Оценка эффективности системы менеджмента качества образовательной организации
Автор: Момот А.И., Бережная О.А.
Автор: Момот А.И., Бережная О.А.
Момот А.И., Бережная О.А. Оценка эффективности системы менеджмента качества образовательной организации
В ближайшее десятилетие одной из стратегических целей вузов становится разработка эффективных СМК. При этом требуется выработка методов, на основании которых будет осуществляться оценка эффективности этих систем.
В работе Н.Г. Синьковой были проведены исследования по использованию моделей оценки затрат на качество (PАF, стоимостная модель и интегрированная модель) применительно для образовательной организации. Предложенная автором вербальная интегрированная модель оценки затрат на качество включает элементы стоимостной модели и модели PAF, что позволило оценить экономическую эффективность СМК образовательной организации.
Проанализировать методы оценки эффективности системы менеджмента качества образовательной организации (вуза).
Эффективность СМК может оцениваться на основе двух базовых способов: оценка экономической эффективности и определение соответствия требованиям.
В связи со спецификой процессов, протекающих в организации, этот метод несет в себе сложности. Во-первых, основные результаты деятельности образовательных организаций лежат не в экономической, а в социальной сфере. Во-вторых, даже зная результаты деятельности образовательной организации, сложно выделить и идентифицировать вклад в них СМК. Однако, из определения эффективности, как связи между результатом и величиной затраченных ресурсов, вытекает один из путей оценки эффективности образовательной организации с помощью оценки затрат на качество. Для оценки затрат на качество сформированы две основных методики оценки: стоимостная модель процесса и модель предупреждения, оценки и отказов (PAF).
В качестве входных параметров модели можно принять данные отбора абитуриентов, на выходе проанализировать содействие трудоустройству выпускников. Внутреннее содержание системы - образовательный процесс.
В связи с воздействием человеческого фактора, данный способ может привести к негативным последствиям для качества образования, которые могут выразиться в фальсификации результатов. Можно предположить, что применение к образовательным организациям метода оценки экономической эффективности преждевременно.
При оценке эффективности СМК через определение уровня ее соответствия установленным требованиям используются результаты внутреннего и внешнего аудита. Однако данный метод также имеет и существенные недостатки, к которым можно отнести принципиальную дихотомию оценки (система соответствует или не соответствует требованиям). При этом не обеспечивается постоянная, системная оценка элементов СМК и всей системы в целом. Кроме того, эффективность и полнота аудита в значительной мере зависят от квалификации и опыта аудиторов. Недостатком аудитов также является и то, что в результатах проверок, как правило, отсутствуют количественные показатели оценки СМК, т.к. аудитор лишь фиксирует ошибки и недостатки. Таким образом, и выполнение установленных требований не может служить полноценным свидетельством эффективности функционирования СМК. Оценка эффективности функционирования СМК представляет собой весьма сложную задачу, так как трудно учесть все взаимосвязанные факторы, влияющие на нее.
Эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно.
При рассмотрении понятия "качество образования" следует учитывать ряд моментов. Под "качеством" в обобщенном смысле понимается совокупность свойств предмета удовлетворять определенным потребностям. Следовательно, качество - комплексная характеристика. По определению профессора Э. Короткова, - "Качество образования - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития".
Многие специалисты в области качества определяют качество образования как качество функционирования системы образования. Однако некоторые трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обучения (подготовленности). Отсюда, одну из основных проблем высшего образования разработчики современной политики в области образования связывают с необходимостью достижения и превышения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Анализ образовательного процесса показал, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные отличия.
Во-первых, объектом деятельности вуза является человек, что исключает шаблонные подходы. Во-вторых, специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная и научная, главная задача которых - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.
В-третьих, результативность образовательной деятельности зависит от эффективности научных исследований. Именно научная деятельность дает возможность профессорско-преподавательскому составу непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. В этой связи следует заметить, что в настоящее время наметилось "расщепление" научного пространства в подготовке кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук из-за командировочных расходов, непосильных для вузов. Процесс подготовки специалистов все более замыкается в рамках региональных научных школ, не всегда способных обеспечить должный уровень их научной подготовки.
В-четвертых, образовательный и научный процессы не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, следовательно, третье направление деятельности - информационное.
В-пятых, социальное и финансово-экономическое направление деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может эффективно работать без хорошо организованной административно-хозяйственной деятельности.
В высшем образовании как общественном институте прослеживаются как весьма позитивные тенденции, отражающие насущные требования современности, так и тенденции коммерциализации, часто снижающие качество образования.
1. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России. http://quality.eup.ru/
2. Терминологический словарь в области управления качеством высшего образования и среднего профессионального образования. http: // www.tqm.spb.ru./
3. Левшина В.В., Шимохина В.В. Оценка результативности системы менеджмента качества образовательной организации // Проблемы науки и образования. - 2010. - №6