Назад
в библиотеку
Эвтаназия как проблема современной биоэтики
Автор:
Кучинская Л.С.
Источник:
Перспективи
вирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові,
філософські та релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у
формуванні моральної особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної
науково-практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року).
– Донецьк: ІПІШІ „Наука і освіта”, 2012.
– 284 с.
Аннотация
Кучинская Л.С. -
Эвтаназия как проблема современной биоэтики. Тезисы
посвящены проблеме эвтаназии в современном общественном мнении.
Раскрывается понятие биоэтики как отрасли знания, интересующейся
вопросом эвтаназии.
Биоэтика, как исследовательское направление
междисциплинарного характера, сформировалась в конце 60-х –
начале 70-х гг. XX века. Термин «биоэтика» был предложен
В.Р. Поттером в 1969 г. Биоэтика представляет собой важное направление
философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с
процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в
частности. Оно обусловлено, прежде всего, усиливающимся вниманием
общественности к правам человека и созданием новых медицинских
технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих
юридического и морального регулирования.
Что же касается эвтаназии, то она превратилась в
актуальную проблему не только для медицины, но и для всей современной
культуры, показателем чего является тот факт, что на протяжении
последних лет эвтаназия неизменно занимает в массовом сознании одно из
первых мест. Современная культура становится все более
медикализированной. Воздействие на природное начало в человеке
оказывается все более изощренным, но при этом и более агрессивным, а
последствия – все более рискованными и опасными, что закономерно
ставит вопрос о «разметке» границы между допустимым и
недопустимым.
Традиционные религии отвечают на вызовы и угрозы
современного мира в зависимости от вероучительных основ и по отношению
к эвтаназии не проявляют единодушия. Несмотря на это, официальная
позиция религиозных организаций в отношении к эвтаназии носит
отрицательный характер. Дж. Шовальтер по этому поводу писал, что
религиозная оппозиция по отношению ко всем формам эвтаназии основана на
вере в божественную природу страдания или «в исключительное право
бога определять предел человеческой жизни».
Целый ряд проблем в биоэтике носит сугубо
философский характер осмысления» что значит быть человеком? Что
такое жизнь? Какова достойная смерть? Именно поэтому в философском
знании большое место уделяется не только этике, но и медицинской этике
в частности. Главная идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие
ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов
– человек все еще является частью природы, ему необходима чистая
окружающая среда. Именно вопрос о том, нужна эвтаназия или нет,
остается открытым. Ответ на этот вопрос будет лишь тогда, когда наука
полностью познает человека и ответит на вопросы «Что такое
жизнь?» и «Что такое смерть?».
Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся
по-разному; общественное мнение расколото. В случае полной легализации
эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как
умерщвление невинного) есть безусловное зло. С другой стороны, жить,
чтобы страдать тоже не выход. Не все жизненные ситуации измеряются
нашими теоретическими, религиозными или мировоззренческими убеждениями,
а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относится
к ней иначе, чем те, кто привык говорить о проблеме эвтаназии, не до
конца понимая, что смерть, иногда наилучший выход в диагнозе с
неизлечимым заболеванием.