Анна Неясыть

Исследования идеи реинкарнации

Источник: http://www.rodon.org/relig-100526113602

Существует легенда: когда рождается младенец, к нему прилетает ангел и легонько ударяет пальцем по губам. В этот момент человек забывает все, что было с ним до рождения. Однако история знает немало людей, которые говорят, будто помнят то, что было с ними до появления на свет. Мы можем не обращать внимания на такие утверждения или списывать их на психические отклонения. Но что, если после пристального изучения удивительного феномена мы поймем: это действительно существует, реинкарнация – реальна, так же, как воздух, которым мы дышим. Как точное знание о столь сокровенных материях повлияет на наше самосознание? Какими будут наши представления о мире и его законах, если то, что являлось областью компетенции отдельных религий, будет доказано наукой? И требуется ли доказательство большее, чем вера? Сейчас мы не можем ответить на подобные вопросы. Однако мы должны хотя бы ознакомиться с уже имеющимися исследованиями в области паранормального, реинкарнации, «не для того, чтобы верить и считать доказанным, но для того, чтобы анализировать и оценивать» (Ф. Бэкон).

Доктор Ян Стивенсон исследовал более трех тысяч случаев, иллюстрирующих идею реинкарнации, и разработал оригинальную стратегию научной проверки фактов из воспоминаний людей об их прошлой жизни. Ученый стремился найти точное подтверждение своим теориям. Получив классическое образование психоаналитика в русле ортодоксального фрейдизма, впоследствии он критиковал Зигмунда Фрейда за то, что основоположник теории психоанализа после первой, имеющей клиническую основу, книги отошел от практического обоснования своих идей.

Отношение других ученых к исследованиям доктора Стивенсона неоднозначно. Лучше всего его выражает доктор Гарольд Лиф, почетный профессор психиатрии Пенсильванского университета и бывший президент Американской академии психоаналитиков: «Одно из двух: он либо совершает колоссальную ошибку, либо будет Галилеем ХХ века». Доктор Лиф считает, что если и существует исследователь, способный непредвзято заниматься подобными проблемами, то это Стивенсон. Герберт С. Рипли, глава факультета психиатрии Вашингтонского университета в Сиэтле, так отзывается о качествах Стивенсона как ученого: «Нам очень повезло работать с кем-то, обладающим такими способностями для проведения масштабных интегральных исследований в столь спорной области».

К 1988 г. книга Яна Стивенсона «20 случаев, предполагающих возможность реинкарнации» была переведена на семь языков, по всему миру было продано больше 50 тыс. экземпляров. Факты, изложенные в книге, претендовали на сенсационность. Несмотря на это, автор не приобрел большой известности. Возможно, причина в том, что религии Запада в основном не поддерживают идею реинкарнации. Для европейца или американца мысль о том, что дети способны помнить свои предыдущие жизни и узнавать своих прошлых родных и возлюбленных, представляется чересчур эксцентричной и вызывающей недоверие. Однако Стивенсон утверждал, что обращение к реинкарнации может объяснить некоторые особенности человеческой личности, которым сложно найти объяснение с помощью ортодоксальной психиатрии и психологии.

ИСТОРИЯ СВОРНЛАТЫ

Один из самых известных случаев, описанных Стивенсоном, – история Сворнлаты, индийской девочки из Прадеша, которая вспомнила, что раньше жила в другом месте с другой семьей, и подробно описала свою прежнюю жизнь. Девочка утверждала, что ее звали Бийя Патхак, у нее было два сына, жила она в Катни, недалеко от ее дома находилась женская школа. Сворнлата подробно описала дом, в котором жила раньше: он был белым с черными дверями. Также она вспомнила, что умерла от боли в горле и лечилась у доктора С. Бхабрата в Джабалпуре.

Когда Сворнлате исполнилось десять лет, о ее истории узнал профессор Шри Банерджи, коллега Стивенсона из Индии. Он и занимался непосредственно исследованием этого случая. После тщательной проверки выяснилось, что все воспоминания Сворнлаты правдивы. При встрече со своей прошлой семьей девочка смогла ответить на все вопросы и узнала многих своих родных, в том числе мужа и детей. Она утверждала, что муж в свое время дал ей тысячу двести рупий, которые она положила в коробку, и этот факт также нашел подтверждение. Никто, кроме Бийи и ее мужа, не знал об этом и не мог рассказать Сворнлате.

Стивенсон предлагает применять следующие критерии для определения возможных случаев реинкарнации:

1. достаточное количество проверенных воспоминаний, которые не относились бы ни к ясновидению, ни к телепатии, ни к криптомнезии;
2. возникновение у человека сложных навыков (например, способности говорить на иностранном языке или играть на каком-либо музыкальном инструменте), которых он явно не получал в настоящей жизни;
3. наличие врожденных следов от ран, полученных в его прошлой жизни, о которой человек помнил, при условии, что можно доказать без его помощи происхождение этих ран;
4. человек воспринимает свою прошлую личность как продолжение его нынешней личности, а не как отдельного человека, причем в течение длительного времени;
5. идентификация с прошлой личностью не может быть объяснена влиянием родителей или других людей;
6. в результате идентификации с прошлой личностью человек проявляет предсказуемую эмоциональную реакцию на какие-то особые случаи и людей, запомнившихся из прошлой жизни;
7. человек узнается и воспринимается как реинкарнированная личность многочисленными членами семьи и друзьями, которые ничего не выигрывают от этого.

Пока не найден «идеальный» случай, отвечающий абсолютно всем предложенным параметрам. Та же Сворнлата не имела никаких следов от ран и не обладала сложными навыками, непосредственно связанными с ее прошлой жизнью. Она, правда, говорила и пела на бенгальском языке, которому нигде не обучалась, танцевала своеобразные танцы, но Бийя никогда не делала ничего подобного. Этот момент является зачастую основой для критики исследований Стивенсона. Да и самый первый критерий вызывает некоторые сомнения: как мы можем точно утверждать что-либо о ясновидении или телепатии? Стивенсон, впрочем, воздерживается от точного утверждения, что факт реинкарнации установлен. Он вообще избегает каких бы то ни было теоретических спекуляций, стараясь точно зафиксировать исследуемые им случаи. Но какой материал для размышлений предлагают нам его исследования!

Ян Стивенсон (1918 – 2007) родился в Монреале, учился в Сент-Эндрюсском университете в Шотландии, после начала Второй мировой войны перевелся в университет Макгилла в Монреале, где в 1943 г. получил степень по медицине. В конце 40-х работал в Нью-Йоркском госпитале, изучал психосоматику стресса и сильных эмоций. В начале 1950-х произошла его встреча с писателем О. Хаксли, состоялись эксперименты с ЛСД. Стивенсон описывал этот опыт как «мистический», «полный совершенной безмятежности» и чувства, «что я больше никогда не смогу разозлиться». С 1957 г. Ян Стивенсон – глава факультета психиатрии в медицинском колледже университета Вирджинии. В 1961 г. он провел первое полевое исследование в Шри-Ланке, спонсировал которое изобретатель ксерокса Честер Карлтон.

Привычка к чтению из-за частых болезней в детстве сыграла важную роль в жизни Стивенсона. В 17 лет он начал записывать книги, которые прочел, а к 80 годам в этом списке были 3535 книг. Путем нехитрых вычислений мы можем узнать, что Стивенсон читал, по меньшей мере, четыре книги в месяц. Вдохновляющий пример для современной молодежи!
Криптомнезия – один из видов расстройства памяти (парамнезии), выражающийся в ложных воспоминаниях; характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом. При этом исчезают различия между событиями, бывшими в действительности, и теми, о которых человек слышал, читал, или которые видел во сне; то есть забывается сам источник информации. В одних случаях вымышленные события вспоминаются как происходившие в реальности с самим больным; в других – действительно происходившие с ним события вспоминаются в качестве отчужденных. Парамнезии возникают не только при психических болезнях. У людей с живым воображением и развитым чувством собственного достоинства прежние переживания могут незаметно подвергнуться глубоким изменениям.

СЛУЧАИ КСЕНОГЛОССИИ

В практике Стивенсона встречаются случаи ксеноглоссии. Одна женщина из Пенсильвании в состоянии глубокого транса говорила на шведском языке, используя низкий тембр голоса. Она утверждала, что является Йенсеном Якоби, жившим в Швеции в XVII в. Будучи Йенсеном, женщина узнала шведский корабль XVII в. и правильно назвала его, также она узнала два вида посуды, применявшейся в Швеции для меры зерна, и другие вещи.

Ранжит из Шри-Ланки помнил, что в прошлой жизни был англичанином, и помимо привычек, свойственных скорее жителю Лондона, нежели сингальцу, очень хорошо владел английским языком. Мальчик отказывался есть острую пищу, распространенную на Востоке, предпочитая ей хлеб, намазанный толстым слоем масла, и держал кусок так, как принято в Англии. Удивительно, что мальчик использовал непривычные для его семьи слова, когда говорил по-английски. Так он использовал «soft» для перевода слова «мягко», вместо привычного «slowly».

Ксеноглоссия – феномен внезапно возникающей способности говорить на иностранных языках, в том числе на давно исчезнувших или неизвестных ранее языках и наречиях древних цивилизаций. Обычно появляется в измененных состояниях сознания, в трансе, под гипнозом, под воздействием стрессов или в результате травмы головы. Ксеноглоссия, возникшая после травм, ударов электрическим током, может сохраняться всю последующую жизнь. Эта способность появляется в случаях раздвоении личности, при так называемых путешествиях души в прошлое или воспоминаниях людей о своей прошлой жизни. Наука не может пока объяснить данный феномен, хотя некоторые ученые считают, что он относится к явлению «скрытой памяти», или криптомнезии.

ОТ ДВУХ ДО СЕМИ

Бишем Чанд из Индии, помнивший свою прошлую жизнь, очень хорошо играл на табла (барабанах). Стивенсон замечает, что ожидал услышать примитивное постукивание, а вместо этого увидел профессиональную игру, требующую длительной практики и хорошей дисциплины при обучении, которой просто не может быть у двух-трехлетнего ребенка. Эта история хорошо иллюстрирует второй критерий из предлагаемых Стивенсоном для изучения случаев реинкарнации – наличие умений, которым ребенок не обучался.

На сайте Division of Perceptual Studies – организации, основанной Стивенсоном в 1967 г. и являющейся одной из немногочисленных подобных структур на базе университетов, есть небольшая заметка о детях, помнящих свою прошлую жизнь. В ней приведены фразы, которые обычно говорят такие дети: «Ты не моя мама/папа», «У меня были другие родители», «Когда я был взрослым, у меня была жена...» Кроме того, дети рассказывают о своих необычных воспоминаниях через игру. Они могут называть игрушки именами родственников и друзей из прошлой жизни, могут представлять себя человеком другого пола, как девочка из Шри- Ланки, помнившая, что прежде она была мальчиком. Ребенок, с которым ассоциировала себя девочка, утонул в возрасте семи лет. Девочка играла в мальчишеские игры, такие как запускание воздушных змеев и крикет, любила лазать по деревьям и делала все это довольно хорошо. Другая девочка, проживавшая в Тайланде, также помнила свою прошлую жизнь в теле мальчика, интересовалась мужскими видами спорта, успешно занималась боксом. Мы не приводим имена детей, так как сам Стивенсон указывает лишь их инициалы.

Исследователь описывает множество интереснейших случаев, когда дети через игру рассказывают о своей прошлой жизни. Доктор отмечает, что в процессе игры они разрешают конфликты, которые не в состоянии решить иначе. Стивенсон ссылается на исследования других психологов, в том числе Лазаруса, Фрейда. Согласно Фрейду, игра может быть попыткой разрешить конфликтную ситуацию и уменьшить отрицательные эмоциональные последствия травмы. А такой травмой может быть насильственная смерть в прошлой жизни.

П.С., сын профессора из Бизаули, маленького города на севере Индии, в возрасте двух с половиной лет начал играть во владельца магазина, торгующего бисквитным печеньем и газировкой. Стивенсон отмечает, что в то время газированная вода почти нигде не продавалась и поставлялась непосредственно заказчикам. В Бизаули были отдельные магазины, где продавалось печенье, но не было ни одного, где делалась бы и продавалась газировка. Мальчик помнил, что в прошлой жизни был успешным бизнесменом, владевшим магазином, где производилась газированная вода. Возможно, это объясняет его игру.

Сын чернорабочего из турецкого города Аданы помнил, что являлся владельцем ночного клуба. Мальчик соорудил барную стойку, заполнил ее бутылками и назначил соседских детей на различные роли в своем «клубе». Он также поставил два стула для своих жен. В Турции многоженство было запрещено, поэтому трудно проверить, не было ли двух жен у владельца клуба, с которым ассоциировал себя ребенок.

Брат и сестра из индийской касты браминов вспоминали, что раньше они принадлежали к низшей касте и настаивали на том, что должны работать, как и в прошлой жизни, уборщицей и мойщиком белья. Родителям подобные наклонности детей доставляли много неприятностей и порядком их раздражали. Необходимо отметить, что игры, основанные на воспоминаниях о прошлой жизни, не могли быть внушены родными или кем-то из ближайшего окружения детей.

Интересно следующее наблюдение Стивенсона: свою прошлую жизнь, в основном, помнят дети в возрасте от двух до семи-восьми лет. Он отмечал, что после пяти лет в жизни ребенка появляется слишком много других вещей, о которых надо помнить, и прошлая жизнь забывается. К вопросу о собственной смерти Стивенсон относился очень просто: он говорил, что его больше всего волнует, какие родители действительно хотели бы получить в будущем такого ребенка?


Анна Неясыть