Назад в библиотеку

Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Автор: Камнева Д.Н., Беличенко А.Ф.
Источник: Актуальні проблеми економічного та соціального розвитку виробничої сфери / Матеріали VII Міжнородної науково-теоретичної конференції молодих вчених і студентів – Донецьк ДонНТУ – 2010, с. 264–266.



Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.

Этика менеджера по персоналу является составной частью профессиональной этики. Это непосредственно связано с тем обстоятельством, что те вопросы, которые должен решать менеджер по персоналу в ходе своей профессиональной деятельности выходят далеко за пределы тех вопросов, которые решаются средствами универсальной этики.

Любые решения кадрового работника отягощены ответственностью за чужие судьбы. Строго говоря, представители всех профессий, имеющих человека в качестве объекта деятельности (врач, учитель, юрист, журналист), несут такую ответственность, но именно руководитель отвечает за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а следовательно, за их общественное положение.

Моральные и деловые качества людей становятся для менеджера по персоналу объектом профессиональной деятельности:

1) чисто профессиональные качества – профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;

2) морально-психологические как профессиональные – целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;

3) моральные – доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.

Поскольку профессиональная деятельность менеджеров по персоналу относится к системе человек—человек и предполагает постоянные контакты с другими людьми (клиентами, коллегами, партнерами по бизнесу), при профессиональной подготовке этих специалистов большое значение имеет формирование основ этической культуры.

Можно выделить следующие базисные положения, касающиеся этической культуры специалистов сферы управления персоналом:

– этическая культура менеджера по персоналу характеризуется многофункциональностью и целостностью;

– этическая культура обусловлена теми ценностными установками, которые определяют жизнедеятельность человека, отражают личностные особенности специалиста;

– этическая культура менеджера по персоналу имеет деятельностный характер, обусловлена особенностями и спецификой профессии;

– процесс формирования этической культуры менеджера динамичен, состоит из взаимосвязи, последовательности, интегрированности этапов.

Как в общей культуре, так и в профессиональной, существуют определенные представления о том, как нужно и как должно, т.е. профессионально-этические нормы и ценности, которые зафиксированы в Глобальном этическом кодексе.

Этическая культура менеджера по персоналу является системной характеристикой личности специалиста, которая включает в себя:

1) культуру тактичного профессионально-речевого действия (адекватный ситуации делового общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, четкая аргументация, хорошая дикция и др.);

2) перцептивно-коммуникативную культуру (самоуправление своим психо-эмоциональным состоянием в процессе делового общения; умение снять излишнее напряжение в профессиональной коммуникации, желание понять мысли, потребности и мотивацию и др.);

3) профессионально-эмоциональную культуру (желание, стремление и умение понять эмоциональный настрой собеседника, умение проявить эмпатию);

4) профессионально-интеллектуальную культуру (гибкость, аналитичность, эвристичность профессионального мышления менеджера по туризму, в результате чего профессиональное общение предстает как вид социального творчества)

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов. Данные методы этики должны быть основой для подготовки менеджеров по персоналу, а так же они могут применятся в специализированны тренингах.

Необходимо отметить, что профессия менеджера по персоналу является одной из самых молодых и достаточно востребованных на рынке труда. В современном мире профессиональный рост и деловой успех невозможен без саморазвития, без формирования активной жизненной позиции.

Для этого человеку необходимы готовность к переосмыслению стереотипов собственного опыта и освоение новых моделей поведения, основанных на решении вопросов взаимопонимания.

Изучая этику и этикет делового общения в работе менеджера по персоналу, необходимо помнить, что успешное общение во многом зависит от искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Список использованной литературы

1. Свиткин М. З., От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф и реальность/ М. З. Свиткин // Стандарты и качество.– 2004 – № 1 – с. 74–79.
2. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова; Б. Л. Еремина – 2-е изд. перераб. И доп.– М.: ЮНИТИ, 2002 – 560с.