Причины
возникновения баптизма в Украине
Автор:
Мирошниченко
М.И. Источник:
Сучасна
інформаційна Україна: інформатика, економіка, філософія: матеріали
доповідей
конференції, 13-14 травня 2008 року, Донецьк, 2008. Т. 3. –
С.154-157. Аннотация
Мирошниченко М.И.
Причины
возникновения баптизма в Украине.
В данной работе раскрывается
тема баптизма в
Украине и поиски его корней в отечественной истории, которые означают
для
баптистского братства начало национально-культурной самоидентификации. Сегодня в
мире около 130
миллионов евангельских-христиан баптистов, а сам баптизм –
одно
из традиционных
течений христианства. Евангельские христиане баптисты являются
значительным
религиозным движением протестантизма в Украине, России, Белоруссии.
Знакомство
с объективной историей баптизма особенно актуально в наши дни в связи с
религиозной свободой в Украине, оно помогает лучше понять современную
религиозную ситуацию. В
современных условиях
христианская Церковь в целом и евангельско-баптистское братство в
частности
становятся неразрывно связанными со всем украинским обществом, его
жизнью и
проблемами. Особо важны поиски корней в отечественной истории, которые
означают
для Церкви начало национально-культурной самоидентификации. Название
«баптисты» означает
«крещенцы или крещёные по вере», что подчёркивает
их
отличие от других
протестантских групп и указывает, что они настаивают на необходимости
принятия
водного крещения в сознательном возрасте. Слово baptizo включает в себя
содержание и форму крещения, дословно означает
«погружение». Именно полным
погружением в воду баптисты осуществляют крещение. Водное крещение
символизирует смерть для старой жизни, а выход из воды –
воскресение для новой
жизни вместе со Христом [2, с.325]. Баптисты утверждают, что корни их
принципов
лежат в учении новозаветной Церкви. Однако точное отождествление
какого-либо
ответвлений ранне-христианской Церкви с вероисповеданием, называемым
баптизмом,
означает утверждение, неподкреплённое убедительными историческими
фактами. Но
нельзя отрицать существование сходных черт в учениях ранне-христианских
групп и
в баптизме. Однако, хотя невозможно провести чёткую линию
приемственности
баптизма как исторической сущности по отношению к ранней Церкви, можно
совершенно определённо утверждать, что история баптизма восходит ко
времени
протестантской Реформации [4, с.3-4]. В XΙX
веке протестантизм в
Российской империи, в состав которой в это время входила и Украина,
приобрёл
широкую известность в виде так называемых «сект».
Сектантами назывались
религиозные группы, отделившиеся от государства. Так как все подданные
Российской империи считались православными, и православие
провозглашалась
единственным вероисповеданием, все другие группы автоматически
оказывались вне
закона и считались сектантскими. В течении многих десятилетий
–
сначала до
революции, а потом и при советской власти – людям внушалось
мнение, будто это
оторванные от реальной жизни сектанты, которые не покланяются иконам и
мощам,
не молятся святым. В связи с этим мнением церковь долгое время не могла
в
полной мере не могла в полной мере осуществлять своё служение. Украинское
евангельско-баптистское братство и его история представляют собой
поистине
уникальное явление. Подобно тому, как Украина лежит на стыке Европы и
Азии,
украинское евангельско-баптистское братство стало своеобразным синтезом
Востока
и Запада, европейского протестантизма и отечественного православия,
вобрало в
себя черты разных подходов в христианской духовности. С одной
стороны, является
несомненным влияние западноевропейского протестантизма на
формально-организационное и идейное формирование данного братства, с
другой,
исследуя его историю, невозможно не заметить влияние православной
традиции, что
проявляется и в богословских взглядах, и на бытовом уровне верований
рядовых членов
поместных церквей. Поэтому
историю украинского
евангельско-баптистского братства необходимо рассматривать с двух
позиций: в
контексте истории мирового баптизма и в контексте истории развития
отечественной духовной мысли [3, с.3-4]. Вопрос начала баптизма в
Украине как
отдельного религиозного течения является достаточно спорным и
дискуссионным.
Было много различных религиозных групп, однако они не были баптистами в
современном понимании. Светские историки до сих пор не определились с
точной
датой определения баптизма. Но историки баптистского братства
определили дату
появления баптизма в Украине серединой XΙX века. Прежней
примитивный взгляд на
происхождение украинского баптизма, как продукт немецкой пропаганды не
выдерживает самой элементарной критики, хотя немецкое влияние имело
место, но
появление баптизма стало следствием искание правды Божией и пути
спасения,
приведшие к размышлениям в православной среде. Во второй половине
XΙX столетия
Библия стала доступна на русском языке, и благодаря этому возникают
религиозные
течения. Вследствие прилежного изучения Священного Писания и
молитвенных
размышлений верующие пришли к убеждению в необходимости водного
крещения по
вере и хлебопреломления [1, с.15-20]. Баптизм,
таким образом,
предстаёт не чужеродным вероучением, занесённым с Запада, а духовным
феноменом,
закономерным итогом богоискательства простого народа поэтому
протестантская
традиция не только не противоречит православной, но, наоборот, вытекает
из неё
и развивает её. Согласно современной концепции возникновение первых
украинских
общин было самобытным процессом, исходящим из глубины народного духа. Литература:
1. История
евангельских
христиан-баптистов в СССР. – М.: Издательство ВСЕХБ, 1989.
– 623 с. 2. Карев
А.В., Сомов К.В.
История христианства. – М.: ФСЕХБ, 1993. – 361 с. 3.
Решетников Ю.Н.
История
Евангельско-баптистского
братства в Украине. – О.: Богомыслие, 2000. –
246
с. 4. Савинский С.Н. История Русско-Украинского Баптизма.- О.: Богомыслие. 1995. – 128 с.
|