Современный философ: трикстер или хранитель традиций?Автор: Ю.Н. Киселева. Источник: Міжнародна наукова конференція "Дні науки філософського факультету - 2011":, 20-21 квіт. 2011 р.: [матеріали доповідей та виступів]. В 10 т. Т.3. - Киев: : Видавничо-поліграфічний центр "Київський університет", 2011. - 203 с. - С. 22-23.
Аннотация. Рассмотрены этапы профессионального становления молодого философа: от критицизма до умеренного конформизма, являющегося неизбежным следствием все более глубокого понимания реальности, и от стремления адресовать свои работы максимально широкой аудитории к овсе большей избирательности в выборе адресатов. В связи с этим подчеркивается актуальность вопроса о доступности и открытости философского знания. Ключевые слова: философия, конформизм, доступность знания, научные публикации.
«Когда повязка падает с глаз важно, чтобы она не закрыла рот», - говорит восточная пословица. В юности она кажется непонятной: конечно, обретя знание, человек не может не стать учителем, несущим приобретённое знание людям. Многие помнят это ощущение понимания того, «как на самом деле устроен мир», которое сопровождается желанием непременно изменить его к лучшему. Причём, если сферой научного интереса начинающего мыслителя становится не теоретическая, а практическая философия, такие проекты носят достаточно радикальный, порой даже революционный характер. Именно в этот период из-под пера начинающего философа выходят громкие фразы о свободе, переоценке традиционных ценностей, противопоставлении индивида и общества; а книги, которые он мечтает написать, должны непременно стать бестселлерами, доступными всем категориям читателей. Думается, это стремление изменить мир и донести факел знания до всех - достаточно типичная черта ранних этапов профессионального становления философа, в особенности молодого. По мере расширения знания и роста профессионализма (который в классическом философском образовании обязательно подразумевает развитие толерантности, безоценочности) недавний «революционер» неизбежно приходит к пониманию, что многие его мысли далеко не новы, а общество не столько ограничивает свободу индивида, сколько делает возможным само его существование. В результате многое из того, что недавно воспринималось как вопиющее нарушение личной свободы, осознаётся как вполне обоснованная необходимость. В секуляризированном же сознании на смену противопоставлению человека и общества приходит понимание того, что именно философы являются одними из тех людей, которые определяют облик этого общества. Ощутив себя, таким образом, причастным к своего рода интеллектуальной элите и стоящим на достаточно высокой ступени социальной лестницы, молодой мыслитель уже гораздо менее склонен что-либо менять в окружающем мире и разъяснять концепции, давно утратившие для него новизну, читателю-неспециалисту. В результате мы приходим к всё более резкому размежеванию знания, в частности, в литературе: есть книги, написанные непрофессионалами для непрофессионалов, и книги, созданные представителями научного сообщества для коллег-учёных; попытки же пересечь эти два слоя, как уже было показано, идут на убыль по мере роста профессионализма молодого философа и его самоидентификации как «учёного». Да, пожалуй, философия – и есть «красная таблетка», способная открыть дверь «Матрицы» [2]. Но она открывает эту дверь лишь принявшему её; он же, обретя сокровенное знание, часто уже не стремится повести за собой остальных. Так трикстер, радикал, бунтарь превращается в хранителя традиций, а путь познания становится не путём свободы, как ожидалось вначале, но путём всё возрастающего консерватизма. Литература1. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. // Под ред. Г.Г. Майорова. - М.: Наука, 1990. - 415 с. 2. «Матрица», х./ф. // Реж. Э. Вачовски, Л. Вачовски, 1999. |