Назад в библиотеку

Шариат

Автор: Albert  Hourani
Источник: A history of the Arab peoples., pages 65-69 

Автор перевода: Матычак О.В.

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения вероучения и культовой практики ислама.

Кроме как косвенно, Коран не содержит в себе систему доктрин, но он действительно говорит людям, что Бог хочет, чтобы они делали.  Это прежде всего откровение Его воли: то, что люди должны делать, чтобы угодить Ему, и как они будут судить в последний день. Он содержит несколько специальных команд, например, в отношении брака и разделе имущества мусульман после смерти, но они ограничены, и по большей части Воля Бога выражается в терминах общих принципов. Команды и принципы касаются и способов, которыми люди должны поклоняться Богу и те, в которых они должны поступать в отношении друг друга, но в некоторой степени это искусственное разделение, для богослужений есть социальный аспект, и акты справедливости и благотворительности Кроме того, в некотором смысле направлено к Богу.
    Отражение на Коране и практика раннего сообщество вскоре производится общее согласие в отношении некоторых основных обязанностей мусульманина, так называемых "столпов ислама". В их числе устные показания что "нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Бога". Во-вторых, был ритуал молитвы, с определенными формами слова повторяются определенное количество раз с особой позы тела, они должны проходить пять раз в день. Другие "столпов" было предоставление определенной доли своих доходов для указанных видов работ благотворительной или общественной пользы, строгий пост от рассвета до заката, на протяжении целого месяца в году, что Рамадан, который заканчивается в фестивале , и хадж, паломничество в Мекку, в определенное время года, с участием ряда ритуальных действий, а также заканчивается в праздник, отмечаемый по всей общины. Для этих конкретных действий был также добавлен общий запрет стремиться на пути к Богу (джихад), которая может иметь широкий смысл, или более точно одно: бороться с тем чтобы расширить пределы ислама.
    С самого начала, однако, больше, чем было необходимо договориться о существенных актов поклонения. С одной стороны, были те, кто взял Коран серьезно и считает, что в нем косвенно заповедей для всей жизни, так как все человеческие поступки имеют значение в глазах Бога, и все будет учитываться в день Суда. С другой было правителя и его заместителей, необходимости принимать решения по целому ряду проблем, и как их собственные убеждения и условия, в которых они оправдывали свои правила приведет их к решениям, которые, по крайней мере не было бы в противоречит тому, что Коран был означать или подразумевать.
В период первых халифов Омейядов и, таким образом, два процесса имели место. Правитель, его правители и специальные депутатов, qadis, вершили правосудие и решил споры, принимая во внимание существующие обычаи и законы различных регионах. В то же время, серьезные и заинтересованные мусульмане попытались объединить все человеческие поступки по мнению их религии, разработать идеальную систему человеческого поведения. При этом они должны были принять во внимание слова Корана и их интерпретации, а также передаются воспоминания о сообществе: как пророк должен был поступить (его привычное поведение или Сунны, все чаще записываются в традициях »или хадисы), как в начале халифов приняты решения, что накопленная мудрость общины считается правильно действовать (сунна общины).
    Эти два процесса не были полностью отличаются друг от друга.Халифа, правитель или кади несомненно будет изменять существующие обычаи в свете развития идей о том, что ислам требует, ученые будут вносить в их идеальной системой что-то взято из унаследовал обычаи своих общин. На ранних стадиях, однако, они в целом осталось отдельно. В каждом процессе, кроме того, существуют различные тенденции. Учитывая то, каким образом империя была создана и управляется, обычаи и правила различных регионов должно быть сильно отличаются. Ученые в свою очередь были разбросаны по разным городам, Мекка и Медина, Куфа и Басра, а также городов Сирии, и каждый из них имеет свой собственный образ мышления, отражающая его передаются воспоминания, а также потребности и практики в регионе, и кристаллизовались в местный консенсус {иджма ').
    С приходом Аббасидов в середине второго исламского столетия (восьмой век нашей эры) ситуация изменилась. Создание централизованного государства, бюрократически исключено, сделал это необходимо для достижения согласиться ¬ эксперимента по пути споры должны быть урегулированы и общество регулируется, а иск Аббасидов на религиозное оправдание для своего правления сделал очень важно, чтобы все, что было согласованы следует рассматривать основывается на учении ислама. Таким образом, эти два процесса приблизились друг к другу.Кади стал, по крайней мере теоретически, судьи независимы от исполнительной власти и принятия решений в свете учения религии.Поэтому необходимо некоторое общее соглашение о практических последствиях ислам стал больше. В Коране, практика или Сунной Пророка, воплощенные в хадисах, мнение группы ученых, развивается практика или сунной местных сообществ: все это были важные ¬ важные, но до сих пор не было достигнуто согласия по поводу отношений между им. Ученые провели различные мнения: Абу Ханифа {с. 699-767), больший упор делается на мнения достигли отдельные рассуждения, Малик (ок. 715-95) на практике Мадина, хотя он также признал обоснованность аргументации с учетом интересов общества.
    Решающий шаг в определении отношений между различными базами для юридических решений было принято аль-Шафии (767-820). В Коране, он утверждал, был буквально слово Божие: оно выражает волю Бога в форме как общие принципы и конкретные заповеди в отношении некоторых вопросов (молитва, милостыня, пост, паломничество, запрет взрослого ¬ Ery , из пить вино и есть свинину). Не менее важно, однако, практика и сунна Пророка, как это было записано в хадисах, это был больший вес, чем совокупное практики общин. Сунна Пророка было ярким проявлением Божьей воли, а ее статус был подтвержден на стихи из Корана: ". О вы, которые уверовали, повиноваться Богу и Его Посланнику '2 дела и слова Пророка вытащил последствия общие положения Корана, а также дал рекомендации по вопросам, по которым в Коране молчал.
    По словам Шафии, Коран и сунна были одинаково непогрешимым. Сунна не могли отменить Коран, но не менее Коран не мог отменить сунна. Они не могли противоречить друг другу, кажущиеся противоречия могут быть согласованы, иначе позже стих из  Корана или высказывание Пророка можно считать отмену ранний Однако ясно может быть выражением воли Бога в Коране или Сунне, не было бы оставаться вопросы, касающиеся толкования или применения принципов к новым ситуациям. По пути думал, озвученные Шафи'и, единственный способ избежать ошибки были для простых мусульман оставить его для тех, узнал в религии, чтобы использовать свой разум для того, чтобы объяснить, что содержащиеся в Коране и хадисах, и сделать так в жесткие рамки. Кон ¬ фасадом с новой ситуацией, те, кто квалифицирован, чтобы осуществлять свои причины должно осуществляться по аналогии {кийас): они должны попытаться найти какой-то элемент в ситуацию, которая была похожа, в соответствующим образом, чтобы элемент в ситуацию на которых правящая уже существует. Такой дисциплинированной осуществление причина была известна как иджтихад, и обоснование его можно найти в одном из хадисов: «ученый являются наследниками пророков '3 Когда было достигнуто общее согласие в результате осуществления такой причине. затем этот консенсус (ijrna) будет рассматриваться как имеющие статус некоторых и неоспоримая истина.
    Шафии заявил сам этот принцип в самом широком виде: как только общество в целом пришли к согласию в вопросе, вопрос был закрыт навсегда, согласно хадису, "в обществе в целом нет ошибки, касающиеся смысл Корана, сунны и аналогии. Позже мыслители, однако, в том числе тех, кто считал Шафии, как их хозяин, сформулировал принцип, а по-другому: действительно только ijrna было то, что ученых, те, компетентный осуществлять иджтихад, в определенный период.
Чтобы эти принципы интерпретации своего рода придатком была добавлена Шафии, и общепринятые: те, кто интерпретировать Коран и сунна не могли сделать это без адекватного знания арабского языка. Шафии цитирует отрывки из Корана, в котором говорится о том, что оно было открыто по-арабски: "Мы низвели тебе Коран арабский ... в 0,4 ясно арабском языке "Каждый мусульманин, по мнению Шафии, должен изучать арабский язык, чтобы в к точке, в которой он мог бы сделать акт свидетельство (шахада), читать Коран, и ссылаться на имя Бог {Аллах акбар "Бог самый великий"), религиозный ученый должен знать больше.
    После того как эти принципы были сформулированы и общепринятыми, можно было пытаться связать целый свод законов и моральных заповедей с ними. Этот процесс мышления был известен как фикх, и произведение пришло в конечном итоге будет называться шариата. Постепенно вырос целый ряд "школ права (мазхаба), принимая их имена из древних писателей, от которых они проследить их происхождение: Ханафиты от Абу Ханифы, Малика из маликиты, Shafi'is от аль-Шафии, Ханбалиты Ибн Ханбал, и некоторые другие, которые не сохранились. Они отличались друг от друга на некоторые основные вопросы права, а также на принципах правового обоснования (усул аль-фикх), в частности, на месте хадисов и законности, ограничения и методы иджтихада.
Четыре школы лежали в суннитской общины. Другие мусульманские группы имели свои собственные системы права и общественной морали. Те из Ibadis и зайдиты не сильно отличаются от суннитских школ, но среди "шиллинг" шиитов основы права были определены по-разному, консенсус сообщества только если имам был включен в нее. Были также некоторые отличительные точки шиитских материального права.
    Несмотря на отчасти теоретический характер шариата, или, возможно, из-за этого те, кто учил, интерпретировать и вводить его, улемы, были занимают важное место в мусульманских государств и обществ. Как хранители разработаны нормы социального поведения, что могли, вплоть до точки, устанавливать ограничения на действия правителей, или, по крайней мере, дать им советы, они могут также выступать в качестве представителей для общества, или по крайней мере, городские часть . В целом, однако, они старались держать себя, кроме как государство и общество, сохраняя чувство божественного управляемый сообществом, сохраняющиеся во времени и не связано с интересами правителей или каприз популярных чувство.