Автор: Л. С. Васильев
Источник: www.china.kulichki.net
Высоко моральный цзюнь-цзы,
сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен
был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и
чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно
широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость,
сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь - это
высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали
лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь
своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы
одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным
качеством - чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том,
что следует поступать именно так, а не иначе. Долг - это моральное
обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает
на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими
принципами, но не расчетом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек
заботится о выгоде", – учил Конфуций. В понятие "и" поэтому
включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость
древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и
искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).
Следование всем этим принципам было обязанностью благородного
цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция Лунь-юй определяется как
человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий,
внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в
гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности; в
юности он должен избегать вожделений, в зрелости - ссор, в старости -
скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным
удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким
идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он "может
спокойно умереть вечером".
Таким образом, "благородный человек" Конфуция – это умозрительный Социальный идеал,
назидательный комплекс добродетелей. Однако с течением времени и в связи с
ростом авторитета Конфуция и его учения этот абстрактно-утопический идеал все
более становился обязательным для подражания эталоном, приблизиться к которому
было делом чести и социального престижа для каждого и особенно для тех
представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных
бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.)
стали управлять китайской конфуцианской империей. К этому времени многое в
созданном Конфуцием идеале изменилось.
Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря
добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг
несправедливости. Но, как это нередко случается, с превращением его учения в
официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма,
проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к
старшим, напускной скромности и добродетели. Многочисленные последователи и почитатели
Конфуция, слепая преданность которых каждому слову философа тоже в немалой
степени способствовала превращению его учения в закостенелую догму, стали
видеть в идеале цзюнь-цзы не столько выражение внутренней цельности и
благородства, сколько внешнее оформление благопристойности. В средневековом
Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и
стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в
социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том,
что обычно именуется "китайскими церемониями".
В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при
рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу – всегда и во
всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила
поведения. В эпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней
учтивости и церемониала – трактат Лицзи, компендиум конфуцианских норм, имевший
обязательную силу на протяжении двух с лишком тысяч лет. Все записанные в этом обряднике
правила следовало знать и применять на практике, причем с тем большим тщанием,
чем более высокое положение в обществе человек занимал. Так, учение Конфуция о
цзюнь-цзы, модернизированное и приспособленное к потребностям централизованной
империи с ее мощным бюрократическим аппаратом, явилось одной из основ, на
которых зиждилось гигантское здание китайского государства.