшие из них: Сообщество поклонников Формулы 1. Formula 1. F1. Автоспорт (насчитывает почти 54 тысячи) и Формула 1 Фан-Клуб (50 тысяч). Что касается так называемых пабликов, то здесь лидером является новостная страничка крупнейшего русскоязычного портала Формула 1 на F1News.ru, имеющая около 12 тысяч подписчиков. Самые оперативные новости с гоночных трасс и из станов команд появляются именно здесь.
На Вконтакте можно найти сообщество по абсолютно любому предпочтению. Неудивительно, что у всех команд и гонщиков есть собственные фан-клубы. Причем неважно, на какой стадии карьеры находится пилот или существует ли еще гоночная команда. В фан группе Айртона Сенны (насчитывает 1600 участников) регулярно появляются новые фото, видео, а также интервью, ранее не переведенные на русский язык. Кроме того, там следят за выступлениями племянника Айртона – Бруно Сенны, который в сезоне 2012 выступает за Williams [3].
Социальные сети стали универсальным средством общения и обмена информацией. Сайты соцсетей имеют огромную функциональность и способны одновременно работать с сотнями тысяч людей. Неудивительно, что пользователям очень быстро понравилась универсальность, позволяющая заменить различные специализированные ресурсы одной страничкой в соцсети. Кроме того, новости, фото, видео и тематические статьи появляются максимально оперативно как на специализированных сайтах, так и на страничках соцсетей. Сообщества болельщиков постоянно растут, фанаты горячо обсуждают выступления своих кумиров, а администрации самых крупных групп часто устраивают конкурсы с ценными призами – вплоть до билета на Гран-при. Так что болельщикам есть за что бороться!
Использованные источники
- Биографии
Чемпионов :
Айртон Сенна
При подготовке статьи использовались материалы журналов «Автомотоспорт», «Формула 1», газет «Спорт-Экспресс», «Авторевю», «Команда», материалы из книги Юхи Кяркянена «Формула 1. Звезды» и Джона Типлера «Формула 1. История побед», переводные материалы с различных тематических сайтов. Фото – ICN и REUTERS.
Источник: f1news.ru
- Биография
:
Ayrton Senna: Российский сайт об Айртоне Сенне
При подготовке статьи использовались материалы пресс-службы «Формулы 1».
Источник: senna.ru
- Фан
группа
Айртона Сенны
Материалы, размещенные пользователями.
Источник: Вконтакте