Вернуться в библиотеку

8 характеристик успешного интерфейса пользователя

Автор: Сергей Фастунов
Источник: http://ruseller.com/lessons.php?rub=35&id=616

В интернете существует огромное количество информации о различных техниках дизайна интерфейса, создании шаблонов веб-сайтов, решении типовых проблем и обобщенных рекомендаций по практичности взаимодествия с пользователем. Руководства экспертов ведут Вас тернистой дорогой к созданию хорошего интерфейса. Но что это такое - хороший интерфейс пользователя? Чем характеризуется эффективный интерфейс сайта?

В данной статье рассматриваются 8 пунктов, которые просто необходимы действительно хорошему интерфейсу:


1. Доходчивость.
2. Лаконичность.
3. Узнаваемость.
4. Восприимчивость.
5. Последовательность.
6. Привлекательность.
7. Эффективность.
8. Снисходительность.
Давайте расмотрим все пункты.


1. Доходчивость.
Доходчивость - самый важный элемент дизайна интерфейса пользователя. В действительности единственным назначением интерфейса вэбсайта является организация возможности для посетителей взаимодействовать с Вашей системой с помощью содержания и функций. Если люди не могут догадаться, как работает Ваше приложение или куда надо двигаться на сайте, они будут сбиты с толку и разочарованы. Для чего предназначена эта кнопка? Наведение курсора мыши на кнопку в WordPress вызывает появление всплывающей подсказки, которая содержит описание функции, выполняющейся при нажатии кнопки.

2. Лаконичность.
Доходчивость интерфейса - замечательная штука, однако следует соблюдать осторожность, чтобы не попасть в ловушку перегруженности информацией. Очень просто добавлять описания и объяснения. Но каждый раз, когда Вы делаете это, Вы увеличиваете общую массу Вашего сайта. Интерфейс пухнет. Если добавить слишком много объяснений, то пользователь будет вынужден проводить много времени за чтением инструкций. Делайте Ваш интерфейс доходчивым, но сохраняйте лаконичность. Если есть возможность уложить объяснение в одно предложение вместо трех, сделайте это. Одновременное сохранение доходчивости и лаконичности - очень непростая задача. Но результат стоит усилий. На указателе уровня громкости в OS X используется маленькие иконки, которые обозначают шкалу от низкого уровня к высокому.

3. Узнаваемость.
Многие дизайнеры стремятся сделать интерфейс интуитивным. А что значит интуитивность в действительности? Это значит, что что-то может быть распознано и понято инстинктивно и естественно. А как можно сделать что-то интуитивным? Сделайте это похожим. Похожесть - это что-то такое же, как то, что Вы уже встречали ранее. Если Вы видите что-то одно похожее на другое, то Вы знаете как оно действует, Вы знаете что можно ожидать. Выделите объекты, которые похожи для Ваших пользователей и интегрируйте их в Ваш интерфейс. Интерфейс с закладками GoPlan. Закладки похожи на те, которые используются в бумажных папках. Можно легко догадаться, что нажатие на закладку переместит Вас в другую секцию, а остальные закладки будут видны для последующей навигации по сайту.

4. Восприимчивость.
Восприимчивость подразумевает два пункта. Первый, короткое время отклика. Интерфейс, если за ним нет программного обеспечения, должен работать быстро. Ожидание загрузки и использование медленного и инертного интерфейса приводит к разочарованию. Возможность видеть элементы интерфейса быстро (даже если контент еще не полностью загружен) значительно улучшает удовлетворенность пользователей. Восприимчивость также означает, что интерфейс выдает некоторую форму обратной связи на действия пользователя. Посетителя надо информировать о том, что происходит. Нажатие на кнопку было воспринято системой? Как об этом можно узнать? Кнопка должна отобразить состояние "нажата", чтобы пользователь увидел реакцию на свои действия. Может быть можно изменить текст на кнопке на надпись "Загружаем..." и сделать кнопку недоступной для нажатия. Процесс завис или продолжает загружать данные? Нужно вывести индикатор прогресса для того, чтобы держать пользователя в курсе событий. Вместо постепенной загрузки страницы Gmail показывает индикатор прогресса, когда происходит первый вход в почтовый ящик. Это дает возможность показать всю страницу целиком сразу, как только она будет готова.

5. Последовательность.
Теперь затронем важность содержания и то, как оно поможет принять решение о дизайне. Адаптация интерфейса для заданного контекста - это правильное решение, но должен оставаться уровень последовательности, который проходит через весь проект. Последовательность интерфейса позволяет пользователю развивать шаблоны использования проекта - они изучают различные кнопки, закладки, иконки и другие элементы интерфейса, распознают их при последующей работе и быстрее начинают использовать в другом контексте. Также пользователи изучают, как работают определенные функции, и экстраполируют свой предыдущий опыт на новые области. Пользователи Microsoft Office работают в условиях последовательного интерфейса.

6. Привлекательность.
Может быть, данный пункт противоречит всему выше сказанному, но хороший интерфейс должен быть привлекательным. Привлекательным в том смысле, что его использование доставляет удовольствие. Да, Вы можете сделать пользовательский интерфейс очень простым, легким в использовании, эффективным и восприимчивым, и он будет великолепно справляться с возложенными на него функциями. Но можно сделать еще один шаг вперед и придать интерфейсу привлекательность, так чтобы его использование доставляло истинное наслаждение. Когда Ваше программное обеспечение имеет привлекательный интерфейс, ваши пользователи и персонал не просто используют его - они предвкушают работу с ним. Конечно, существуют различные типы программного обеспечения и сайтов, предназначенные для разных рынков и аудиторий. То, что для одних выглядит хорошо, является плохим для других. Это означает, что следует разрабатывать внешний вид и функциональность для своей аудитории. Также эстетика должна использоваться для улучшения функциональности. Продукты Google известны своим минималистским интерфейсом, который сфокусирован на превалировании функций над формами. Но они также проводят много времени над "полированием" элементов интерфейса, таких как кнопки и иконки, для того, чтобы вписать в них утонченные градиенты и мелкие пиксельные изображения.

7. Эффективность.
Интерфейс пользователя - это машина, которая доставляет Вас туда, куда нужно. Пункты назначения - это различные функции программного обеспечения или вэбсайта. Хороший интерфейс должен дать Вам возможность выполнить функции быстрее и с меньшими усилиями. "Эффективность" пока представляется несколько неясно - если Вы скомбинируете все описанные пункты данного определенно должен получиться эффективный интерфейс? Почти, но не совсем. Что действительно нужно, чтобы получить эффективный интерфейс, так это точно догадаться, чего хочет добиться пользователь и затем дать ему именно это без каких-либо препятствий. Вы должны определить, как Ваше приложение должно работать, какие функции необходимы, какие цели должны быть достигнуты? Реализуйте интерфес, который даст людям то, что они хотят, вместо простого предоставления доступа к списку функций. Специалисты Apple определили три ключевые функции, которые люди хотят выполнить с фотографиями в их iPhone, и сделали кнопки для достижения желаемого в пункте управления фотографиями. 8. Снисходительность. Никто не совершенен, и люди делают ошибки, когда пользуются Вашим программным обеспечением или вэбсайтом. То, насколько хорошо контролируются такие ошибки, является очень важным индикатором качества интерфейса. Не надо заставлять паниковать пользователя - сделайте снисходительный интерфейс со средствами от ошибок. Такой интерфейс позволит Вашим пользователям избежать дорогостоящих действий. Например, если кто-то удалит важную часть информации, сможет ли он легко ее восстановить или отменить операцию? Когда кто-то приходит на отсутствующую на Вашем сайте страницу, что он увидит? Он столкнется с непонятной ошибкой или получит список альтернативных источников? Ошибочно удалили email? Gmail позволит быстро отменить последнее действие.