Назад в библиотеку


Новые исследования новой реальности: перспективный вектор философской рефлексии

Автор: Ю.Н. Киселева.

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості : матеріали ХХХ Міжнародної науково-практичної конференції. - Донецк: : ІПШІ "Наука і освіта", 2011. - 360 с. - С. 24-27.

Аннотация. На основании утверждения, что комплексная виртуально-физическая реальность, которая формируется сегодня, уже не может быть разделена на техническую и социальную составляющие, сделан вывод о том, что для адекватного осознания сущности этой новой социотехнической реальности нужны новые методы, подходы и даже науки. Проблема состоит в том, что социальная рефлексия в этой области по-прежнему мало пересекается с разработками ИТ-специалистов. Этот факт обуславливает мировые тенденции в исследованиях информационного пространства: инициативы по построению интегральной дисциплины для изучения современного общества.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная революция, Веб 2.0, Web 2.0, Веб-наука, Web-science, интернет, мобильное общество.

Постановка проблемы

В сегодняшнем, стремительно меняющемся в условиях «информационных революций» обществе, на первые места в рейтингах научной популярности выходят вопросы о влиянии современных информационных и коммуникационых технологий на те или иные аспекты социокультурной реальности, трнансформирующейся под их воздействием. К концу первого десятилетия ХХI века становится общепринятым тезис о том, что современное общество вступило в принципиально новую историческую эпоху. Ведущим фактором такой смены социокультурной парадигмы представители разных отраслей знания практически единогласно называют бурное развитие информационных технологий и средств коммуникации, в связи с чем формирующееся общество получает названия постиндустриального (Д. Белл), информационного (Ю. Хаяши, Д. Белл), мобильного (Я. Засурский), сетевого (М. Кастельс), общества знаний (П. Друкер), общества викиномики (Д. Тэпскотт, Э. Уильямс) и нетократии (А. Бард, Д. Зодерквист) и тому подобные.

К этому времени для многих исследователей становится очевидным, что информационные технологии, изначально рассматриваемые лишь как технологический феномен, быстро перерастают отведенную им роль, превращаясь в феномен общекультурный, и, более того, надкультурный, и становятся той надсистемой, которая детерминирует и изменяет все, без исключения, слои существования системы современного общества.

Как следствие (хотя основное внимание по-прежнему уделяется изучению сетевых технологий, языков программирования, веб дизайна и тому подобных вопросов) расширяется пространство научных дискуссий, посвященных информационным технологиям: ещё недавно ограниченные сферой технических наук, они быстро становятся предметом интереса наук социогуманитарных.

Проблема же состоит в том, что, хотя «гуманитарии» и обратили взоры в сторону информационных технологий, социальная рефлексия в этой области по-прежнему мало пересекается с разработками ИТ-специалистов. Фактически, мы по-прежнему продолжаем идти «параллельными курсами», ощупывая, подобно слепцам из притчи каждый свою часть слона.

Но та комплексная виртуально-физическая реальность, которая формируется сегодня, уже не может быть разделена на техническую и социальную составляющие. Уже неправомерно говорить о влиянии информационных технологий на ту или иную сферу социального бытия (а ведь именно так ставится вопрос в большей части научных дискуссий): речь идет о полном взаимопроникновении «реального» и «виртуального» и слиянии их в неразрывную целостность, единое онтологическое пространство современного бытия. И для адекватного осознания сущности (именно глубинной сущности, а не отдельных аспектов!) этой новой социотехнической реальности нужны новые методы, подходы и даже науки.

И в этом смысле современное информационно-коммуникационное пространство (включающее в себя и сеть Интернет, и мобильную связь, и системы геопозиционирования и RFID-индикации и прочее) как явление и как сущность практически не осмыслен современными науками. Собственно, и сами науки, способные осуществить столь комплексный метадисциплинарный анализ, на сегодняшний день находятся лишь в зачаточном состоянии. Действительно, вопреки очевидной актуальности этой тематики, на сегодняшний день специально ее изучением занимаются немногие - во всяком случае, на интегральном уровне. В  результате современное информационно-коммуникационное пространство и сегодня остается практически не концептуализированной современной наукой областью социокультурного бытия.

Современные мировые тенденции в исследованиях информационного пространства: инициативы по построению интегральной дисциплины

Впрочем, во второй половине первого десятилетия ХХІ в западное научное сообщество начинает делать первые шаги в этом направлении. Формируются новые направления научной мысли на стыке философии, социальных дисциплин и информационных технологий: от достаточно давно существующих направлений, «перепрофилированных» в соответствии с изменившимися условиями (философия информации, которая берет начало от работ А.Д. Урсула и развивается в России уже более 40 лет; информационная эпистемология (А.И. Ракитов), социальная информатика, вычислительная эпистемология (Р. Тагард, Канада) и пр.), до новейших дисциплин, появившихся уже в конце первого десятилетия ХХI века. 
В частности, в Японии, которая роботизируется быстрее, чем какая-либо другая страна, специальный институт изучения мобильного общества был создан еще в 2004 году.

Первым комплексным шагом мирового сообщества к формированию синтетической науки, занимающейся изучением Web, стала Web Science - совместная инициатива Массачусетского технологического института и Университета Саутгемптона, первоначально (в 2006 г.) получившая название Web Science Research Initiative, а с 2009 года -  Web Science Trust. По мнению ее создателей, изучение Сети не вписывается в компетенцию ни одной из существующих наук, поэтому Web Science понимается как объединение нескольких дисциплин, рассматривающих отдельные аспекты сети и совместно выстраивающих ее общую картину. В состав Web Science Trust входят несколько учебных заведений Великобритании и США, которые уже сейчас предлагают образовательные и исследовательские программы магистров и докторов в области Web Science.
В России с 2005 года функционирует исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН, которая наследует традиции Лаборатории виртуалистики, созданной в 1991 г. при Институте человека РАН и  занимается исследованием виртуальных реальностей в их философском, техническом, естественнонаучном и гуманитарном аспектах. Институт проблем информатики РАН развивает научную и учебную дисциплину «философия информатики». Еще один российский междисциплинарный проект, посвящённый комплексному изучению Интернет-реальности, - «Институт Интернета» Российского государственного гуманитарного университета - стартовал в 2010 году.

Выводы: перспективный вектор философской рефлексии

Итак, сегодня не только назрела объективная необходимость, но и осуществляются реальные действия по формированию комплексных метадисциплинарных сфер знания, целью которых является анализ и, возможно,  конструирование, интегрированного виртуально-физического пространства, в форме которого существует современное общество.
Участниками новой дисциплинарной области становятся представители самых разных наук – от технических и естественных до социальных. И здесь должна сыграть свою новую роль философия, вспомнив о своем изначальном статусе «науки наук», претендующей, в отличие от любой другой области знания, на охват предельно широкого спектра проблем и вопросов и поиск фундаментальных онтологических оснований, сущностных характеристик реальности. Но сделать это она сможет только в тесном сотрудничестве с другими, зачастую отнюдь не смежными областями знания – в первую очередь, с информационными и компьютерными науками. 

Одним из центров такого комплексного знания в Украине может стать достаточно нетрадиционный альянс специальности «философия и религиоведение» и факультета компьютерных наук и технологий Донецкого национального технического университета, объединяющий в себе оба этих вектора и образующий тем самым уникальную и исключительно актуальную для современного общества академическую структуру.