Назад в библиотеку
Социально-экономические проблемы современной Украины
Автор: Паршутина А.А.
Источник: Актуальні проблеми сучасного розвитку України: соціальні, економічні та правові аспекти (2008) / Матерiали міжвузівської наукової конференцiї викладачів та студентiв. – Донецьк, ДонНТУ – 2008, с. 116–119
В настоящее время Украина переживает не самые лучшие времена. В стране много проблем. Опрос, проведенный Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, показал, что 35% респондентов считают самой серьезной экономической проблемой низкую заработную плату, 24% – безработицу, 11% – высокие цены на продовольственные продукты, 10% – повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, 10% – высокую плату за обучение в высших учебных заведениях и 10% – недоступность и низкое качество медицинского обслуживания.
Украина по своим социально-экономическим показателям занимает место среди беднейших стран мира (обобщающий показатель экономического развития – общественный продукт на душу населения – в Украине меньше 1000 долларов в год, в странах Западной Европы – 20 000).
Вторая по значимости экономическая и социальная проблема Украины – это занятость, обеспечение эффективными рабочими местами. Согласно переписи, в Украине 47 млн. населения. Среди них 16 млн. пенсионеров и инвалидов, 12 млн. детей и молодежи до 18 лет и еще 5 млн. человек на заработках за пределами Украины. Остается 14 млн. По данным социологических опросов, до 40% считают себя безработными, да и формально зафиксированная безработица – 2,3 млн. Таким образом, фактически работает 8,5 млн. человек. А содержащиеся за счет госбюджета чиновники, работники силовых структур и армии, медицины? Остается менее 5 млн., работающих в реальной экономике.
Возникает вопрос: способна ли подняться экономически и социально страна, в которой в процессе производства задействовано только 10% населения? Значительная часть граждан считает, что проблема безработицы заключается не в отсутствии рабочих мест, а в сложности найти работу соответствующей квалификации и с соответствующим уровнем заработной платы.
Украина – страна с огромным экономическим потенциалом. Он позволяет в течение ближайших 10–15 лет стать на один уровень со странами Центральной Европы. Занимая один процент территории планеты, наше государство имеет 5,2% мировых запасов природных ресурсов, в том числе – 40% европейских запасов черноземов. Еще не утрачены до конца другие предпосылки: образованное население, выгодное географическое положение в центре Европы, достаточная индустриально-производственная и научно-технологическая базы. В Украине высокие информационные технологии, где есть возможность занять весомое место в мире; наша страна – крупная металлургическая держава с полным и самодостаточным комплексом (сырье, производство, наука, кадры); должны быть возрождены и приумножены традиции в машиностроении, ведь у нас есть все для космических, авиационных, электронных, ядерных, энергетических, судостроительных комплексов. Но при этом нельзя забывать, что от этого не должны «страдать» другие отрасли народного хозяйства (пищевая, текстильная).
Для Украины в советские годы были характерны глубокие диспропорции, когда экономика была ориентирована не на человека, а на производство ради производства. Но сегодня ситуацию нужно изменять коренным образом. Нужно упорядочить плодородные земли и вернуть передовые позиции аграрного государства. Требуется возобновить государственную поддержку сельскохозяйственного производства, установить строгий контроль над эффективностью использования пахотных земель как главной составляющей национального богатства Украины. Важно добиться организации государственных систем обеспечения села современной техникой, а также работ по ирригации и мелиорации. Необходимы гарантированный государственный заказ на закупку сельскохозяйственной продукции, организация ее сохранения и переработки.
Определяющим фактором формирования жизненного уровня и статуса человека должны быть трудовые доходы. Нужно усовершенствовать налоговую систему так, чтобы, распределяя бремя содержания страны, приблизить его к реальным доходам. Установленный государством уровень пенсий и других социальных выплат, минимальный уровень заработной платы должен соответствовать реальному прожиточному минимуму. Государство обязано гарантировать определенный уровень благополучия каждой семье. К сожалению, рыночная экономика создает почву для углубления неравенства в доходах между различными слоями населения. Особенно велик этот разрыв в развивающихся странах. В индустриальных государствах с развитой системой перераспределения доходов через бюджет такой разрыв значительно меньше. Так как неравенство доходов создает напряженность в обществе и нередко является причиной политической нестабильности, материальные средства должны быть разделены справедливо.
В различных обществах присутствуют разнообразные представления о справедливости. Соответственно и политика достижения социальной справедливости, которая проводится этими обществами, формируется под влиянием социальных и культурных норм, которые сложились в тех или иных странах. однако существует точка зрения, что чрезмерная неравномерность доходов, богатства или возможностей – это несправедливо, и что следует заботиться о повышении доходов беднейших членов общества. Правительства многих стран придают этому вопросу всё большее внимание по таким причинам: действия политики, направленные на достижение справедливости могут непосредственно или опосредованно способствовать уменьшению бедности, поскольку при равномерном распределении доходов за чертой бедности будет находиться меньше людей. Подобные действия политики, в частности инвестиции в человеческий капитал (например, образование) в перспективе способны стимулировать экономический рост, который, в свою очередь, влияет на уменьшение бедности; значительное количество аспектов современной политики отразится на благосостоянии в будущем, то есть мы говорим о справедливости относительно разных поколений. Например, чрезмерно щедрые пенсионные выплаты сегодня могут отобразиться на пенсионерах следующего поколения. Эта проблема очень актуальна для стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина.
В расходной части бюджета все текущие платежи определяются как «защищенные статьи». Бюджет должен стать настоящим законом, выполнение которого государство обязано выполнять перед собственным населением и предприятиями. В наше время увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено демографическими факторами. Изменяется возрастная структура населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых и престарелых людей. Поэтому доля государственных ассигнований на здравоохранение тоже должна расти.
Расходы на образование, по-нашему мнению, нужно увеличить в несколько раз, ведь средний уровень образованности – одно из важнейших условий конкурентоспособности страны. В идеале сделать медицинское обслуживание для всех категорий населения и образование всех уровней бесплатным. А важнейшее условие борьбы с социально-экономическими проблемами – дать возможность людям работать и достойно зарабатывать. Существенное увеличение заработной платы в 3–5 раз – определяющее условие повышения жизненного уровня граждан Украины, семейного благополучия, а наряду с этим – ключевой фактор экономического роста государства. При условии выполнения вышеперечисленных предложений можно будет решить важнейшие проблемы современной Украины.