Аннотация
Таланов
В.М. Проблема смерти в экзистенциальном содержании образования
Статья посвящена проблеме сужения масштабов жизни современного
человека, вследствие его малой озабоченности проблемами жизни и смерти.
Автор акцентирует внимание на роли образования в формировании у
населения адекватного понимания жизни и смерти.
Вечные
темы
о смысле жизни, о предназначении человека и его судьбе, о добре и зле,
о жизни и смерти и многие другие все меньше и меньше занимают наше
внимание. Для размышления над ними у современного человека нет ни
физических сил, ни времени и, что особенно важно, потребности и
способности. На эти вечные темы мы еще размышляем в юности. Затем они
исчезают из поля зрения, лишь эпизодически возникая в тяжелые минуты
жизни.
Мы уходим от этих, кажущихся
нам отвлеченными, проблем
– и тем самым теряем связь времен. И, следовательно, не видим
будущее, которое стучится в дверь и не понимаем прошлого,
представляющегося хаосом событий. А потому и масштабы жизни вырождаются
до масштабов сиюминутных текущих ситуаций, радостей и трудностей. Так
незаметно появляется опасность стать временщиками на Земле. Но у
временщика своя «философия» жизни. В ее основе
лежит принцип «здесь и сейчас», который ориентирует
человека на близкие цели, простые модели, примитивные решения, грубые
представления, поверхностные чувства, неглубокие мысли. В крайних
формах эта «философия» утверждает бессмысленность
жизни, животное существование и духовную опустошенность.
Вечные темы существуют не для
того, чтобы разгадать заложенный в них
глубинный смысл, а чтобы к ним прикоснуться и сверить содержание жизни
и устремлений с подлинными универсальными ценностями бытия человека и
общества. Поэтому, когда затрагиваются вечные темы, то, кажется, само
обращение к ним важнее, чем возможные концепции, взгляды,
представления, рекомендации и советы.
Образование должно будить в
людях потребность в обращении и соотнесении
своей жизни с этими вечными темами. Важно, чтобы
«…людям становилось душно, тоскливо и горько в
пыли их земной жизни, в бессмысленном хаосе их чисто субъективных
мелочей» [1]. Опустошение жизни от высших ценностей, на
которые и акцентируют наше внимание размышления над вечными темами,
неизбежно ведет к деградации человека, моральному нигилизму, оскуднению
его души, психическими болезнями, разрушению естественного иммунитета,
утрате состояния благоговения перед жизнью. Современный человек не
испытывает священного трепета перед гармонией Вселенной, масштабом,
сложностью, красотой мезо-, макро- и микромира. Он не ощущает
«встроенности» своей жизни в мировое целое, в
глобальный эволюционный процесс. Одним из художественных образов такой
опустошенной души современного человека, как мне представляется,
является беспорядок из геометрических фигур, символизирующих
бессвязность жизни и ее утерянные смыслы, изображенный на картине
П.Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара». Не эти ли
взволнованные мысли, но намного раньше, выразил Леонардо на рисунке
«Хаос»?
Одна из вечных тем –
тема Жизни и Смерти. Она связана с
самыми глубокими переживаниями человека. Лукреций, например, считал,
что страх смерти и страх того неизвестного состояния, которое наступит
после смерти, - это главная и единственная причина живущего в человеке
беспокойства [2, 276]. По З.Фрейду основополагающими силами в
психических процессах человека являются инстинкты любви (Эроса) и
смерти (Танатоса). Н.А.Бердяев считал смерть одним из врожденных
трагизмов жизни.
Все культуры не только уделяли
теме Жизни и Смерти огромное внимание,
но и развивались, разрабатывая эту проблему.
Проблему Жизни и Смерти человек
пытался разрешить всеми возможными
способами – путями религиозного творчества, мистических
наитий и теологических построений. Однако общего содержательного
решения религиозное сознание не дало. Своим художественным творчеством
– в ошеломляющем многообразии произведений зодчества, ваяния,
живописи, музыки не удалось найти единого решения загадки Жизни и
смерти. Более чем двухтысячелетние искания философской мысли,
запутавшейся в крайностях материализма и идеализма, также не привели к
единому ответу. Наука, несмотря на выдающиеся успехи, относящиеся к
отдельным проявлениям Жизни, все еще находится в состоянии поиска путей
к разрешению этой великой и волнующей тайны. Поиски религии, искусства,
философии, науки не прерываются и не ослабевают. Степень
разработанности проблемы Жизни и Смерти и определяет зрелость культуры
и образования.
В содержании современного
образования экзистенциальной проблематики
вообще нет (возможно, исключением являются психологическое и частично
философское образование). Не в этом ли одна из фундаментальных причин
кризиса человека, общества и западной цивилизации?
Три взаимосвязанных аспекта
темы Жизни и Смерти, по моему мнению,
особенно важны сегодня в экзистенциальном содержании
образования.
1. Воспитание культуры
благоговения перед Жизнью.
Все живое наделено волей к
Жизни Знаменитые слова из песни «Я
люблю тебя, жизнь» афористично отражают эту глубочайшую
основополагающую потребность всего живого — жить. У неживого
вещества потребности нет по определению. Все остальные потребности,
похоже, являются производными от этой фундаментальной потребности. Всем
им — питанию, сну, общению, любознательности, удовольствиям и
т.д. — образование должно уделять внимание, формируя и
придавая им культурные формы.
Идейной основой воспитания
культуры благоговения перед Жизнью мог бы
быть принцип священности жизни, отражающий приоритет ценности жизни в
иерархии всех реально существующих и мыслимых ценностей: «Для
человечества ничего не должно быть более важного, более значительного,
более дорогого, более почитаемого, более любовно хранимого, более
нерушимого, чем живое, чем Жизнь» [3-5]. И начинаться такое
воспитание должно с уяснения уникальности феномена Жизни, места и роли
человека в универсуме, в истории и судьбе живого вещества и Жизни.
Творческое наследие В.И Вернадского в таком воспитании должно играть
основополагающую роль.
2 Воспитание культуры
мужественного одиночества перед лицом Смерти.
Ученые открыли, что смерть
запрограммирована природой в каждом человеке
и потому рано или поздно приходит конец жизни каждого из нас. У
некоторых форм живого продолжительность жизни значительно больше, чем
продолжительность жизни человека. Например, бактерии могут жить как
угодно долго в условиях лаборатории, растение бамбук, размножающееся
вегетативным путем, практически бессмертно. Гигантские черепахи гибнут
от голода, так как их мышцы не выдерживают тяжести панциря, и ж не
могут двигаться. У них нет, как считают ученые, процесса старения.
Гигантский гренландский кит не стареет и живет более двух
веков.
Н. Ф. Федоров считал, что
смерть противоестественна природе человека и
возникает у него в процессе эволюции как приспособительная реакция для
совершенствования сознания. Вряд ли можно согласиться с этим мнением.
Но психологически любой человек все же испытывает потребность в
бесконечной жизни. Он гонит прочь от себя мысль о смерти. В.И
Вернадский свои ощущения о неизбежности смерти описал так:
«…перестану существовать и не будет ничего. Не
знаю, страшно ли такое ощущение, оно больше страшно, и смерть кажется
страшной только тогда, когда приноравливаешь бездеятельность и
прекращение к ныне существующей живой личности, для нас смерть кажется
чем-то страшным, но так как после смерти ее не будет, то и страх смерти
для нее существовать не должен.. Не признавая ни души, ни загробной
жизни, я не вижу, чтобы тут происходило какое-нибудь лишение. . . все
заключается в этой жизни, а не в одной или сотне других, якобы
следующих за нею...» (6, 46-47). Даже тогда, когда жить
становится невыносимо, человек все равно цепляется за жизнь и борется
за нее из последних сил. Именно на этом понятном чувстве основывается
ложь всех религий о загробной жизни: нет никакой жизни после смерти,
нет ни ада, ни рая... Прав был Монтень — презрение к земной
жизни заложено в религии.
Однако, стоит ли жить, если
жизнь конечна? А.Харрингтон писал:
«Жизнь — это болезнь с очень плохим
диагнозом» (цит. по: 17, 4]). Один из персонажей рассказа
А.П.Чехова “Ночь на кладбище" думал, что «Жизнь
— это канитель, пустое бесцветное прозябание...
мираж» [8. 190]. Смерть – это, конечно, трагедия.
Но это не конец Жизни как таковой. Это не конец, потому что человек
оказался сопричастен продолжению рода человеческого. В эпоху
Возрождения была выдвинута концепция «героического
энтузиазма» — смертный человек причастен к
бессмертию человечества посредством передачи его знаний и опыта
последующим поколениям. При этом краткость жизни — призыв к
действию, "полному гордости и упоения». Смерти не в силах
справится с великой рекой Жизни — Жизнь в космическом
измерении вечна. Это показал, обобщая известный научный материал,
В.И.Вернадский. Он сформулировал принцип вечности жизни:
«Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за
единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить,
что начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку
не было начала этого Космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен
Космос, и передавалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и
сотен миллионов лет, протекших от архейской эры и до наших дней, верно
и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории
Земли. Верно и для всей Вселенной» [9. 102]. Смерти не
остановить вечное течение Жизни. Вспомним Б.Пастернака:
Но в полночь смолкнут тварь и
плоть.
Заслышав дух весенний.
Что только-только распогодь.
Смерть можно будет побороть Усильем
Воскресенья.
И хотя все эти мысли понятны,
но все же... По-прежнему остается трудным
и, возможно, неразрешимым для образования вопрос: «Можно ли
человека научить не бояться смерти и рационально осмысливать
неизбежность конца жизни?»
3. Воспитание культуры
ответственности.
Любое практическое действие
продуктивно лишь в том случае, если оно
совершается с оглядкой на вечное, делается, как говорится,
«на века». В книге известного историка и философа
науки Б.Г.Кузнецова “Встречи'' приведен один поучительный
эпизод, характеризующий В.И.Вернадского. Однажды бывший президент
Академии Наук СССР ВЛ.Комаров, зная о частых встречах Б.Г.Кузнецова с
Владимиром Ивановичем, попросил передать ему одну просьбу. Речь шла о
предложении занять какой-то дополнительный пост в Академии Наук.
«Вы знаете, - ответил Вернадский, - я предпочитаю отказаться
ввиду страха смерти (выделено мной. Т. В). Но не в обычном смысле, а в
смысле боязни не успеть в течение оставшейся жизни сделать то, что уже
задумано». «А в каком возрасте должна появиться
такая боязнь?» - спросил автор книги. «Чем раньше,
тем лучше, хорошо бы до тридцати лет, но главное - сохранить ее до
смерти» [10].
В.И.Всрнадский следовал заветам
римских философов-стоиков, которые
сформулировали принцип, каждый человек должен жить, думая о смерти
(«Думай о смерти»). Этот принцип не означает
неврастеническую дрожь перед роковой неизбежностью смерти. Он
акцентирует наше внимание на том, что каждое свое действие человек
должен совершать так, как будто это последнее действие в его жизни.
Важные практические следствия для образования вытекают из этого
принципа:
а. Необходимо учиться строить
свои отношения с людьми, обществом,
государством на фундаменте высоких духовных устремлений, а не на основе
мелкого, суетного, условного, узко прагматичного.
б. Не борьба со страстями
должна занимать внимание человека, а радость
любви и труда, непрерывное самосовершенствование, напряженная
повседневная работа.
На этих идеях, по-прежнему
актуальных и значимых, может воспитываться
личная ответственность человека за свою судьбу, судьбу близких и
родины.
Литература:
1. Ильин И. А. Путь к
очевидности. - М.: Республика, 1993. - 431с.
2. Тойнби А. Дж. Цивилизация
перед судом истории. - М:
«Прогресс» - «Культура», 1996.
- 480с.
3. Таланов В.М. Священность
живого (В поисках принципов нового
миропонимания ). - Новочеркасск: Набла, 1998. - 44с.
4. Таланов В.М. Принцип
священности жизни и экологическое образование
// Ноосфера. Збірник філософських праць. – Донецьк:
ДонНГТУ.-2003. - С.179-183.
5. Таланов В.М. Рай и ад
виртуального мира \\ Новое в искусственном
интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. - М.: ИнтелЛЛ,
2005. - С.173-176.
6. Страницы автобиографии В.И.
Вернадского. – М.: Наука, 1981
7. Карпов М.М. Размышления о
жизни и смерти. –
Ростов-на-Дону: ООО «РОстиздат», 2005.-72с.
8. Чехов А.П. Собрание
сочинений в 12-ти томах. – Т.4. - 1985.
9. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Сов.Россия,
1989. - 704с.
10. Кузнецов Б.Г. Встречи. – М.: Наука, 1984. - 96с.