Назад в библиотеку
Управление персоналом в условиях кризиса.
Автор: Камнева О.Н.
Источник: Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования / Материалы IV Всеукраинской научной конференции студентов – Донецк, ДонНТУ – 2010, Том 1, с. 187 – 189.
Аннотация
Камнева О.Н. Управление персоналом в условиях кризиса. Рассмотрены основные особенности управления персоналом в условиях кризиса, представлены качества, которыми должен обладать каждый менеджер, проблемы, возникающие в сфере управления.
Общая постановка проблемы
Актуальность. С кризисным состоянием отдельных предприятий в наши дни в Украине можно сталкиваться все чаще и чаще, так как рыночная экономика диктует правила конкуренции, с которыми, к сожалению, не все фирмы могут справиться. Кроме макро- и микроэкономических причин – это связанно и с низким уровнем менеджмента, неграмотностью руководителей, отсутствием знаний и опыта в данной сфере деятельности, несоблюдением действующего законодательства. Поэтому важной задачей перед страной стоит воспитание грамотных менеджеров и руководителей в условиях рыночной экономики, которые смогут грамотно руководить трудовыми ресурсами и предприятием.
Цель исследования. Теоретическое обоснование и анализ деятельности менеджера в условиях кризиса на предприятии, определение основных стратегических целей предприятия.
Основная часть. В условиях рыночной экономики внешняя среда постоянно изменяется, поэтому конкурентоспособное предприятие должно реагировать и улавливать эти изменения, приспосабливаться к ним. Для такого предприятия нужен грамотный менеджер, новый тип работника, который должен будет иметь следующие характеристики, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные характеристики менеджера
Приведем основные требования к современному менеджеру:
- Владение глубокими знаниями в области управления предприятием;
- Способность принимать компетентные и обоснованные решения;
- Умение проявлять инициативу, грамотно перераспределять ресурсы в более выгодные сферы, контролировать ситуацию на рынке;
- Глубокие знания по вопросам технологии производства данной фирмы.
Если менеджер ведет не правильную политику на предприятии, то могут возникать различного рода проблемы в сфере управления персоналом, которые, к сожалению, наблюдаются в большинстве фирм нашей страны, такие как:
- Низкая трудовая дисциплина;
- Отсутствие общих правил и норм поведений рудового коллектива;
- Простой утилитарный подход к работе кадровых служб фирмы;
- Отсутствие четкого распределения задач и функций между подразделениями и звеньями организации;
- Конфликты между подразделениями;
- Снижение производительности труда;
- Большое количество персонала, которое не соответствует своей квалификации, специализации и т.д.
Все эти и другие проблемы могут в одно мгновение разорить предприятие, привести его к кризису. Это подтверждает то, что совершенствование системы управления трудовыми ресурсами является одной из главных направлений антикризисной стратегии предприятия. Для обеспечения успеха в управленческой деятельности управляющий должен разработать и внедрить стадии и методы принятия управленческих решений.
Стратегическая программа менеджера в управлении персоналом должна включать в себя соответствие целей и задач, структурную реорганизацию и развитие персонала, переориентацию на новые методы работы с персоналом, квалификационные требования к каждому рабочему месту с методикой оценки результатов и порядка оплаты труда [5].
Основные принципы в управлении персоналом:
- Комплексное и системное воздействие (экономическое и социальное) в процессе управления персоналом, переход к предельно гибким системам оплаты труда, которая ориентирует и стимулирует работника на достижение конечных целей деятельности предприятия;
- Направленность на эффективное и полное использование трудовых ресурсов предприятия;
- Целевая специализация, кооперация деятельности работников;
- Направление мероприятий на предприятии на повышение производительности труда и всестороннее развитие трудового персонала;
- Усовершенствование и разработка объективных критериев оценки деятельности работников;
- Обеспечение эффективного использования кадров, их профессионального и социального развития;
- Внедрение корпоративной культуры предприятия, которая способствовала бы повышению социально – экономических показателей;
- Непрерывное взаимодействие и взаимовлияние руководителя и подчиненных в целях повышения эффективности совместной деятельности.
Грамотная разработка эффективного плана антикризисных мероприятий и стратегий – процесс, требующий квалифицированных менеджеров, поэтому обычно создается специальная управленческая группа, которая способна давать точную оценку, делать качественное прогнозирование развития ситуации, своевременно обрабатывать информацию, вовремя вносить изменения и дополнения в антикризисную программу. При внедрении на предприятии антикризисных мероприятий важным этапом является определение очередности мероприятий с учетом взаимосвязи элементов системы управления персоналом. В антикризисном управлении важную роль играет способность менеджеров вовремя принимать решения, используя при этом современный инструментарий, новаторские методы и приемы.
Так же очень важным является обсудить и ознакомить трудовой коллектив с программной для того, чтобы у работника могло сформироваться положительное отношение к происходящим изменениям, на основе понимания необходимости реформирования.
После внедрения и проведения новых этапов на предприятии нужно ознакомить работников с достигнутыми результатами, успехами по преодолению кризисных явлений, что поможет создать доверительную атмосферу между менеджером и персоналом. Так как важное значение во время кризиса имеет доверие трудового коллектива к профессионализму и социальной ответственности управляющего.
Срок внедрения новых мер в систему управления персоналом может быть различным, это зависит от таких факторов как степень психологической, технической, профессиональной подготовки персонала к данным изменениям, от глубины изменений и т.д. Этот процесс требует постоянного внимания, усилий, осознание важности и ценности человеческих ресурсов, которые считаются главным достоянием фирмы.
Выводы. Сложившаяся ситуация в Украине на много усложняет и без того, нелёгкую работу менеджеров, поэтому нужны всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты, которые смогли бы грамотно построить и выполнить антикризисные мероприятия. «Люди – продукт прибыль» основа успеха в бизнесе, поэтому необходимо понимать, что люди являются основным фактором стабильности, процветания, прочности фирмы на рынке.
Список использованной литературы
1.Ермаков В.В . Менеджмент организации в условиях кризиса.- М.,2003.
2.Ряховская.А.Н. Антикризисное управление предприятиями.-М.,2003.
3.Э.А. Смирнов. Основы теории организации. — М.: «Аудит» Изд. об-е «ЮНИТИ». — 1998.;
4. Ю.Д. Красовский. Управление поведением в фирме. — М.: Инфра-М., 2002. — С. 279.