Управление предприятием в условиях неопределённости
Автор: Холина А.Г., Миночкина О.Н.
Источник: Материалы III Всеукраинской научной конференции студентов «Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования».
Управление предприятием в условиях неопределённостиАвтор: Холина А.Г., Миночкина О.Н. |
АннотацияХолина А.Г., Миночкина О.Н. Управление предприятием в условиях неопределённости. Рассмотрен вопрос неопределённости, её воздействия на управление предприятием, проанализированы критерии для оценки эффективности стратегии в неопределённых условиях. АктуальностьРазвитие экономических отношений, экономический рост, соответствующий уровень конкуренции формируют новые требования ко всем участникам рынка. То есть возникает необходимость обеспечения устойчивого положения организации, что включает в себя: стойкость, постоянность, неподверженность риску, потерь, убытков и воздействию неопределённых факторов. В связи с этим на предприятиях поднимается такая важная проблема, как умение прогнозировать, выявлять, анализировать и преодолевать состояния неопределённости. Цель исследованияАнализ воздействия фактора неопределённости на стратегические планы предприятия; выбор критерия для оценки эффективности неопределённых операций, а также поиск путей преодоления неопределённости. Основная частьНеопределённость – одно из центральных понятий в современной экономической теории и практике управления. Вопросом неопределённости занимались многие экономисты в том числе Ф. Найт, А. Алтунин М. Семухин, В. Диев, Г. Андреев и др. Экономическая среда характеризуется наличием большого количества участников, каждый из которых имеет сложную и многообразную структуру, модель и характер поведения на рынке. Эти факторы обуславливают рост показателей внешней и внутренней неопределённости для организации. Высокие показатели неопределённости, присущие процессам организаций, говорят о необходимости детального анализа процессов для выявления причин этой неопределённости. Отсюда вытекает необходимость иерархии неопределённостей (Рис 1), где неопределённость верхнего уровня обусловлена неопределённостью нижнего. ![]() Рис 1. Иерархия движения неопределённости в организации Неопределённость организации формируется на основе неопределённости самого низкого уровня, т.е. неопределённости задач и операций, производимых в этой организации в рамках проектов и всей деятельности. Важность неопределённости обусловлена тем, что на деятельность любой организации влияют неопределённые факторы. К ним относятся такие факторы внешней и внутренней среды, значения которых неизвестны или известны не полностью (Рис 2). Существование, функционирование и конкурентоспособность любой организации невозможно без разработки стратегических планов, которые учитывают эти изменения внешней среды. Предприятие не должно игнорировать внешние факторы, а, наоборот, должно научиться понимать их сущность, оценивать их влияние на стратегические планы, с целью дальнейшего предвидения и предотвращения этих внешних факторов с наименьшими затратами. Также предприятию важно знать источники возникновения неопределённости, и среди разных ситуаций неопределённости внешней среды необходимо научиться отличать ситуации риска и ситуации неопределённости. Анализ программ для моделирования динамических процессовВ тестируемой модели для разработки системных программ, в т.ч. реального времени, является модель гармонического осциллятора. Она позволит определить частоту и точные характеристики разрабатываемых программ. В качестве исследуемой функции возьмем уравнение Ван дер Поля, амплитуда колебаний которого затухает во времени: ![]() Рис 2. Влияние неопределённости на стратегические планы предприятия К такому источнику неопределённости, как неполнота знаний относят: отсутствие достаточных сведений как о самой экономической системе, так и о процессах, которые в ней происходят. Случайное или преднамеренное противодействие со стороны других экономических субъектов, проявляться в нарушении договорных обязательств поставщиками, неопределенности спроса на продукцию, трудностях ее сбыта, а также неопределённости, порожденные конкурентным окружением. Вероятностная неопределённость – действие случайных внешних факторов, которые нельзя предугадать, предсказать из-за недостаточности знаний или из-за неопределенности самих природных явлений. Для оценки неопределенности используют детерминированные, вероятностно-статистические подходы, а также подходы, основанные на понятии лингвистической переменной и нечеткого множества. Применение какого-либо конкретного математического аппарата (интервального анализа, статистических методов, детерминированных моделей и т.д.) для принятия решений в условиях неопределенности позволяет адекватно отразить в модели лишь отдельные виды данных и приводит к потере информации других типов. К тому же, проявляется дефицит информации конкретного типа. Поэтому для оценки экономических показателей работы системы, с точки зрения неопределенности, следует комбинировать различные формальные подходы (детерминированные, статистические, вероятностные, нечеткие). Именно изучение количественных характеристик, полученных с помощью различных формальных методов, является наиболее плодотворным подходом в задачах принятия решения в условиях неопределенности. Быстрые изменения внешней среды стимулируют появление новых методов, систем и подходов в управлении предприятиями, следовательно, необходимо применение стратегического управления. Главной задачей стратегического планирования является переведение предприятия из определённой позиции на более сильную, путём приспособления к внешним условиям: конкуренции, рыночным изменениям, развитию технологий. Недостаточное внимание к изучению внешней среды может вызвать кризисную ситуацию и необходимость принятия немедленных решений, не ориентируясь на перспективное развитие. Широко используется метод И. Ансоффа, который выделяет группу ключевых решений при формулировании стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии, конкурентная стратегия, создание альтернативных проектов, их отбор и реализация по М. Мескону. Он делит процесс стратегического управления на несколько стадий: выработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ и выбор стратегических альтернатив, реализация и оценка стратегии. Метод Ансоффа устанавливает влияние внешней среды на стратегические планы предприятия путём определения стратегической гибкости предприятия. С использованием различных подходов в исследовании внешней среды разработана модель влияния её факторов на стратегические планы. Она позволяет преобразовать запланированный показатели в прогнозируемые значения (Рис 3). ![]() Рис 3. Модель влияния факторов внешней среды на стратегические планы предприятия[1] Чем больше значимость факторов внешней среды, тем больше их влияние на деятельность предприятия и тем ближе они расположены к выходному положению предприятия. Неопределённость выражается в изменении интервалов влияния внешних факторов. Главным фактором организованной деятельности является тенденция преобразовывать неопределённости в измеримые вероятности. Главные характеристики руководителя – способность изучения характера изменений экономических процессов, их возможное воздействие на предприятие, а также принятие целесообразных решений. Проблема преодоления неопределённости переходит в общую проблему управления, т.е. экономического контроля или адаптации к процессам неопределённости и выхода из неё. Также существует другая немаловажная проблема – выбор критерия для оценки эффективности стратегии в неопределённых условиях. Наиболее часто в неопределённых операциях используются:
Таким образом, эффективность систем в неопределённых условиях может оцениваться по различным критериям. Однако на выбор критерия оказывают влияние некоторые факторы, к которым относятся: причина неопределённости, природа конкретной операции и её цель, а также личностные характеристики человека, принимающего решение. Процесс выбора критерия для учёта неопределённости достаточно сложен. Наиболее оптимальный, рациональный и устойчивый вариант выбирается на основе анализа по нескольким критериям. Если существует совпадение, то имеется большая уверенность в правильности выбора варианта. ВыводыНеопределённость – одна из основных реалий жизни, её нельзя устранить ни из каких принимаемых решений, однако существует ряд способов уменьшить её. В общем можно выделить следующие главные способы преодоления неопределённости:: придавать экономической деятельности, насколько это возможно, такую направленность, которая сопряжена с минимумом неопределённости, и избегать видов деятельности, предусматривающих более высокий уровень неопределённости; группировка или отбор лиц, склонных брать на себя риски и контролировать преодоление неопределённости; с помощью научных исследований, анализа информации необходимо сделать верный выбор критерия для оценки неопределённости, а также спрогнозировать и предотвратить её возникновение. Список использованной литературы
1. Соломянюк Н. Влияние внешней среды на стратегические планы предприятия в условиях неопределённости // Экономист. – 2005. – № 9. – С. 66‑67. |