Назад в библиотеку

БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН ОДЕРЖИМОСТИ И ИЗГНАНИЯ БЕСОВ

Автор: Мирошниченко М.И.

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: Матеріали ХХIV міжнародної науково-практичної конференції. – Донецьк: ІПШІ Наука і освіта, 2008. – С.141-145.

Аннотация

Мирошниченко М.И. Библейский взгляд на феномен одержимости и изгнания бесов. В данном авторском исследовании была предпринята попытка раскрыть Библейский взгляд на феномен одержимости бесами, насколько он  влияет на человека, показать как Иисус Христос и апостолы проводили изгнание бесов и как эти знания можно применить в наше время. При исследовании данного вопроса рассматривался библейский взгляд на изгнание бесов.

Цель данного авторского исследования: раскрыть Библейский взгляд на феномен одержимость бесами, насколько он  влияет на человека, показать как Иисус Христос и апостолы проводили изгнание бесов и как эти знания можно применить в наше время. При исследовании данного вопроса нас интересует библейский взгляд на изгнание бесов. Феноменом одержимости занимались различные исследователи, такие как Токарев и Аверинцев и др [5; 6].

По всему миру распространяются различные виды оккультизма – бездны религиозных верований, теорий и практик, через которые люди пытаются достичь сверхъестественное знание, с помощью которого они могли бы контролировать или влиять на окружающую их действительность. Книги, обучающие колдовству, магии, спиритизму, ясновидению, практикой медиумов, официально продаются в книжных магазинах. Это открытое наступление оккультизма является знамением последнего времени. Библейские слова обращены ко всем людям – отмежеваться от всех «нечистых духов» и «демонов», т.е. от всех властей оккультизма, которых Писание называет «мерзостью и идолопоклонством». Апостол Павел пишет, что Бог пошлёт действие заблуждения в конце времени. Духи-соблазнители изменяются в ангелов света: они толкуют Слово по своему усмотрению (Втор. 4,2; Откр.22, 18-19; 2 Фес. 2, 8-12; 3, 6-7).

Оккультизм уводит людей от Бога, как написано во Вт.4:1, где Бог предупреждает своих людей об опасности астрологии: « …дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им…» Оккультизм открывает доступ к демоническим силам (Исх.7-8).

Недоверие  Слову Божьему и вера в ложь сатаны ведут в суеверие, идолопоклонство и колдовство, и через это к всё более сильной зависимости от князя этого мира (2 Кор.4:4). Последствия сопутствующие явления грехов мерзости выражаются в духовной области: упорное недоверие и внутреннее сопротивление Слову Божьему, ожесточение и оргубение человеческого духа к Голосу Святого Духа, равнодушие и безразличие в вопросах спасения души и Царства Божьего. В душевной области: непримиримость, ясно выраженное упрямство, своенравие, рабская покорность чужой воле, любовь к сплетням, ногота, жадность, клептомания, страсть к выпивке и разврату, внутренние голосу, мысли о самоубийстве и т.д. последствия в области тела: тяжёлое растройство нервов и страх, истерические судороги и вздрагивания, одеревенелость и дёргание конечностей, явление паралича, эпилепсия, заикание, немота (Марк 9:17-29, Лук.11, 14:26, 13:11-17), рождение уродов и наконец состояние одержимости, т.е. овладение тела злыми духами, нечистыми духами, немыми духами, диаволом и демонами [3, с.34-37].

    Одним из ошибочных представлений является то, что во время земной жизни Христа демоны вели себя очень активно, а в современном мире их деятельность значительно ослабла. Но Божье Слово, и реальность мира свидетельствует о высокой активности демонов в наше время [4, с.19].

В Писании ясно говорится, что сверхъестественные духовные силы постоянно действуют в материальном мире. К примеру, около четверти исцелений, о которых упоминается в Евангелии от Марка, - это изгнание бесов. В Евангелии от Луки говорится о женщине, из которой Иисус изгнал «духа немощи», бывшего причиной её болезни в течение 18 лет [2, Лук. 13:11]. Не каждый больной обязательно одержим бесом. Думать так – значит порывать с естественной стороной мира и уходить в область трансцендентального но, как правило, сущность физических недугов – духовная [4, с.41-42].

По этой теме можно перечислить много симптомов в качестве вероятного свидетельства одержимости бесами: от наличия сверхъестественной силы до присутствия нескольких личностей, а также туманных симптомов, подобно внезапному появлению болей и депрессии. Другие, чтобы ещё дальше запутать дело, заявляют, будто бесы могут часто скрываться в людях, чтобы избежать обнаружения. Библия сама предоставляет обильную информацию, из которой мы можем извлечь ясные выводы. Она описывает много примеров неоспоримой одержимости бесами. При их тщательном изучении мы можем обнаружить, что подлинная бесовская одержимость настолько ужасна и чрезвычайна, что её без малейшего труда можно определяли как таковую [1, с.15].

    Новый Завет использует четыре слова для описания одержимости: «человек, имеющий («эхон») беса»; одержимый («даймонизомаи») человек; человек с («ен») нечистым духом; человек обременённый («охломеноус») нечистым духом. Наиболее распространённое в Новом Завете описание одержимости бесами – это «человек, имеющий  (эхон) беса или нечистого духа». В Новом Завете этот термин употреблён 16 раз. Присутствующая в употреблении фразы «человек, имеющий («эхон») беса» мысль включает в себя рассмотрение беса в качестве причины физического или умственного страдания одержимого человека. Жертва, следовательно, находится под демонической властью.

Выражение одержимый бесами («даймонизомаи») тринадцать раз употребляется в Новом Завете. Бес может осуществлять контроль и власть над жертвой, и этой власти, очевидно, невозможно противиться. Одержимые в Новом Завете рассматривались как люди, находящиеся под властью или контролем беса, который проводил свою волю посредством своей жертвы:

1.   Бесы могли пользоваться голосовыми связками одержимого, чтобы говорить (Матф.8:29,31; Марк 5:7-10).

2.    Не давать ему говорить (Матф.12:22).

3.    Вызвать слепоту (Матф.12:22).

4.    Наделить сверхъестественной физической силой (Марк 5:3).

5.    Заставлять жертву причинять себе вред (Марк 5:5).

В этих случаях видно, что одержимые не в состоянии с успехом противится злобному бесовскому контролю. Они порабощены. Бес властно поселяется в теле одержимого человека. Сама причастная форма слова «даймонизомаи» имеет три главные части: первое, корень «даймон», указывает на присутствие бесов. Второе, причинная основа «из», указывающая на наличие в этом глаголе активной причины. Третье, окончание страдательного залога «оменос» отмечает пассивность человека, который описан как одержимый.

Описание состояния одержимости бесами как человека с («ен») нечистым духом лишь два раз употреблено в Новом Завете (Марк 1:23, 5:2). Эта фраза изображает человека, который находится под влиянием или властью беса.

Описание одержимого бесами человека в качестве «обременённого (охломеноус) нечистыми духами» встречается лишь один раз в книге Деяний. Оно определяло состояние одержимости бесами. Таким образом, термины, описывающие одержимость бесами, означают приблизительно одно и то же [1, с.13-17].

Одержимость, описанная в Библии, также связана с проявлением заметного изменения личности человека. Человек становится в подчинения чуждой ему личности, которая использует физическое тело жертвы, чтобы выразить себя. Иногда у одержимого может достаточно  сильно измениться голос, и люди распознают, что через человека говорит бес. Одержимость отличается от так называемых душевных заболеваний, как минимум, в двух конкретных направлениях: рациональность и связность. Каждый раз, когда бесы говорили через человека, их речь всегда была рациональной и логической. Это находится в резком контрасте с такими умственно больными людьми, как шизофреники, речь которых отличается набором слов и бессвязностью, и лишена какого-либо смысла [1, с.21].

Слово «экзорцист» тесно связано с греческим глаголом «экзорцизо»- «заклинать»,  «выдвигать обвинение под присягой» это слово развивалось в техническом смысле как заклинание или принуждение бесов покинуть их жертвы. Следовательно слово «экзорцист»-«экзорцизо» приобрело связь  с изгнанием путём заклинаний, произнесения магических формул, совершения религиозных или торжественных обрядов. Именно в этом смысле термин «экзорцист»-«экзорцизо» используется один-единственный раз в Новом Завете, когда еврейский синедрион заставлял Иисуса под присягой отвечать им должным образом (Матф.26:63). Простой, полный достоинства и, тем не менее, совершенно эфективный метод Иисуса в отношении бесов находится в резком контрасте с обрядами, которые проводились в Его дни. Бросающееся в глаза отсутствие обряда или заклинаний в служении Иисуса бесноватым людям было поводом для постоянного изумления со стороны наблюдавших. Многие из них видели современных им экзорцистов в деле, но методы Иисуса радикальным образом отличались. В большинстве случаев Он изгонял бесов просто словом или запрещал им (Матф.8:16, Марк.1:25-26). Обычно Он запрещал им говорить, однако как минимум в одном случае Он не только поддержал беседу с бесом, но также спросил у него имя (Марк 5:1-13). Какими бы простыми и разнообразными методами не пользовался Иисус, избавление всегда было полным и мгновенным [1, с.38-40].

Огромный всплеск бесовской одержимости, который был засвидетельствован во времена Иисуса, был не случаен. Господь пришёл чтобы совершить жертву за грех. Чтобы помешать этой миссии, сатана бросил силы тьмы в лобовую атаку против Иисуса и Его апостолов. Невероятное количество одержимых, о котором было засвидетельствовано в то время, было аспектом этой вселенской борьбы.

Бог в определенном смысле ограничивает силы зла в нынешнем веке, Сатане не позволено разворачивать все свои силы. Однако, как считает церковь, в период Великой Скорби, непосредственно перед возвращением Христа, это ограничение будет снято. Изгоняя бесов, Иисус не давал поучений в экзорцизме; Он ясно показывал, Кто Он такой. Люди сегодня, безусловно, не изгоняют бесов так, как это делал Иисус [1, с.57].

Апостолы также совершали изгнание бесов. По имеющейся информации в Новом Завете можно выделить три характерные черты. Во-первых, совешаемое апостолами изгание бесов давало немедленный успех. Когда Павел изгнал беса из девушки, имевшей пифийский дух, то в ответ на повеление Павла бес вышел в тот же час. Во-вторых, изгнание бесов апостолами не происходило по установленному образцу. Обычно это делалось путём повеления во имя Иисуса (Марк 16:17). В-третьих, заметной параллелью с некоторыми чудесами Иисуса. Изгнание бесов апостолами – это удивительные чудеса. Повеление бесам во имя Иисуса могло быть «нормой» при изгнании бесов, однако иногда чудесный успех достигался даже через простое прикосновение к одежде апостолов [1, с.67-69].

Итак, на методы изгнания бесов даются различные точки зрения. Приёмы изгнания бесов, описанные в Писании  нельзя превращать в абсолютную норму. Изгнание бесов в Новом Завете было удовлетворяющим даром знамения, который был свойсвенен Евангельскому времени и периоду апостолов. Главная причина изгнания бесов состояла в удостоверении проповеди Христа и Его апостолов. В служении Иисуса на этой земле изгнание бесов занимало важное и чудесное положение. Множество людей освобождались от ужасных воздействий одержимости бесами, а Сын Божий прославлялся. При разработке данной темы были намечены перспективы её дальнейшего развития. Эта тема требует дальнейшей разработки.

Литература:

1. Дехтяренко Р.Б. Одержимость и изгнание бесов. Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария 1998. – 170 с.

2. Библия: Синодальный перевод. – М.: Библейская лига  2003. – 1228 с.

3. Кремер Э. Открытые глаза.- М.: ВИНИТИ 1992, – 140 с.

4. Андерсон Н. Разрывающий оковы. – С-Пб.: ЕМО Кредо 1998. – 374 с.

5. Токарев С.А. Шаманизм//Ранние формы религии. – М.: Политиздат 1990. С. 266-291.

6. Аверинцев С.С.  София Логос Словарь. - К: 2006. С.83-89.