Назад
в библиотеку
Представления об эвтаназии в
исламе
Автор:
Бардинова А.И.
Источник:
Перспектививирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації:
наукові,
філософські та
релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні
моральної
особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції
(Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ
«Наука і освіта», 2012. – 284
с.
Аннотация
Бардинова
А.И.
Представления об эвтаназии в исламеТезисы
посвящены особенностям
понимания эвтаназии и отношению к ней в мусульманской традиции.
С греческого языка
«эвтаназия» переводится как
«милосердное убийство». Речь идет о намеренном
ускорении
смерти или умерщвлении неизлечимого больного с целью прекращения его
страданий. Если понимать эвтаназию именно так, то ответ мусульманских
богословов-правоведов однозначен – это запрещено. Когда
больной
человек сам просит прекратить его жизнь – это приравнивается
к
самоубийству – одному из самых больших грехов в всех
религиях.
Если такое решение принимает врач – то это посягательство на
убийство.
Мусульмане отвергают эвтаназию,
ибо Бог никогда и никого не обрекает
беспричинно на страдания и мучения, считают они. К тому же подобное
«милосердное убийство» практически не предоставляет
обреченному человеку права выбора в принятии решения и лишает его
возможного осознания по воле Божьей истинных причин своих недугов. Для
верующих даже сама мысль о том, что кого-то можно предать смерти
вопреки привычным общественным установлениям, невообразимо ужасна.
Мусульмане убеждены в том, что
свои личные трагедии следует
переживать с любовью и стойкостью, не забывая при этом оказывать
посильную помощь больным и немощным в облегчении их страданий.
Однако не все так однозначно.
Прежде всего, различают два вида
эвтаназии – активную и пассивную. В первом случае по
отношению к
безнадежному больному, находящемуся при смерти, применяют активные меры
по ускорению смерти. Пассивная эвтаназия – это отказ от мер,
способствующих поддержанию жизни смертельно больного человека.
Активная эвтаназия запрещена
исламом однозначно. Независимо от того,
испытывает ли больной сильную боль или находится продолжительное время
в коматозном состоянии – никто не имеет права ускорить его
смерть. Что же касается пассивной формы, то ее мусульманские правоведы
допускают. Однако каждый случай должен рассматриваться отдельно, и
решение принимается квалифицированным врачом совместно с родственниками
и близкими родного.
Сегодня медицина достигла таких
высот, когда даже в очень сложных
случаях есть возможность поддерживать поддерживать жизнь пациента очень
долго. При этом больной имеет право отказаться от медицинской помощи.
Но важно понимать, что просьба о введении смертельной инъекции
–
это совсем другое.
Согласно исламскому учению,
тело, данное человеку Всевышним, не
является его собственностью, которой он может распоряжаться по своему
разумению. Тело человека – это вверенное ему Аллахом
творение, за
которое он должен отвечать перед его Творцом. В Коране говорится:
«Не убивайте самих себя! Воистину, Всевышний Всемилостив к
вам.
[Потерпите, не ослабевая и не опуская рук, Он поможет вам преодолеть
трудности и воздаст из милости Своей неописуемыми результатами в
мирском и вечном ]» (4:29).
Таким образом, можно подвести
итог, что исламские ученые запретили
любые виды эвтаназии. Если же больному со смертельной болезнью дают
спокойно умереть, естественным образом, в краткий срок – в
случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время
продлить жизнь в невыносимых условиях, то это не считается эвтаназией.
И сколько бы больной ни просил их совершить это деяние, они не должны
выполнять его просьбу или требование, поскольку убийство человека
запрещено, терпение и выносливость очень высоко ценятся и почитаются в
Исламе.