Назад
в библиотеку
О ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ
ИМПЕРАТИВОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ
Автор:
Емельянова А.В.
Источник:
Творча
спадщина В.І.Вернадського та проблеми формування сучасної екологічної
свідомості
(Вернадські читання): Доповіді і повідомлення 5-ї Міжнародної наукової
конференції 26-27 квітні 2007 р. У м.Донецьку / Під ред. Р.О.Додонова.
–
Донецьк, 2007. - С.159 - 161.
Аннотация
Емельянова
А.В. О значимости моральных императивов в преодолении экологической
катастрофы.
Статья посвящена проблеме снижения нравственности в современном мире, и
в Украине в частности. Исследование призвано показать, с чем это
связано и к каким результатам ведет.
Какому бы остракизму не
подвергали философию бывшие и нынешние её критики, а она была и есть
духовной квинтэссенцией эпохи, живой душой культуры и её вечные
проблемы всегда актуальны для человечества в их новых измерениях. К
числу этих проблем относится проблема взаимоотношения человека и
природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории
приобрела трагическое звучание, так как человечество находится на грани
самоуничтожения.
Человеческое общество в своей
массе чрезвычайно бездумно,
безответственно и близоруко смотрит на свои перспективы дальнейшего
существования, люди живут настоящим. Они не осознают смертельных угроз,
возникших в результате преобладания стихийных, варварских отношений с
природной средой своего обитания, основанном на потребительских,
эгоистических ценностях. Принцип “после меня, хоть
потоп” остается преобладающим в человеческой деятельности,
более того, его воздействие усиливается.
Современная ситуация
парадоксальная: с одной стороны, об
экологических
угрозах человеческой цивилизации не говорит только ленивый. Это стало
общим местом в наших теоретических спорах и рассуждениях. С другой -
все эти дискуссии, теоретический анализ оказывают незначительное
воздействие на реальную жизнь людей, особенно в нашем обществе.
Важнейшей причиной такого катастрофического разрыва есть низкая
моральная культура огромного числа наших людей на всех уровнях
социальной лестницы. Повседневная моральная практика характеризуется
грубостью, унижением человеческого достоинства, агрессивностью и
насилием. Поведение людей и их поступки направляются зачастую их
инстинктивной, эмоционально-чувственной сферой, а не
рационально-волевой. Такой же агрессивный, насильственный эгоцентризм
переносится и на природный мир, при этом совершенно отсутствует
понимание как самоценности природы, так и кровной зависимости человека
от состояния природной среды, понимание природы как материнского лона
человека, живительными соками которого он только и может питаться как
телесное и духовное существо. Реалии нашей жизни таковы, что и в
государственной политике в сфере экологии преобладает формализм. Люди
облаченные властью, в силу своей аморальности идут на сделки с совестью
в деле сохранения здоровой природной среды. Большие деньги затмевают не
только разум, но и заставляют забыть о важнейших императивах
общественной морали, которая устами представителей универсалистской
этики говорит о самоценности всех проявлений жизни на Земле, а также
самой планеты Земля как целостной, живой самоорганизируется системы,
которая отвечает определенным образом (наводнения, тайфуны, засухи,
смерчи и т.д.) на человеческое насилие.
Представляется, что в учении
В.И.Вернадского о
«ноосфере» часто делается акцент на переходе
биосферы в ноосферу путем постепенного её освоения человеком. Но даже
если говорят о разумной целенаправленности развития биосферы в
интересах человека, не подчеркивается второй самый главный момент, а
именно, что сам человек должен с необходимостью качественно развиваться
и совершенствоваться как духовное, моральное существо. Напористый
агрессивный активизм по отношению к природе, рожденный и воспетый в
глубинах европейской цивилизации, желание направить развитие биосферы в
интересах человека, в границах своего понимания, оказался узким,
ограниченным и несостоятельным. Это связано с сохраняющейся
качественной характеристикой человека как существа разумного, но
эгоиста, игнорирующего самоценность природного мира и, в конечном
счете, не осознающего трагических последствий для него самого этого
игнорирования.
Благодаря переходу к
цивилизации, хотя бы к элементарным
надбиологическим программам деятельности, возникло определенное
сдерживание напора чисто биологических механизмов расхитительского
потребления природных даров Но все дело в том, что человеку более
удобно, «естественнее» пользоваться своими
биологическими регулятивами в отношениях с природой, не напрягая себя
моральным императивом «не навреди». Поэтому
определяющим в отношениях человека с природой было и есть насилие и
абсолютное пренебрежение последствиями такого насилия.
Безусловно, важно выработать
принципы экологической
цивилизованности,
но они будут оставаться пустым звуком, если не будет массового
соблюдения этих принципов систематически и повсеместно. Но как возможно
этого достичь, если среди человеческих индивидов и общностей никак не
могут укрепиться моральные регуляторы их отношений. Если для некоторых
сообществ и стран это удастся лучше, и мы их называем цивилизованными
странами, то для других это только лишь далекая перспектива. Например,
немецкие ученые (Клаус Михаэль и др.) разработали идеи о том, что они
создают природное государство, воспринимающее природу как центр
универсума. Задача государства - сформировать природно-социальный общий
мир и соответствующий термин присутствует в немецком законодательстве,
поэтому государство несет ответственность за реализацию этой
задачи.
В Украине прямо противоположна
ситуация и можно полностью
согласиться с
утверждением, что у нас происходит экоцид. Историко-культурные,
заповедные, оздоровительные земли самовольно захватываются субъектами
предпринимательства и используются в своих хищнических, эгоистических
целях. Суды же. где господствует взяточничество, их полностью
оправдывает. У государственной службы заповедного дела нет единой
системы действенного контроля за сохранением природных заповедников и
национальных парков. Украина даже не приняла закон о дикой природе, как
это сделано в большинстве цивилизованных стран. Грубо попирается
существующее природоохранное – законодательство. Даже наша
столица - Киев потерял статус одного из самых зеленых и экологически
благополучных городов Европы.
Если мы не будем активно
бороться с экоцидом, не сохраним наши леса,
реки, землю, растительный и животный мир, мы не сможем сохранить основы
нашей национальной идентичности, нашу страну и нашу жизнь.
Многочисленные исторические
примеры и современность подтверждают тот
факт, что моральное сознание очень быстро может деградировать, что
влечет, в свою очередь, за собой духовное одичание людей, приводящее к
возврату или же к преобладанию стихийно-инстинктивных, грубых и
насильственных
механизмов регулирования взаимоотношения человека с природой. Можно с
уверенностью сказать, что духовно - моральное одичание людей как
составная «антропологической катастрофы» есть
основой или даже причиной катастрофы экологической. Мы должны учиться и
построить сочувствующее общество, как можно быстрее пройти путь дикого
капитализма и дикого бизнеса, преодолевая свое отставание от
цивилизованных стран и быть откровенно правдивыми относительно своих
позитивов и негативов.
Первостепенно важным есть
настойчивое укоренение в сознании, в
образе
жизни наших людей идеи ответственности за свои
разрушительно-насильственные действия по отношению к природе. С другой
стороны, необходим механизм контроля и неотвратимого наказания
конкретных лиц, групп, учреждений за их эгоистические, хищнические
действия в отношении к природе. Поэтому главные усилия должны быть
сосредоточены в гуманитарной сфере в перестройке общества, изменении
палитры потребностей и др., а также в сфере моральной практики и
сознания. Без качественного изменения мировоззрения людей и моральной
составляющей как его важнейшего компонента, изменить образ жизни людей,
который бы основывался на экологических императивах представляется
невозможным.