Вернуться в библиотеку
Символ: происхождение и значение для различных культур и религий
Автор: Малёваный Е. Ф., Плотников Д. Ю.
Источник: Конференция по философии ДонНТУ - 2010
Человеческая жизнь со всех сторон окружена символами. Иногда мы даже не задумываемся, какой смысл скрыт под тем или иным знаком, словом, обрядом. Целью данной работы является анализ религии как символической системы. Задачи работы: изучить основные виды символов и выяснить, какое значение они имеют для различных культур и религий.
Символ – это особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. По словам Гёте, все можно считать только символом, за которым скрыто еще нечто другое. Существуют следующие основные виды символов: природного происхождения (человек, природные объекты и явления, царство флоры, мир фауны, фантастические существа) и универсальные (геометрические фигуры, цвета, числа, предметы, архитектурные сооружения, смерть).
Особое значение символы приобретают в религии. Следует отметить, что современные теории религии видят в ней, прежде всего, символическую модель, которая формирует человеческий опыт – как познавательный (когнитивный), так и эмоциональный.
В сложных системах при взаимообмене информацией символы, как правило, выполняют функции посредников. К их числу можно отнести: на самом общем уровне системы действия – язык; во взаимообмене между организмом и личностью – удовольствие; между культурой и социальной системой – деньги, власть, влияние, ценностные приверженности.
Символы играют большую роль в человеческом мышлении и поведении. В религии они незаменимы, поскольку представляют то, что не может быть представлено иными путями. Особенность религиозных символов заключается в том, что они связаны с чем-то священным, сакральным, отличным от повседневной, профанной жизни. На латыни слово «сакер» имеет двойственное значение: «освященный» и «проклятый». В обоих случаях так характеризуемый объект отличен от повседневного за нечто а-нормальное.
На основе изучения религиозной жизни полинезийцев было выявлено понятие «мана», которое является центральным в их религии и символизирует некую исключительную, необычную силу. Это не физическая по своей природе сила. Она может действовать во всем, но отличается от обычных природных и человеческих сил, хотя некоторые люди могут овладевать и управлять ею. С этим понятием тесно связано еще одно – «табу». Табу – устанавливает ограничения в поведении, обычно касающиеся объектов, в которых действует мана.
Во многих религиях центральное место занимает не верование, а мифы и ритуалы, которые являются формой социально санкционированного символического поведения. Ритуал всегда связан с убеждением в его глубинном ценностном смысле. Мифы обретают зримые черты в ритуале, хотя последний может совершаться без ясного осознания заложенного в них значения.
Опорные элементы религиозно-символической системы – ритуалы и мифы, на основе которых в религии получают развитие концепции общего порядка бытия – мировоззрение, и общепринятые установки и мотивации, ценности и нормы – религиозный этос.
В культуре многих народов и в различных религиях особое значение имеют символы природного происхождения. К ним относятся: человек, природные объекты и явления, царство флоры, мир фауны, фантастические существа. Остановимся на анализе некоторых из них.
В суровую эпоху Средневековья представителей привилегированной касты профессиональных тяжеловооруженных конных латников, духовно объединенных моральным кодексом чести, называли рыцарями. Хотя далеко не все из них следовали правилам этого кодекса, образ рыцаря был со временем опоэтизирован и вознесен на пьедестал истории как нравственный идеал воина. Он был отражен в символике многих европейских культур. Достаточно вспомнить Ланселота Озерного (британская), лучшего из рыцарей Круглого Стола, неистового и отважного Роланда (французская), богатыря Русской земли Илья Муромца (славянская).
В символике многих культур встречаются части человеческого тела, такие как голова, сердце, глаз, рука, череп и другие. Голова – наиважнейший, «главный» орган человека, место сосредоточения его жизненной энергии и силы. Она олицетворяет мудрость, разум, духовность, контроль и управление. Ее роль в символике трудно переоценить. На протяжении всего времени существования государств головы руководителей отчеканивались на монетах, а позже печатались на бумажных деньгах. Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов. В религии многих народов Европы, Азии и Африки символическое значение черепа тесно связывалось со строительной жертвой.
Природные объекты и явления на заре развития культур символизировали нечто сверхъестественное, божественное. Позже значение символики расширилось. К примеру, в христианстве пятиконечная звезда характеризует пять ран Христа. При коммунизме в СССР она была наиболее распространенным видом награды.
Флора и фауна – важная часть природы и неотъемлемая составляющая существования человека. Символы деревьев, листьев, цветов, животных встречаются во многих культурах мира. Исключительно сакральными символами являются фантастические существа, такие как ангел, мифические животные и птицы.
Не последнее место в сложной системе символов отводится так называемым универсальным символам. К ним относятся геометрические фигуры, цвета, числа, предметы, архитектурные сооружения, смерть.
Наиболее распространенным символом является крест, который встречается во многих культурах и имеет разнообразные формы. Символ креста находит свое отражение как в сакральном (распятие Христа) так и в профанном (военные ордены, награды) мире. Символическое значение креста у разных народов различное. В Передней Азии крест был символом счастья; в Вавилонии – знаком четырех фаз Луны; в доколумбовой Америке – символом жизни и плодородия, а в Аркадии – напротив, знаком смерти, изображавшимся на могилах. В Китае крест, помещенный внутри квадрата, - символ земли и стабильности. С возникновением христианства крест получил совершенно новый смысл – постепенно он стал главным символом этой мировой религии, обозначающим искупительную жертву Христа, а также священным знаком вечной жизни и избавления от страданий.
Свастика является одним из самых значительных и могущественных символов древнего человечества. Судьба ее трагична: сначала свастику незаслуженно предали забвению, а затем и вовсе дискредитировали и опорочили. Граммированный крест, или свастика, имел богатейшее символическое значение и почитался многими народами древности. Свастика служила солнечным, галактическим и даже вселенским знаком. Она отражала движение космической материи и энергии. Желая акцентировать значение свастики как символа совершенства, вечности и космической гармонии, ее часто помещали внутри круга, треугольника или ромба.
Также распространенными являются другие геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Достаточно вспомнить китайский религиозный символ «инь-ян», который отражает дуалистическую модель мира.
Великие мудрецы древности были глубоко убеждены в важнейшем предназначении божественных чисел, выражающих универсальные законы времени и пространства. Они верили в то, что числа – первооснова мироздания, и боги управляют вселенной с их помощью. Во многих религиях числа приобрели свой особый, сакральный смысл. Три шестерки - число зверя, общепринятый символ дьявола и знак Антихриста. В противоположность числу зверя три восьмерки были провозглашены числом Мессии.
Богатой символикой в религиозной и повседневной жизни обладают цвета. Цвет является одним из самых содержательных и гибких символов. У каждого цвета существует множество значений, и довольно часто они меняются. Зеленый цвет в мировых религиях необыкновенно популярен. В исламе он является символом веры, в буддизме – жизни, молодости и возрождения, в христианстве – Троицы, Святого Грааля. В ходе развития искусства он стал символизировать неопытного юношу, в наше время – защитников природы.
Особым символом в религии является смерть. Если для атеистов смерть – полный распад личности и абсолютное небытие, то для верующих она – лишь переход в другое состояние, дверь в потусторонний мир, иное бытие. Самое страшное в смерти то, что она начисто лишена собственного облика, но у нее есть очень много символов: бренные человеческие останки, скорбные предметы (гроб, венок, могила), некоторые породы деревьев, цвета и даже абстрактные числа.
В ходе развития человечества символы принимают все больше и больше значений за счет развития разных культур и религий. Сегодня определенный символ может олицетворять мир и дружбу, а через несколько лет быть опороченным или вовсе вычеркнутым из культуры какого-либо народа. Стоит заметить, что для разных религий один и тот же символ может иметь совершенно противоположные значения.
Литература
1. Гараджа В. И. – Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей – М.: Аспект Пресс, 1996. – 239 с.
2. Вовк О. В. – Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 2006. – 528 с.
3. http://www.ta1.ru/home/?id=217 – культовая символика разных стран мира.