Ф.Насруллоев Будет ли феминизм на Востоке?

Авторы: Ф. Насрулоев

Источник: http://www.centrasia.ru/


На основе настоящей статьи лежат впечатления из форосской летней школы "Гендер и национализм", проходившая в Крыму, в сентябре 2004 года.

18 дней среди феминисток

Уже за первую неделю я ощутил, что попал в некое феминистское сообщество. У меня вызвали большего интереса истории самих исследователей женского образа. После беседы с участницей О.Я., которая "открыто" объявила себя феминисткой, я пришел к выводу, что здесь собрались обиженные на судьбу женщины, подобно оппозиционной партии, где тоже собираются люди оставшиеся без куска пирога власти. На самом деле так и есть, феминистки, как и гендеристки появились с обстоятельством дел возмущенные на мужскую олигархию, и они отчасти правы. А свою дискуссию с О.Я. я подытожил тем, что ее проблема заключается в европейских мужчинах, которые не сумели "согреть" ее мужским деспотом. Видно было, что она была загружена мыслями о том, что немедленно надо "ответить" на такую угрозу из вне женского полюса. Так и потянула на себя одеяло феминизма, чтобы компенсировать ту часть своего "я", которая была охоложена спецификой евромужчины. Но, тут же я дал ей понять, что Восток совсем другое, и ей не стоит из-за собственных иллюзий с евромужчинами, объявить "войну" остальным.

До беседы с Ольгой у меня была дискуссия с Н.Ш., которая была словно поражена моим ответом "а если женщина не хочет, чтобы ее муж стирал и гладил?". Она тоже была одним из сторонников гендерного равенства и поделилась мыслями, что мужчина наравне с женщиной должен стирать, гладить, готовить пищу, согласовать свое поездки с супругой. Возникает вопрос: к чему приведет это? Мужчина всего лишь из-за уважения может согласиться на стирку и мойку, но до поры, до времени. Ведь, есть важный фактор, который не учитывается феминистками. Мужчина по природе конфликтогенный. Убивая источник вдохновения конфликта, женщина зарождает у мужа другую стихию, катастрофическую. Нет, бить он не станет. Речь идет о цивилизованных мужах. Он будет сохранять весь свой заряд, которого, заглушая, согласился мыть посуду. В итоге он потеряет все свои чувства к женщине, а женщина же потеряет все ценности перед глазами мужа. Вот вам, милые феминистки, равенство! Равенство без идеалов, без ценностей, без жизненной краски.

Среди других собеседниц я услышал унизительный, на мой взгляд, вопрос: почему домашняя работа остается не оплачиваемой? Ради бога, о чем речь? Платить за "доброе" дело? Опять же, вопрос рассматривается сквозь призму европейских особенностей. А ведь на Востоке все обстоит иначе. Уверен, почти 99 % мужчин отдают свои зарплаты и весь свой капитал на руки жене, что практически и является платой за домашний труд. Все дело в том, что наши - восточные мужчины не напоминают об этом. Для них ненравственно, сказать "эти деньги тебе за домашний труд".

Антипатия Востоку

Большинство идей в школе были направлены против Востока. Был показан фильм, где режиссер не смог полностью охватить восточную жизнь, напротив создал картину, вызывающую у зрителя негативную реакцию. А Пакистан маленький айсберг в большом Востоке, и не по ней судить о Востоке. Таким образом, у западных феминисток сложилось такое впечатление, что Восток для женщин это ад, и здесь проблемы намного коренные, чем там, у них. Большинство традиционных стереотипов проходят через религиозные линии, точнее ислам, и сильно зафундаментализированы. Некоторые даже назвали Ислам сексистской религией.

О, милые феминистки, ваш подход к анализу Востока подобно сидящему в закрытом колодце и угадывающий число звезд не небе. Не читая Коран, не надо придумывать "заговоры" с женскими симптомами. Коран - книга, смысл которого невозможно передать даже через перевод на другой язык. А попытка доказать сексисткая ли Ислам, к добру не приведет. Конечно, ряд исследователей ссылаются на тексты из Корана, примером, будто в этой книге написано: "идя по лестнице, женщина должна пойти за мужем, то есть муж впереди а женщина сзади". Но, это не означает, что в Коране статус женщины стоит после мужчины. Напротив, Ислам требует большего уважения к женщине, и идти мужчине впереди это пресечение его взглядов на женщину как сексуального объекта.

Мне непонятно желание наших феминисток категорически отвергать Восток, параллельно Ислам, при этом, не имея предложения, во-вторых, возникает встречный вопрос: а Запад идеален? Остается заявить, что вся слабость Востока именно в "современности" мусульманах, а Ислам по себе идеален. Совершенность Ислама можно понять элементарно. Никакое государство и никакое общество не будет жить с конституцией старого формата, если есть более совершенный и новый. А от Бога поступило четыре книги, и последняя из них Коран, которая охватывает все, о чем человечество в силе рассуждать. Поэтому не надо осуждать религию, когда можно осуждать людей.

Сплошной феминизм

Впрочем, в школе "Гендер и национализм" моментов с радикальными взглядами на все "чужое" (мужчины, Восток, Ислам) я заметил не раз и не два. Боюсь, это именно те, которые используют систему правосудия как стратегическое оружие в своей войне против мужчин. Да, они изначально исходили из правовых норм и до сих пор придерживаются позиции использовать в качестве весомого аргумента в войне с мужчинами, правовые инструменты. Ведь во времена Великой французской революции, когда создавались клубы женщин-республиканок, Олимпия Гуж написала "Декларацию прав женщины и гражданки". В том же году вышла книга Фон Гиппеля "Об улучшении гражданских прав женщин". То есть, изначально стратегическая цель феминистского движения была реконструкция правового фундамента в пользу равенства, и до сих пор такое направление сохраняется, ибо без наличия стратегий любое движение гипотетически развалится. До поры, пока мировой механизм прав человека не достигнет своего совершенства и пика уникальности в целом, феминизм не останется вне поля борьбы. Право, за что брались и берутся феминистки.

Если в 20-е годы прошлого века феминистки остались довольными с тем, что минимальный уровень - формальное равноправие было достигнуто (речь идет о европейском пространстве, где родился и феминизм. А в Советском Союзе правовые нормативы оставались "мужскими": желание женщин работать на шахтах оставались желаниями), то последнее десятилетие они стали придумывать новые идеи. Как ни странно, они воплощались в жизнь. Например, в Шотландии и Англии действует закон, устраняющий любое сомнение относительно целей феминизма, если речь идет о домашнем насилии. Это отрадно. Потому что насилию в отношении женщин оправдания быть не может, ибо оно подобно терроризму не имеющее границы. По данным ООН, каждая пятая женщина в мире была или является жертвой домашнего насилия, а в Таджикистане более половины женского населения подвергается домашнему насилию, приблизительно 47 процентов жен пережили изнасилование со стороны своих мужей.

Другой великобританский парадокс заключается в том, что в министерстве внутренних дел страны действует документ, который освобождает женщин от всей ответственности в их сексуальных взаимоотношениях с мужчинами. Впредь, женщине достаточно просто сказать, что во время полового акта она была пьяна.

"Вызов" мужчинам

Так, вторая волна феминистского движения пришла с рвением в 50-60-е годы, которое выдвинуло принципиально иные идеи. Они заключались в развертывании радикального пересмотра истории в целом и ее конструирующих инструментов. Буквально на каждое слово истории начали поставить вопрос "а почему так?". Если согласиться на разделение феминистского движения на три течения, как

- либеральное, которое выступает за постепенное эволюционное повышение культурного уровня женщин;
- социалистическое, которое считает основой неравенства привязанность женщин к домашней работе;
- радикальное, считающее необходимым кардинальный переворот в существующем положении вещей,

то вероятнее всего факт, что первые два течения могут оправдать свои действия и проект может быть одобрен человечеством. Но, извините, возникновением вопроса почему "history", а не "herstory", пахнет новой войной и угрозой всему человечеству. Взяться за теорию патриархата или "исторически сложившейся" бесчеловечной системе, исходить из бесспорного факта, что мужчины веками господствовали и мол, теперь наша очередь, разумеется, не решение вопроса. Да, мужчины подчинили все сферы жизни, а женщины же рассматривались как хранительница очага, не отрицательно. И я вижу смысла в изменении положения в том ракурсе, если равноправие наступит в духе солидарности полов, если женщины будут иметь право выбора. Но, как же быть теми цитатами закона, где "смертный приговор не охватывает женщин", "служба в армии обязателен для мужчин, женщинам дано право отклонения"? Тогда пусть и женщин приговорят к смертной казни, пусть и женщины пройдут службу в армии, пусть и они воюют во время военных конфликтов. Только не говорите, милые дамы, что женщины не становятся преступниками из класса "особо тяжких", чтобы их приговорили к смертной казни, не говорите, что служба в армии будет отменена по инициативе женщин-парламентариев, и не говорите, что войны не будет, если будет равенства.

Можно жить без мужчин

Почему, мои милые феминистки, вы часто вспоминаете о том феномене, что мужчина может официально иметь несколько жен, при этом не осуждается моралью, а женщина не может? Или смотрите на полигамию как институту мужчин? Почему вас беспокоит факт, что мужчина выбирает себе жену и предлагает ей руку, женщина не может? Да потому что вас много, и хватает на всех по две или три. В таком случае выбор остается за мужчиной. Только не надо говорить о том, что вы и без мужчин можете прожить. "Можно жить без мужчин" это не простая фраза, чтобы не обратить не нее внимание. Да, вы совершенно правы, что проживете без мужчин. Но, до каких пор? Сто лет, двести, триста. Разве можно каждый день есть гамбурги? 70 лет и каждый день утром гамбурги, в обед гамбурги и вечером тоже гамбурги. Или в вашем мире мужчины живут своим ходом, а женщины своим? Глупо.

Бог в образе женщин?

Сегодня радикальный феминизм выступает за кардинальное изменение ситуации, за новые ценности, за признание нового места и новой роли женщины в обществе. Как же выглядит этот новый мир с новыми реалиями? Первое, язык как конструирующий инструмент будет обновлен новыми "женскими" терминами. Слово "history" будет заменен словом "herstory". История будет принадлежать женщинам. Новое поколение начнет воображать Бога в образе женщины. Кстати, к сведению всех, кто считает себя радикальной феминисткой, - воображение Бога в образе мужчины вовсе не "исторически сложившейся" конструкция. Никто не навязывал и не навязывает ее, даже в период воспитания. Она заложена в нас от природы. И придираться на то, что слово "Бог" мужского рода, не цивильно.

В построении матриархата, наши феминистки не учитывают один важный момент, который как фактор в свое время сыграл причину распада советской империи. Сколько лет продержался Союз? Всего лишь 70 лет. Создание феминизмом нового мира, это подобно идеям конструкторов СССР (которые отрицали исламскую религию, сжигали книги Корана, уничтожили всю культуру и религию Востока), и долго не продержится. Задаетесь аргументом: а ведь конструкторами СССР были мужчины. Безусловно, но, опять же, женщины, как и мужчины, могут ошибаться.

Итак, возникает вопрос: есть ли на Востоке место радикальному феминизму? Позволю себе ответить на него и завершить первые заметки с посланием Дугласа Рома, который отмечает:

"Кто все еще думает, что мы можем вести переговоры с врагом (особенно когда, он маскирует себя как "равный" и "независимый" феминизм), я говорю: отбросьте ваши иллюзии прежде, чем они убьют Вас. Нельзя вести переговоры с тиранией. Она должна быть разрушена".