Как рождалась легенда,
мотоциклы Harley & Davidson
История создания своих первых мотоциклов Уильямом Харлей и Артуром Дэвидсоном
Приветствую всех, кому интересна эта тема так же, как и мне. В этой статье я расскажу, как начинала свою историю, самая известная мотоциклетная компания во всем мире. Вряд ли вы найдете человека, который не знает название Harley – Davidson. Сегодня это не просто производитель, это образ жизни, объект мечтаний и настоящая Легенда.
1901 год стал знаменательным в истории создания транспортных средств. Братья Райт осуществляют свой первый успешный полет на своем самолете, Генри Форд создает свой автомобиль серии «А», a два школьных друга создают свой первый мотор, под маркой Harley Davidson.
Обратимся к истории, которая является главным козырем компании и насчитывает более ста лет, и именно она делает эти мотоциклы легендарными.
На фото основатели компании Harley Davidson.
Вверху (слева направо) – Уильям Харлей, Уильям Дэвидсон,
Внизу (слева направо) – Артур и Уолтер Дэвидсон.
Вначале ХХ столетия производство мотоциклов в США только зарождалось, и примерно в одно и тоже время на континенте родились две компании, которым суждено было развиться в мировые корпорации и стать легендами, это были фирмы Harley Davidson и мотоциклы Indian motorcycle company, которые стали главными конкурентами на долгие годы. В начале 1901 Уильям Харлей разработал проект своего первого двигателя, тогда ему исполнился 21 год. Следующие пару лет Харлей и его школьный приятель Дэвидсон, работали над созданием своего первого мотора. Итак, в начале ХХ века друзья построили 167 – кубовый моторчик для своей лодки, взяв за образец двигатель «de Dion» [2]. Первый двигатель был собран из подручных запчастей, а карбюратор к нему сконструировали из пивной банки. Но к счастью всех мотолюбителей, лодка с этим мотором не принесла друзьям особого удовольствия, и они решили поставить этот моторчик на велосипед, но двигатель оказался не достаточно мощным, а рама от велосипеда оказалась очень хлипкая, и не могла вынести таких нагрузок. Друзья поняли, что их мотоцикл он не способен преодолеть даже скромные холмы Милуоки.
Вслед за этим началась работа над новым, более совершенным двигателем, для «настоящего» мотоцикла. В 1903 году появился более солидный двигатель, объем которого вырос более чем в два раза, и составлял уже 405 см3. Вся работа проходила в сарае размером 3 на 5 метров, на двери которого гвоздем было гордо нацарапано «Harley Davidson Motor Company». Создание прототипа было закончено 8 сентября 1904 года, и в этот же день принял участие в гонках на State Fair Park, гонщиком был Эдуард Хилдебранд [3], закончивший гонку четвертым. Это было первым документированным появление мотоциклов Harley-Davidson.
Первый мотоцикл, собранный школьными приятелями, купил их общий друг Генри Майерс, а к концу года был открыт первый дилерский мотосалон в Чикаго.
В январе 1905 года в американском журнале Automobile and Cycle Trade Journal, появилась первая реклама о том, что двигатели Harley-Davidson появились в свободной продаже. Мотоциклы начали продаваться уже целиком. В этом году было продано три мотоцикла из 12 собранных [1] .
В 1906 году была построена первая фабрика Harley — Davidson, на Chestnut Street, позднее эта улица была переименована в Авеню Джуно. Сарай, в котором был собран первый мотоцикл, был поставлен в центре фабрики, как память о скромном происхождении легендарной компании. Но вначале 70-х сарай был случайно уничтоженный подрядчиками, во время уборки фабричного двора. На этой фабрике в первый же год было создано 50 мотоциклов.
Через год Уильям Харлей получил высшее образование по специальности инженер – механик, и в этом же году фабрика обзавелась вторым этажом. Выпуск мотоциклов в этом году увеличился в трое [2]. Большим шагом на пути к успеху было заключение договора, по которому Harley — Davidson начали покупать для местной полиции.
Все мотоциклы, выпускаемые до 1907 года, были одноцилиндровыми, но в феврале 1907 года, на чикагской выставке был показан первый V-Twin. Эти моторы были почти в два раза мощнее одноцилиндровых, и с того времени задали направление развития всей истории мотоциклостроения. Хотя у многих фирм и были попытки отойти от стиля, заданного компанией Harley-Davidson, ни одна из них не увенчалась столь сногсшибательным успехом.
В 1911 году, компания Harley-Davidson, выпустила новый двигатель. На них снизили объем до 810 см3, но почти в два раза увеличилась мощность, за счет усовершенствованной системы газораспределения. После 1913 года, почти все мотоциклы Harley-Davidson, оснащались именно такими двигателями. И именно в 1913 году, фабрику ждала очередная генеральная перестройка, все кирпичное здание было снесено, а на его месте возвели пятиэтажное здание[3].
Через год Harley-Davidson, становится ведущим производителем мотоциклов в Америке, обогнав своего главного конкурента – фирму Индиан.
С этого времени, мотоциклы Harley-Davidson стали брендом, задающим направление движения и стиль всему мотоциклетному миру.
Эти мотоциклы использовали
армии Великобритании и США, Япония, как
часть долга, который США выплачивала, проиграв войну, потребовала
чертежи мотоциклов Harley-Davidson, которые стали базой, для создания
«самурайских» мотоциклов, мотоциклы компании
снимались в
кино, грандиозный успех имел фильм «Беспечный
ездок», эта
картина сделала мотоциклы Harley-Davidson символом свободы,
независимости и воплощением настоящего духа Америки, более удачной
ассоциации, для компании и не придумать[1]. Именно это и спасло компанию,
когда на рынок хлынули быстрые и дешевые японские мотоциклы, нельзя же
признать банкротом символ американской свободы.
Как я создавал свои первые мотоциклы
Мой первый опыт
Мало кого из мальчишек не посещала мысль создать «свой» Harley Davidson, для многих мечты остаются мечтами, а я свою осуществил, и хочу поделиться опытом со всеми.
Мой отец с детства увлекался мотоциклами, от советских мопедов до экспериментальной ЯВА 350, и видимо любовь к двухколесной технике это наследственное. С рождения я любил все, что передвигалось на двух колесах, и где не нужно было крутить педали. И когда мне исполнилось 13 лет, я уже обладал неплохим багажом знаний физики, механики и геометрии. К этому времени ездить на обычном велосипеде стало до боли скучно, а настоящий мотоцикл был для меня слишком большим, мощным и тяжелым, да и по закону не разрешалось мне его водить. Было принято решение усовершенствовать горный велосипед, и возвести его в ранг легенды тогда, подобно школьным друзьям Уильяму Харлей и Артуру Девидсону, мы с моим отцом взялись за работу, и создали «наш» мотоцикл.
За основу был взят горный велосипед, на котором я уже отъездил несколько сезонов и который был вылечен от всех детских, а так же хронических «болезней», и являл собой устройство в высшей степени надежное. «Сердцем» для будущего мотоцикла послужил мотор Д4, который когда – то принадлежал старенькому советскому мопеду. Это был одноцилиндровый, двухтактный, одно скоростной двигатель объемом в 49,9 см3, с воздушным охлаждением и мощностью около 6 л.с.
Он был отреставрирован, объем его увеличен на 7%, так же двигатель получил новую систему зажигания от более совершенного моторчика. Старый двигатель, в новой оправе он научился «жить и дышать» по – новому. Новая рама, была гораздо более легкой, чем та, в которую этот мотор устанавливался заводом, что дало существенный прирост в мощности.
Этот аппарат мог развивать скорость чуть более 60 км/час, и с небольшими усилиями преодолевать любые горки. Что бы запустить мотор, так же как и в первых мотоциклах Harley Davidson, нужно было разогнать его с помощью педалей до скорости 5 — 7 км/час. Мощный двигатель выявил одну интересную особенность такой конструкции. Ведомая звездочка, которая располагалась на заднем колесе и крепилась непосредственно к спицам, подвергалась большим нагрузкам, из – за чего спицы, на колесе, просто лопались. Нужно было что – то делать, а так как более мощных спиц просто не продавалось, мы решили переделать спицы от велосипеда «Украина», и адаптировать их под горный.
Благодаря таким усовершенствованиям мы получили, легкий, быстрый, надежный и простой в обслуживании мотоцикл, способный удовлетворить все требования подростка, который, к тому же не запрещен законом. Этот мотоцикл, верно прослужил мне до тех пор, пока я просто с него не вырос, и душа начала требовать большей скорости, больше мощности, престижа.
Вот тогда – то руки и дошли до отцовской ЯВЫ. К тому времени мне исполнилось лет пятнадцать, и я уже очень многому научился благодаря своему первому мотоциклу.
К сожалению документальных доказательств его существования не осталось на земле, поэтому придется вам поверить мне на слово - был такой!
Бессмертная классика – второе дыхание Явы
ЯВА, которая стояла у нас в гараже, была экспериментальной, так сказать переходной моделью завода. Выпустили их настолько мало, что многие мотоциклисты даже не знали о существовании такой модели. По этому поводу было выиграно много споров, когда припавшие пылью мотолюбители во всю глотку кричали, что её просто кто – то переделал, а когда я показывал документы на мотоцикл, они «язык проглатывали» от удивления. В общем, мотоцикл уже сам по себе представлял немалую ценность и интерес.
Но, прослужив верой и правдой двадцать пять лет, он изрядно под сносился. Краска выгорела и потеряла былой лоск, в некоторых местах появилась коррозия, двигатель «устал», и из 27, живущих в нем лошадей, в живых осталось чуть больше половины. Он буквально выпрашивал к себе внимания, и получил его сполна.
В начале весны он был разобран до винтика, каждая деталь мотоцикла лежала отдельно, все болты и крепежи расфасованы по пакетикам и подписаны кто откуда.
Рама была зачищена и покрашена заново черной матовой краской, бензобак и крылья выкрашены в насыщенный рубиновый цвет, и отполированы до блеска. Все ржавые болты заменены на новые. Все сносившиеся детали отправлены на свалку, а их место заняли новенькие, с большим трудом найденный и выторгованные, оригинальные заводские запчасти, времен СССР. Цилиндры двигателя расточены, поставлены новые, легкие и крепкие поршни, карбюраторы почищены и отрегулированы. В перьях вилки заменено масло, поставлены новые амортизаторы, мотоцикл получил современные покрышки, на которых стал гораздо более устойчивый и послушный, устранены все течи масла.
После того, как все детали были установлены в раму, ЯВА выглядела великолепно. Искрящаяся краска и хром, великолепный звук мотора, впечатляющая динамика, роскошный внешний вид. Этот мотоцикл стал моей гордостью, я проделал с ним колоссальную роботу, и он навсегда останется для меня любимым. Хотя появились в моей жизни мотоциклы мощнее и быстрее, красивее и совершенней, этот навсегда останется для меня особенным.
Мой первый custom
В 17 лет я купил первый собственный «большой» мотоцикл. Взял я его у человека по имени Костя «Лысый». Родился этот мотоцикл в городе Дзержинске, но расцвести, ему было суждено в моих руках. Когда я его увидел, то с первого взгляда понял — это моё. Длинный и низкий «Low rider», с потрясающей, вынесенной далеко вперед рычажной вилкой, с огромным мотором и эгоистичным сиденьем. Когда он оказался в моем гараже, я уже представлял, во что он превратится буквально за одну зиму. Так же как и ЯВА, он был разобран до винтика. В первую очередь доработке подверглась пространственная трубчатая рама, оригинального дизайна. Из эпоксидной смолы и специального волокна были изготовлены новые крылья. Отличающиеся от стандартных значительно меньшим весом и большей прочностью, а так же оригинальным внешним видом. Впереди было установлено колесо размером в 21'' вместо старого 19'', передняя вилка была доработана, в результате чего стала более жесткой и надежной, а мотоцикл стал более легкий и предсказуемым при прохождении сложных и быстрых поворотов. Мотоцикл получил новый, более удобный руль. Двигатель был полностью разобран, облегчен и отцентрирован маховик, настроено зажигание, пары поршней и шатунов стали равными по весу, после чего двигатель избавился от назойливых вибраций, алюминиевый корпус двигателя был отполирован до зеркального блеска. Мотоцикл изобиловал хромом. Так же усовершенствованию поддались задние тормоза, передних просто не было, поэтому вся надежда была только на них, хотя и они один раз в жизни отказали. Великолепный художник и дизайнер Кавуненко Евгений, нарисовал по всему мотоциклу зеленые языки пламени, придав ему особую харизму и индивидуальность. В итоге весной с гаража вышел совершенной новый байк. Который стал продолжением меня и воплощением в металле моего внутреннего мира.
Но, как известно, нет ничего вечного и совершенного. Моя история не может быть закончена, ибо идеал недостижим. В феврале 2012, благодаря моей семье, в гараже прописался новейший из семейства японских V-Tvin, роскошный, черный, пафосный и вальяжный чоппер Yamaha Drag Star. Которому только предстоит пройти вместе со мной предначертанный нам путь.
Используемые при написании источники
1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Википедия о Harley-Davidson
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: powerpassion.nl/harley/story-engels
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.harley-davidson.com